Независимые эксперты сулят Казахстану настоящий топливный кризис
Zakon.kz
Целый ряд городов нашей республики столкнулся с нехваткой дизельного топлива. Это горючее исчезло с заправок вслед за бензином марки Аи-92.
В намеренном создании дефицита ГСМ в топливной ассоциации Казахстана обвиняют государственные структуры. Аналитики называют схему распределения горючего непрозрачной.
Казахстанцы испытали новое потрясение. Вслед за исчезновением бензина ходовой марки Аи-92 на автозаправочных станциях закончилось дизельное топливо. Еще накануне автолюбители Алматы и Шымкента в панике перемещались от АЗС к АЗС. Сегодня ажиотаж ощутили на себе и павлодарцы.
ГЛЕБ САВИЧЕВ, водитель:
- Вообще беспредел какой-то. Седьмая или восьмая заправка - и нигде дизеля нет. Я не знаю, сейчас заглохну посередине дороги. Машину, что ли, бросать?
Тем временем в Астане топливная ассоциация Казахстана обвинила госорганы в намеренном создании дефицита ГСМ. Они считают механизм распределения горючего непрозрачным и прогнозируют настоящий топливный кризис. По данным аналитиков, пик его автовладельцы ощутят уже на следующей неделе. На сентябрь реализаторам отпущено бензина марки Аи-92 вдвое меньше нормы. А дизельного топлива - втрое. И это при том, что в республике полным ходом идет уборочная кампания.
СЕРГЕЙ СМИРНОВ, аналитик нефтегазового сектора:
- Вместо необходимых 300 тысяч литров бензина Аи-92 - всего 160 тысяч. Значит, дефицит будет сохраняться. А при дефиците всегда будут цены расти.
Из сложившейся ситуации все же есть выход. Эксперты предлагают регулировать стоимость отечественного бензина, а цены на ввозимое российское топливо пустить в "свободное плавание". И призывают навести порядок. Оптовики подняли цены. Теперь продавать горючее в розницу по действующим расценкам реализаторам не выгодно.
БОЛАТ АУЕТАЕВ, председатель топливной ассоциации Казахстана:
- Мы просим зарегулировать оптовые цены, установить для розничных реализаторов маржу в 30 процентов. Мы хотим, чтоб жесткое распределение было. Через акиматы. Нет прозрачности, нет гласности кому сколько выделено.
Однако по-прежнему вопросов больше, чем ответов. К примеру, девальвация тенге и падение мировых котировок на нефть должны были автоматически привести к изменению предельных розничных цен на все регулируемые виды топлива. Но дизельное топливо при его дефиците так и не подорожало.
Меруерт Шакенова, Нуркен Токмурзин, Илья Рыбин, Марат Тимуров
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript