Казахстан построит учебный аэродром для подготовки собственных пилотов
Zakon.kz
Дефицит отечественных пилотов в Казахстане будет восполнен к 2020 году.
К 2020 году за штурвалами всех самолетов отечественных авиакомпаний в РК будут казахстанские пилоты, а в перспективе в каждом сельском округе страны появятся собственные аэродромы малой авиации. Об этом в эксклюзивном интервью сайту Primeminister.kz сообщил председатель Комитета гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию РК Бекен Сейдахметов.
- Бекен Канелович, планируется, что в 2015 году начнет полноценно работать новая отечественная авиакомпания «Эйр Казахстан». Расскажите, откуда будут набираться летные экипажи, каков будет процент казахстанских пилотов и других специалистов авиационной отрасли.
- Решение о создании новой национальной авиакомпании уже принято, в настоящее время проводятся процедуры по утверждению устава, согласованию с основным акционером. Для этой авиакомпании планируется приобретение 10 воздушных судов типа Bombardier Q400 вместимостью 70 пассажиров, это очень экономичный турбовинтовой самолет, подходящий для погодных условий Казахстана. На следующий год планируется начать полеты.
Что касается пилотов, оператором «Эйр Казахстан» будет канадская компания Bombardier Inc. На первом этапе, возможно, будут привлечены пилоты-иностранцы, но в последующем это будут казахстанские пилоты.
- Какова сейчас ситуация с подготовкой отечественных пилотов? Долгое время сохранялся дефицит. Как решается этот вопрос, каков сейчас процент казахстанских пилотов и других специалистов в авиакомпаниях, работающих в РК?
- Вопрос дефицита пилотов актуален не только в Казахстане, но и во всем мире. Чтобы подготовить пилота высокого класса, нужны определенные материальные ресурсы, время. Поэтому у нас в настоящее время 65% пилотов казахстанские, а 35% - иностранные.
Мы ставим задачу, что до 2018 года 80% пилотов наших авиакомпаний будут из Казахстана, а до 2020 года - 100%.
Для этого в Академии гражданской авиации в Алматы разработаны новые современные программы подготовки пилотов. Впервые для улучшения материально-технической базы академии в этом году выделено 1 млрд 700 млн тенге на приобретение учебных самолетов. Сейчас академия эту процедуру по приобретению завершает.
Также с прошлого года одна финская компания помогает готовить пилотов в соответствии с подписанным соглашением. 12 казахстанских студентов, прошедших отбор, прошли обучение у финских инструкторов, а сейчас они выехали в Финляндию и проходят там летную практику. Но это временная мера, в этом году мы приобретаем самолеты, готовим своих инструкторов. На следующий год планируем, что учебную практику, летные тренировки будем проводить на базе академии гражданской авиации. К 2018 году первый цикл обучения наши пилоты завершат, будут выпускаться в соответствии со всеми европейскими требованиями.
Кроме того, планируется выделение дополнительных финансовых средств на создание производственного помещения для тренажеров, с последующим строительством собственного учебного аэродрома.
- Известно, что планировался переход Академии гражданской авиации в Алматы на международные стандарты обучения. Какие еще учебные заведения готовят специалистов авиационной отрасли?
- В нормативно-правовых актах мы уже прописали международные требования - расширение категорий специалистов, которые в обязательном порядке проходят периодическую подготовку. Эти требования – усиление ответственности инструкторско-преподавательского состава учебных центров, повышение требований к учебным центрам.
Впервые разработана и внедряется система контроля качества управления и безопасности полетов в соответствии с международными стандартами. Такие требования у нас уже введены, и в обязательном порядке преподаватели по этой системе проходят курсы повышения квалификации за рубежом.
Также по программе Болашак с 2012 года уже введен перечень авиационных специальностей. С 2013 года академия гражданской авиации ведет подготовку своих преподавателей, отправляет их на стажировку за границу.
Помимо академии у нас есть еще 10 учебных центров. Их них 4 прошли сертификацию по новым требованиям. Планируется, что до конца года процедуру сертификации пройдут все 10.
Кроме того, компания «Еврокоптер-Казахстан» создала свой центр, уже сертифицированный. Также в Западном Казахстане вертолетные компании создают собственные центры. Мы, как Комитет, задаем стандарты, а они -формируют материальную базу и обучают специалистов.
Что касается Академии, на базе этого вуза наша задача – создать сильный современный учебный центр подготовки специалистов: не только пилотов, но и инженеров, экономистов, работников аэропортов.
В ближайшее время мы планируем открыть новый отраслевой учебный центр, курсы обязательного повышения квалификации, которые будут уже после первичной подготовки, начиная от инженера аэродромной службы, заканчивая руководителем авиапредприятия. Нам в нормативной базе необходимо закрепить, что руководители авиапредприятий обязаны проходить такие курсы повышения квалификации. Потому что чем образованнее будет персонал, тем выше будет качество обслуживания пассажиров, уровень безопасности пассажиров.
Этот учебный центр на базе Республиканского государственного предприятия «Казаэронавигация» будет полностью соответствовать европейским стандартам и международным требованиям. Преподаватели и инструкторы прошли соответствующие курсы повышения квалификации за рубежом. Сертификационную работу мы уже провели.
- Как сообщалось, в Казахстане открыли один из учебных центров ИКАО, третий после Киева и Москвы. Каковы первые результаты работы центра?
- Центр создан на базе академии гражданской авиации. В 2012 году мы подали заявку в ИКАО, встретились с ректором Академии, ознакомились с условиями создания учебного центра, и после вышли с соответствующим предложением, которое было поддержано. Данный учебный центр будет ориентирован на подготовку по вопросам авиационной безопасности.
В 2013 году мы вели подготовительную работу, там достаточно жесткие требования по созданию учебных центров. Наша академия все необходимые параметры выдержала, специалисты из штаб-квартиры ИКАО в прошлом году вручили сертификат этого учебного центра. Сейчас центр уже работает, со дня открытия 240 наших казахстанских слушателей прошли курсы разного уровня, начиная от инспекторов досмотра, и заканчивая первыми руководителями авиационных компаний.
3 июня мы внесли поправки в требования к этому учебному центру. По рекомендации ИКАО ужесточили требования, потому что там должны проходить обучение не только работники, которые работают в авиакомпании, но и те, кто работает в аэропорту. Работники Duty Free, те, кто находится в стерильной зоне, продавцы киосков в аэропорту, они тоже должны обучаться по линии авиационной безопасности, это международное требование.
Кроме того, в рамках подготовки к ЭКСПО-2017 этот центр становится еще более важным, потому что мы предлагаем на базе этого учебного центра не только для авиационных специалистов курсы проводить, но и для сотрудников силовых структур, задействованные в подготовки к выставке. Потому что в этих курсах - вопросы антитеррора, защиты от различного воздействия. Планируем также обучать психологов, чтобы не только механически видеонаблюдение вести, но и контроль при досмотре.
- В прошлом году Вы сообщали, что, следуя рекомендациям Международной организации гражданской авиации – ИКАО - началась ресертификация казахстанских авиакомпаний. Расскажите, к каким результатам привели данные преобразования?
- В 2009 году проведен аудит, было порядка 82 замечаний, процент соответствия требованиям ИКАО на тот момент был 47%. Естественно, с этого момента была проведена большая работа: в 2010 году был принят новый закон об использовании воздушного пространства и деятельности гражданской авиации. Основополагающим являлось то, что уровень авиационной администрации, уровень квалификации специалистов был очень низким. В связи с этим с 2012 года принято решение усилить авиационную администрацию, увеличить число сотрудников, повысить уровень оплаты их труда.
Также принято постановление Правительства, создана рабочая группа по устранению замечаний аудита ИКАО. В рамках плана мероприятий мы привлекаем экспертов, которые могли бы помочь авиационной администрации. И мы заключили контракт с бюро технического содействия ИКАО - это структурное подразделение, которое занимается оказанием содействия авиационным администрациям более 100 стран, входящих в ИКАО. Они оказали консультационную помощь по устранению замечаний. В результате внесены изменения в законодательство в части усиления требований по безопасности.
В 2013 году у нас было 70 авиакомпаний, мы начали процесс ресертификации - проверки на соответствие требованиям. И после ресертификации осталось 42 авиакомпании. У 9 компаний лицензии отозвали, еще у 9 – приостановили. Помимо этого мы провели ресертификацию не только авиакомпаний, но и воздушных судов, которые у нас осуществляют коммерческие перевозки. По пяти воздушным судам мы приостановили лицензии, в процессе работы устранили нарушения, и допустили их до полетов.
При этом увеличена штатная численность авиационной администрации: было 54 человека, сейчас – 65, и в этом году дополнительно 10 человек принимаем. Так что в авиационной администрации уже в сентябре–октябре будет 75 человек.
- Ранее ИКАО вносила ряд казахстанских авиакомпаний в «черный список». Какие компании были внесены в список и сегодня выведены из него? Какие авиакомпании остаются в «черном списке» и что предпринимается для вывода их из этого списка?
- По результатам аудита 2009 года Евросоюз внес нас в «черный список»: запретил полеты всех казахстанских авиакомпаний над Евросоюзом, кроме компании Эйр-Астана, которая была определена в «серый список», то есть, без возможности расширения географии полетов и введения новых самолетов. Такие ограничения были.
Мы в год два раза отчитываемся перед комитетом по безопасности полетов Евросоюза. По результатам нашей поездки 10 апреля комитет принял решение, что снимает в Эйр-Астаны параметры «серого списка».
Другие авиакомпании пока остаются в «черном списке». Но кроме «Эйр-Астаны» у нас только компания «Скат» совершает регулярные рейсы и летает в основном в Юго-Восточную Азию, СНГ. В планах «Ската» пока нет Европы.
Естественно, вопросы выхода из «черного списка» мы не снимаем, над этим мы дальше работаем.
В мае мы пригласили валидационную комиссию ИКАО. Комиссия проверила состояние устранения замечаний 2009 года. Эти результаты будут в сентябре. Они нам дали предварительный отчет, у нас на сегодня есть прогресс, соответствие требованиям ИКАО - 65%.
- Не первый год поднимается вопрос развития в Казахстане малой авиации. Какие меры принимаются для развития этого направления?
- У нас 233 воздушных судна работает в области малой авиации: 156 самолетов и 77 вертолетов. Это в основном самолеты Ан-2, которые выполняют авиационно-химические работы. Также вертолеты Ми-8, Ми-2 и еще приобретаются новые вертолеты.
В 2013 году малая авиация обработала более 5 млн га сельскохозяйственных площадей. Также малые воздушные суда совершают облеты трубопроводов, линий электропередач, участвуют в охране лесов. По госпрограмме развития малой авиации, которую мы разработали до 2020 года и расширяем до 2030 года, планируем создание инфраструктуры аэродромов местных воздушных линий. Так, планируется создание 16 аэродромов местных воздушных линий. Из них 5 будут с искусственной взлетно-посадочной полосой, и 11 – с грунтовыми полосами. Также в рамках этой программы сектор малой авиации планирует приобрести порядка 30 воздушных судов. Для этого будет разработана программа субсидирования. Уже практика такая есть: в ВКО внутриобластное субсидирование уже 5 аэродромов местного значения работают в труднодоступных регионах. Сектор малой авиации достаточно перспективный. Недалек тот день, когда у нас в каждом селе будут аэродромы. И там обязательно будут свои самолеты.
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript