В актауском морском порту работает современный мобильный инспекционно-досмотровой комплекс
Zakon.kz
Новые технологии введены для ускорения процесса таможенного оформления и обеспечения эффективного таможенного контроля.
Всем давно известно, что любое достижение прогресса имеет как плюсы, так и минусы. Вроде бы сравнительно недавно контейнерные грузовые перевозки стали одним из основных способов транспортного товарооборота - удобно, эффективно, экономично. Но тут же появился и минус, да еще какой: этот способ перевозок стал массово использоваться контрабандистами. И сегодня в морских контейнерах, автофургонах, железнодорожных вагонах зачастую перевозится оружие, взрывчатка и наркотики. Иногда контрабанда маскируется под реальные, указанные в перевозочных документах и таможенных декларациях, грузы. Бывает и так, что контрабанда и вовсе не маскируется. Особенно это характерно для стран, где таможенное администрирование пока не на должной высоте. Некоторые региональные с Казахстаном страны, увы, относится именно к таковым.
Чтобы кардинально улучшить положение дел применяются передовые технологии. Например, наиболее эффективным средством проведения таможенного досмотра большегрузных автомобилей и контейнеров, позволяющим с высокой достоверностью проводить проверку грузов без их вскрытия на соответствие товаросопроводительным документам и выявлять незаконные вложения, являются инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК), сообщает Департамент таможенного контроля по Мангистауской области.
Что касается Мангистауской таможни, то реальным воплощением комфортных условий для участников ВЭД стал ввод в эксплуатацию практический во всех международных пунктах пропуска области Инспекционно-досмотровых комплексов.
Особо хочется отметить мобильный досмотровый комплекс применяемый в морском порту Актау. Мобильный ИДК смонтирован на шасси автомобиля, что позволяет быстро перемещать его для целей таможенного контроля. Время готовности системы менее 15 минут, скорость движения по трассе – 85 км/час. После разворачивания комплекс может проводить контроль до 25 автомобилей в час. Досмотровый комплекс оснащен системой радиологической безопасности внутри и вокруг ИДК. Принцип работы комплекса достаточно прост: мобильный ИДК проезжает мимо стоящего объекта, подлежащего осмотру и осуществляет рентгеновское сканирование. Комплекс позволяет рассмотреть замаскированный груз даже в самом центре груженой фуры. Это мощный инструмент для обнаружения наркотиков, контрабандных грузов, оружия и взрывчатых веществ за счет вывода на дисплей радиоскопического изображения груза, шасси и содержимого кабины.
За первые полгода 2014 года в морском порту Актау общая перевалка сухих грузов составила 2 233 тыс.тонн, из них перевалка металлопродукции – 565 тыс.тонн, других грузов – 238 тыс.тонн, зерна – 475 тыс.тонн, объем паромных перевозок составил 955 тыс.тонн. В целом количество судозаходов – 866.
Поэтому именно для ускорения процесса таможенного оформления и обеспечения эффективного таможенного контроля в таможенном посту «Морпорт» введен в действие Мобильный инспекционно-досмотровый комплекс. Система безопасности комплекса предотвращает риски случайного излучения и риски, связанные с его автоматическим перемещением. За время работы ИДК осмотрено несколько тысяч товарных партий различных наименований и ассортиментов. В результате проведенной работы на особый контроль поставлено таможенное оформление строительных материалов, автомобильных запасных частей, мебели и др. Причем за указанный период работы осматривались практически все группы товаров, оформляемых таможенным постом с целью установления и анализа наиболее вероятных групп риска товара. По результатам применения мобильного комплекса с момента начала его работы выявлено множество административных правонарушений и уголовных преступлении предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
Необходимо отметить, что ИДК позволяет за минимальное время (2-3 мин.) в отличие от традиционных способов досмотра (2-3 часа) без вскрытия и разгрузки грузового транспортного средства получить его изображение и изображение перевозимых в нем товаров с характеристиками, позволяющими идентифицировать перевозимые товары, конструкционные узлы транспортного средства, обнаруживать в них предметы, запрещенные к перевозке, а также проводить ориентировочную оценку количества перевозимых товаров. ИДК к примеру способна различать 4-мм металлический провод за 100-мм стальной преградой и многое другое. В системе применяется специальная суперобъемная система сбора и обработки сигналов от быстродвижущихся объектов.
Как прокомментировал данное техническое новшество начальник таможенного поста «Морпорт» Бахытжан Бердибеков – «мобильный ИДК позволяет просматривать железнодорожные вагоны, контейнеры и в целом автомобильный транспорт рентгеновскими лучами подобно как это происходит в аэропортах с багажом пассажиров. Аналогичные системы нашли своё успешное применение во многих европейских странах: Финляндии, Германии, Нидерландах и других».
Стационарный ИДК достаточно мощное сооружение, его создание требует достаточных условий для использования этого комплекса с учётом техники безопасности при работе с подобными рентгеновскими излучателями. На этом фоне мобильный ИДК несомненно выигрывает прежде всего своей мобильностью.
На вопрос, как и насколько точно можно увидеть содержимое контейнера? – Б. Бердибеков указал, что – «Здесь важную роль играет проекция. Можно провести такую параллель. Если я знаю человека в фас, то в профиль могу не узнать. Точно так же и здесь. Инспенкционно – досмотрые комплексы могут иметь как одну проекцию, так быть и двухпроекционными, данный комплекс технически способен обрабатывать до двадцати грузовиков в час, т.е. около 500 контейнеров в сутки. Уже сейчас определенна эффективность идентификации грузов, поэтому можно говорить о сокращении количества досмотров таможенным инспектором вручную. Немаловажным является и то, что программные файлы хранятся не только на уровне таможни, но и в установленном порядке отправляются в вышестоящий центральный орган. Тем самым сделан еще один шаг к прозрачности процедуры таможенного оформления и снижению риска человеческого фактора».
Установка ИДК будет способствовать прозрачности грузооборота таможенных постов, а соответственно и повышению количества взимаемых платежей в бюджет государства. Мангистауская таможня занимает второе место в Казахстане по сбору платежей в казну страны, а значит, мы как никто другой должны быть на передовой по использованию современных технологий в своей работе – резюмировал Б.Бердибеков.
В настоящее время политика Комитета таможенного контроля в долгосрочном плане «Концепции развития таможенных органов» ориентирована на совершенствование и внедрение новых таможенных технологий, повышение качества таможенного регулирования с целью привлечению инвестиций в отечественную экономику и как результат — воплощение в жизнь таких принципов как "таможня для бизнеса" и "таможня как сервис". Тем самым уже сейчас достигается главная задача — всестороннее содействие участникам внешнеэкономической деятельности, но при оптимизированном и целенаправленном контроле за оформляемыми товарами со стороны таможенных органов, которые, в свою очередь, являются стражами экономической безопасности нашей страны.
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript