Табачным компаниям могут запретить заниматься благотворительностью
Zakon.kz
Благотворительные проекты, выделение денег на проведение культурных мероприятий, спонсорство образовательных программ является одним способов проявления социальной ответственности бизнеса. Отказываться от этого табачные компании не хотят.
Новый Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» может запретить табачным компаниям заниматься благотворительностью. Антитабачники видят в спонсорстве табачных производителей угрозу скрытой рекламы сигарет. Однако представители табачных компаний утверждают, что такой запрет не поможет борьбе с курением, а лишь усугубит проблемные вопросы нашего общества, ведь фонды недополучат около 180 миллионов тенге.
Благотворительные проекты, выделение денег на проведение культурных мероприятий, спонсорство образовательных программ является одним способов проявления социальной ответственности бизнеса. Отказываться от этого табачные компании не хотят, ведь ежегодно они планируют бюджет так, чтобы часть прибыли была потрачена на развитие культуры и поддержку социально незащищенного населения. Так одна из табачных компаний Казахстана ежегодно выделяет деньги «Социальному центру для пожилых людей», на обучение инвалидов по зрению профессии китайского массажа, иглоукалыванию и огнетерапии, на развитие местных талантов и проведение 4 крупных культурных фестивалей.
Почему им хотят запретить заниматься благотворительностью табачникам непонятно. Как они утверждают, выбирая направление для меценатской деятельности, табачники выбирают проекты, не связанные с детьми, спортом и здравоохранением, отдавая предпочтение помощи инвалидам, пожилым людям и организации культурных мероприятий. При этом, по их словам, в рамках реализации этих проектов никакой пропаганды курения не проводится. Зачастую они даже не указывают свой логотип. Поэтому предлагаемый запрет не внесет вклад на борьбу с курением, а может существенно сократить объем средств, выделяемых казахстанскими компаниями на благотворительность. Ведь по разным данным казахстанских экспертов, в стране на благотворительность тратится от 300 миллионов до 2 миллиардов тенге, при этом доля табачных компаний составляет около 180 миллионов.
Подобный запрет пытались ввести в России, однако он подвергся критике и его несколько изменили. Благотворительностью табачным компаниям заниматься разрешили, но указывать свой логотип запретили. Как считают табачники, подобная мера может решить проблему и в Казахстане, однако борцы с курением в своей позиции непреклонны. Если последние ссылаются на нормы международной рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, то табачные компании ссылаются на опыт Европы, где закон поощряет корпоративную социальную ответственность табачных компаний, а в ряде стран (Бельгия, Италия, Норвегия и Южная Корея) это добровольное обязательство.
Рамочная конвенция была принята ВОЗ в 2003 году и стала первым документом, направленным на снижение смертности из-за употребления табака и сокращение использования табака во всём мире. Этот документ прописывает международные нормы по борьбе с курением, это повышение цен и налогов на табак, продажа табака несовершеннолетним и несовершеннолетними, реклама и спонсорство, маркировка, незаконная торговля и пассивное курение. Часто именно на эту конвенцию опираются при составлении антитабачных законов.
Однако табачные компании утверждают, что запрет на благотворительность борьбе с курением не поможет, а лишь лишит благотворительные фонды значительной доли средств.
«Запрет благотворительных программ не сократит уровень курения в стране т.к. проекты для инвалидов и пожилых людей не имеют ничего общего с рекламой табачных изделий, которая запрещена в Казахстане с 2009г. Цель запрета не понятна, больше похоже, что он нужен «для галочки», - Олжас Бибанов, менеджер табачной компании.
По словам табачников, они не знают о существовании таких запретов в других странах мира. Более того, на Западе, в Европе и в странах СНГ подобных проблем не возникает. В качестве примера они привели работу филиалов на Кавказе. Так в Азербайджане, с жестким антитабачным законодательством, полностью ограничивающим рекламу сигарет, запрещать табачникам заниматься благотворительностью никто не собирается. Благодаря этому во многих отдаленных селах Азербайджана, где остро стоит вопрос нехватки питьевой воды, были построены водоочистительные станции. Многим пожилым людям оказывается помощь. А уникальные творческие проекты имеют источники финансирования.
Ситуация в Грузии немного отличается, там реклама табачных изделий разрешена. И запрещать заниматься благотворительностью, производителям сигарет, никто не собирается.
«Благодаря поддержке нашей компании почти 200 человек ежедневно получают бесплатные горячие обеды. Для Тбилиси это много. Все эти люди зарегестрированы в мэрии, в социальном центре. Если бы не поддержка нашей компании, то этого проекта, возможно, и не существовало бы в Грузии. По крайней мере в таком объеме. В Армении есть подобная программа, но они получают не горячие обеды, а продуктовые наборы», - рассказал Александр Авазашвили, директор по коммуникациям в странах СНГ одной из международных табачных компаний.
Кроме того компания выделяет средства на проведение культурных мероприятий. Например, Международный театральный фестиваль, который пройдет уже в шестой раз.
При этом табачные компании выбирают только проверенные фонды, которые не станут тратить деньги на нецелевые нужды. Ведь в меценатстве главное, чтобы помощь дошла до адресата. В этом плане законодательство Казахстана многие моменты не учитывает. Так понятие благотворительность прописано лишь в налоговом кодексе, при этом, государством меценатство поощряется не так как на Западе. Например, в Казахстане уменьшение налогооблагаемого дохода на расходы по благотворительной деятельности составляет 3%. Возможно существующие проблемы сможет решить разрабатываемый законопроект «О благотворительной, спонсорской и меценатской деятельности». Этот закон был представлен депутатами в июне 2014 года и пока обсуждается. Однако уже известно, что заниматься благотворительностью смогут все граждане и организации независимо от вида деятельности.
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript