Лента новостей
0

Юристы предлагают создать Агентство по рассмотрению жалоб на действия чиновников

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 10.09.2014 17:17 Zakon.kz
Юристы уверены, что это поможет решить вопрос улучшения качества госорганов. 
«Президентом за одну только неделю августа  отправлены в отставку за нарушения   акимы Алматинской и Карагандинской области. Несколько дней назад задержан начальник департамента агентства Республики Казахстан по делам государственной службы, председатель дисциплинарного совета агентства РК по делам государственной службы в Мангистауской области по подозрению в получении взятки. 8 августа  уволили заместителя  акима  Камыстинкого района Костанайской области, потративший на обеды и ужины в ресторанах  1.4 млн. тенге. Расследуется уголовное дело в отношение акима Павлодарской области. Суд рассматривает дело в отношении бывшего акима Атырауской области и его заместителей. В отношении бывшего акима Алматы возбуждены более 20 уголовных дел. Еще сотни акимов, министров, вице-министров, руководителей комитетов, департаментов, управлений и других чиновников были  осуждены, находятся под следствием, уволены по отрицательным мотивам. На всех этих осужденных и уволенных чиновников, а также действующих, годами подавались и подаются  многочисленные жалобы об  их  нарушениях, но почти все жалобы оставлялись без удовлетворения, что говорит о малополезности сегодняшней системы обжалования  действий чиновников», заявляет Жангельды Сулейманов, адвокат, управляющий партнер Казахстанской лиги юристов 

По его словам,  многие обращаются в суды, но, во-первых, не все действия и решения госорганов  по закону могут быть оспорены в суде. Например, очень сложно оспорить действия, если прямо не нарушены права заявителя.  Во-вторых, граждане и юридические лица, как правило, проигрывают дела в таких спорах. В-третьих, суды в силу загруженности делами и отсутствием практики и единой позиции  по определенным категориям  дел, не всегда могут принять справедливые решения.

Кроме того, много жалоб на чиновников поступают в органы прокуратуры, которые по мере возможности стараются рассмотреть такие жалобы, но такая деятельность прокуратуры является лишь одной из её многих направлений и также не всегда есть возможность у прокуроров  качественного рассмотрения жалоб, так как есть предельные сроки рассмотрения жалоб и иногда, есть случаи воспрепятствования требованиям прокуроров. К тому же, на действия самих прокуроров жаловаться приходиться их же руководителям. 

Существует еще порядок обжалования вышестоящему органу, но,  как известно, в силу корпоративной солидарности, такие жалобы рассматриваются в пользу госоргана.  На справедливое рассмотрение жалоб вышестоящим госорганом не приходится рассчитывать еще и потому, что почти  не соблюдается принцип «Руководитель в ответе за подчиненного»,  который должен применяться в случае возбуждения уголовного дела в отношении подчиненных. 

«Партия «Нур Отан» занимается рассмотрением жалоб на госорганы, но каких-то особых случаев рассмотрения жалоб трудно вспомнить. Некоторые обращаются в Администрацию Президента, которая направляет жалобы в центральные госорганы или прокуратуру. Уж совсем отчаявшиеся обращаются в СМИ либо устраивают различные акции протеста. Граждане, недовольные результатами рассмотрения жалобы, начинают жаловаться уже на органы, рассмотревшие жалобы. Многие устают от борьбы, разочаровываются в установлении  правды и перестают жаловаться, что на руку нарушителям законов. Все эти факты говорят о неэффективной системе обжалования действий чиновников, что усложняется рассмотрением одной и той же жалобы одновременно несколькими органами, что приводит к необоснованному расходу трудовых ресурсов. Также ни один орган не занимается статистикой и анализом поданных жалоб и  ответов на жалобы», - добавил юрист. 

Миссией нового  Агентства по  делам  государственной службы и противодействию коррупции является реализация единой государственной политики в сферах государственной службы, противодействия коррупции и оказания государственных услуг. Юристы считают, что в силу своей миссии новое Агентство не будет ставить основной своей задачей рассмотрение жалоб на госорганы.

 Для решения данного вопроса, они подложили создать при Президенте Агентства по рассмотрению жалоб на действия госорганов, основными задачами которого станут: собственно рассмотрение жалоб на действия госорганов, анализ и обобщение полученных жалоб в разрезе по госорганам, видам жалоб, должностным лицам, регионам, разработка предложений по профилактике нарушений, составление единой базы данных о заявителях в целях выявления необоснованных жалоб и привлечения к ответственности за клевету. 

«Чтобы деятельность Агентства была прозрачной и контролируемой обществом, важно полностью размещать на сайте Агентства всю информацию по каждой жалобе и результатам её рассмотрения.  Кроме того, сайт Агентства должен быть максимально простым и удобным для подачи жалобы.  Конечно, критики нашего предложения будут указывать на то, что такое Агентство окажется еще одним бюрократическим аппаратом в системе государственного управления, и что будет дублировать другие ведомства. Мы не исключаем, что такое возможно, но это, конечно, зависит от того, какие задачи и механизмы будут разработаны для деятельности Агентства», - говорит Сулейманов.
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: