Мамы и папы первоклашек тоже нуждаются в психологической помощи
Zakon.kz
В Алматы, как и во многих других городах Казахстана, прошла уникальная республиканская Конференция.
Называется этот форум «Психологическая помощь родителям первоклассников». На нем родителям рассказали, почему у ребенка могут возникнуть трудности, что нужно сделать, чтобы первый класс стал стартовой площадкой к успехам в будущем, чтобы учеба была не в тягость, а в радость. Такая встреча прошла и в школе-гимназии № 83 - одной из самых больших и лучших в Турксибском районе Алматы.
На встречу пришло огромное количество родителей, в основном, конечно, мамы, чьи дети учатся не только в данной школе, но и в других близлежащих школах. Символично, что это мероприятие было запланировано на День семьи, праздник, который учредил своим указом Президент Нурсултан Назарбаев. И это неслучайно, ведь семья это первичная ячейка общества и то, каким вырастет ребенок, зависит не только от школы, но в первую очередь от семьи. Поэтому многое зависит от родителей, насколько они грамотные, интеллектуальные, образованные, педагогичные, понимают ли они своего ребенка, его душу, сердце, возможности, способности, умеют ли учить его, требовать с него, взращивать в нем все лучшее… Одним словом, смогут ли они подготовить для нашего общества достойного человека и гражданина. Как этого добиться? Это особый разговор, которому на данной конференции было уделено большое внимание и о котором мы подробно расскажем чуть позже.
Хотелось бы отметить, что так называемая родительская конференция принципиально отличается от других подобного рода форумов тем, что ее практически провели психологи, которых в течение нескольких месяцев готовил Институт Семейного Воспитания совместно с партией «Нур Отан» во всех без исключения регионах Казахстана. Этот институт нашел поддержку также со стороны исполнительных органов и парламентариев, и, как стало известно, в бюджете уже предусмотрены средства для его развития.
Конференцию в школе-гимназии № 83 открыла директор Любовь Витальевна Солодникова, она зачитала Приветственные письма от партии «Нур Отан, от Министерства образования и науки и Института Семейного Воспитания.
Вице-министр образования и науки Есенгазы Имангалиев в Приветственном письме подчеркнул, что в этом учебном году в Казахстане начали обучение более 280 тысяч детей в более чем 7 тысячах школ. И уже в 2025 году эти дети войдут во взрослую жизнь и начнут трудиться, чтобы сделать Казахстан XXI века сильным и процветающим. Поэтому от того, насколько качественными будут процессы образования и воспитания сегодняшних первоклашек, по сути, зависит будущее нашего общества.
«Президент Республики Казахстан, лидер нации Нурсултан Абишевич Назарбаев в своих выступлениях неоднократно подчеркивал, что подрастающие поколения казахстанцев должны быть воспитаны разносторонними личностями, обладающими позитивным созидательным мировоззрением, прочными нравственными устоями, чувством ответственности, способностью делать осознанный выбор и принимать самостоятельные решения, нацеленные на благо Отечества, - говорится в Приветственном письме Вице-министра образования и науки. - Для успешного решения этой задачи необходимо тесное плодотворное сотрудничество семьи и школы, основанное на взаимном уважении и доверии. Необходима высокая согласованность усилий родителей и педагогов, школьных психологов, других специалистов, работающих с учащимися. Нужно, чтобы требования, которые предъявляют к ребенку семья и школа, не противоречили друг другу, представляя единую шкалу морально-нравственных ценностей и установок, дисциплинарных норм. Важно, чтобы родители вовремя получали квалифицированную помощь. Ведь воспитание – процесс нелегкий: у кого спросить совет в сложной ситуации, где найти понимание и поддержку? Конечно, в школе!
Задача сегодняшней родительской конференции – заложить прочный фундамент сотрудничества семьи и школы. В этом заинтересована каждая казахстанская семья. Именно поэтому Министерство образования и науки поддержало инициативу Института Семейного Воспитания о проведении Республиканской родительской конференции «Психологическая помощь родителям первоклассников».
Психологическая поддержка ребенка во время школьного обучения со стороны родителей — важная, серьезная проблема. К процессу обучения в школе должны быть готовы и первоклассники, и их родители. Главная забота родителей — поддержать и развивать интерес ребенка к учебе, способствовать формированию у него самодисциплины, последовательности и настойчивости в процессе освоения новых знаний, навыков и умений.
Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка. Как помочь ребенку успешно адаптироваться к новой обстановке – к новым требованиям, новым обязанностям, новым отношениям с учителями и ровесниками? На этот и многие другие вопросы каждый родитель должен знать четкий ответ. Помочь ему в этом и должна сегодняшняя конференция», подчеркнул Есенгазы Имангалиев.
В Приветственном письме от Института Семейного Воспитания говорится, «ребенок, пребывающий под прессом родительского равнодушия или родительской тирании, – лицемерен, и его протест перерастает из ожесточения в злобу. Одновременно навсегда утрачивается его чувство собственного достоинства. В подростковом возрасте это приводит к многочисленным формам девиантного поведения – подростки начинают курить, сквернословить, пренебрегать своими обязанностями, зачастую – употреблять алкоголь и наркотики или уходить от реальной жизни в виртуальный мир компьютерных игр, виртуального общения в социальных сетях. Не имея поддержки и понимания в семье, подростки легко поддаются многочисленным негативным соблазнам современного мира, таким, как теле- и интернет-зависимость, наркомания, игромания, вещизм, становятся эмоционально холодными. Что может быть печальнее на свете, чем черствые бессовестные дети?
А если семья живет в любви, уважения и взаимопонимании, чуткости и солидарности, у ребенка формируется адекватная самооценка, он уверен в себе, у него есть желание хорошо учиться; он хочет и умеет дружить с одноклассниками; с уважением относится к педагогам. Когда подрастет, он поставит перед собой высокие цели и будет целеустремленно их добиваться.
…В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Педагогическая некомпетентность родителей может стоить очень дорого, ведь известно, что перевоспитывать ребенка, исправляя свои родительские ошибки, гораздо сложнее, чем с самого начала воспитывать ребенка, не совершая неправильных действий, не говоря неправильных слов. Именно поэтому повышение педагогической культуры родителей – задача и каждой отдельной семьи, и всего общества в целом. Как метко заметил американский писатель Томас Харрис, «Наилучший способ помочь детям – это помочь их родителям».
Институт Семейного Воспитания разработал программу конференции и наполнил ее не только полезной информацией, но и материалами, которые создают позитивный эмоциональный настрой, вызывают теплые чувства, напоминая о том хорошем, высоком и светлом, что связывает детей и родителей, чтобы сегодня каждый из присутствующих еще раз вспомнил, что лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми.
Директор школы Любовь Солодникова представила родителям психолога Ольгу Александровну Дрозд. Она выпускница государственной программы повышения квалификации педагогических кадров в области семейного воспитания. Эта программа в течение четырех лет организуется и проводится Институтом Семейного Воспитания в Астане при поддержке Министерства образования и науки.
Ольга Дрозд сразу раздала родителям анкеты, которые они должны были заполнить и сдать. В них было 15 вопросов, все они очень интересные, глубокие. Например, «Обладаете ли Вы достаточным объемом знаний, чтобы помочь своему ребенку успешно адаптироваться к обучению в школе?», «Нуждаетесь ли Вы в консультации школьного психолога по вопросам адаптации ребенка к обучению в школе?», «Какого ресурса Вам не хватает, чтобы быть более эффективным родителем?» и другие.
По мнению психолога, период подготовки к школе и первые месяцы обучения — сложный период, первый класс для малыша – это время действительно глубоких перемен.
- Адаптацию к школьной жизни переживает каждый ребенок, - говорит Ольга Дрозд. - Большинство возникающих трудностей рано или поздно исчезают. Например, в первое время посещения школы состояние детей может ухудшиться. Они могут стать беспокойными, тревожными, раздражительными, гиперактивными или гиперпассивными. Может ухудшиться физическое состояние. Но через некоторое время - у кого раньше, у кого позже - все нормализуется. Поэтому имеет смысл познакомиться и прислушаться к тем наработкам психологии и педагогики, которые посвящены исследованиям особенностей адаптации ребенка к обучению в школе.
Психолог подробно рассказала родителям, почему у ребенка могут возникнуть трудности, что надо сделать, чтобы первый класс стал стартовой площадкой к успехам в будущем, как правильно пройти адаптацию к обучению в школе, как помочь ребенку установить отношения со сверстниками и чувствовать себя уверенно, как вам самому надо относиться к своему ребенку… Причем это было сделано не в форме нудных поучений, а в форме добрых хороших практических советов мамам и папам. (Учитывая важность и актуальность таких высококвалифицированных консультаций, Zakon.kz отдельно разместит их в рубрике «Советы», поэтому следите, пожалуйста, за нашими публикациями. Мы уверены, что они будут для вас и для вашего ребенка очень полезными и нужными).
В завершение конференции всем родителям были вручены специальные памятки и раздаточные материалы, а также показан видеофильм о замечательном Институте Семейного Воспитания, чьими усилиями была подготовлена и проведена такая глобальная родительская конференция одновременно в 250 школах Казахстана, в том числе в 20 школах Алматы и в 22 школах Астаны.
К слову, подобный форум национального масштаба проведен Институтом Семейного Воспитания уже второй раз. Напомним, 18 мая этого года одновременно в 170 среднеобразовательных школах прошло Республиканское родительское собрание «Психологическая помощь родителям при подготовке подростка к сдаче ЕНТ». Тогда собралось свыше 30000 родителей, явка превзошла все ожидания. Педагогическая и родительская общественность, Министерство образования и науки, СМИ дали высокие оценки этому проекту.
Свое родительское мнение по поводу прошедшей конференции выразила Фариза Есенбекова, чей ребенок в этом году тоже пошел в первый класс.
- Я с удовольствием пришла на эту встречу, отложив все свои домашние дела, потому что, как нам обещали, мы могли проконсультироваться у психолога и других специалистов по всем интересующим нас вопросам. И это действительно так и было. Психолог молодец, как говорится, все полностью разжевала и в рот положила, оправдала наши надежды. Нам такие консультации и советы очень нужны, здесь все было рассказано от и до, вплоть до мелочей. Например, какие трудности могут возникнуть у наших детей, как им можно помочь, поддержать, привить им уверенность, найти друзей в школе, то есть научиться общаться и так далее. Это здорово. И еще мне особенно понравилось то, что нам сразу раздали нужные для воспитания материалы, и теперь не надо бегать, искать их, или копаться в интернете. Они нам все дали и это просто замечательно. Если честно, я просто не ожидала, что все будет так великолепно. Все, что здесь было рассказано и показано – все применимо и необходимо для нас, а главное, доступно так что всем организаторам большое спасибо.
Фаризу поддержала Салтанат Бейсенбаева:
- У меня старший ребенок ходит в эту же школу, уже в 5 классе, учится на отлично и теперь сюда пошел мой второй ребенок, и я рада, что мои дети ходят в эту школу, здесь дают хорошие знания и еще здесь сегодня провели такую конференцию. Я тоже с удовольствием пришла и не жалею, много чего полезного почерпала для себя. Думаю, кто не пришел, тот многое потерял. Хотелось бы, чтобы такие мероприятия проводились чаще.
Торгын Нурсеитова,
Алматы
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript