В Актау районные автобусные маршруты ведут предприятие к банкротству
Zakon.kz
Набидулла Айгараков, владелец ТОО "Айна", выигравший тендер на городские пассажирские перевозки, заявляет, что районные маршруты ведут его предприятие к банкротству.
- Вообще я участвовал в тендере по «третьему» маршруту. Но выиграл его только с тем условием, что возьму в нагрузку убыточный «четвертый» маршрут. В довесок мне дали еще и «седьмой» маршрут, который также балласт. Ежедневно «четверкой» и «семеркой» пользуются примерно 30 человек. Я ради 30-ти пассажиров автобусы туда-сюда гоняю. Причем, хоть какая-то наполняемость есть на них утром, когда люди едут на работу — человек 15, в обед, когда школьники едут на занятия — это человек 8, и вечером, когда люди с работы возвращаются — человек 5. При этом половина пассажиров ездит по «книжкам» (льготники), а школьники за полцены, - говорит Набидулла Айгараков.
Пассажиры, пользующиеся маршрутом, неоднократно обращались в редакцию с жалобами. Жители поселка недовольны расписанием маршрута.
- Автобуса на остановке приходится ждать час. Перед последним тендером аким нам пообещал, что будут ездить два автобуса с интервалом в полчаса. Но после тендера стало даже хуже. Если в 7.45 утра на автобус не успел, все, на работу значит опоздаешь. Потому что следующий придет только в 8.30, - говорить жительница поселка.
Набидулла Айгараков считает, что и одного автобуса для поселка Умирзак много. Маршрут себя не окупает, пассажиропоток мизерный.
Цена за проезд на «четверке» 45 тенге. По словам директора компании-перевозчика, выручка с маршрута в день составляет в среднем семь тысяч тенге. Путем простых расчетов получается, что ежемесячный заработок с автобуса — 210 тысяч тенге. Из них, по словам Набидуллы Айгаракова, 150 тысяч уходит на оплату топлива.
- Остается 60 тысяч тенге, с которых я должен выплатить зарплату кондуктору, водителю, плюс расходы на ремонтные работы. В итоге, я работаю в убыток. Мне и водителей на этот маршрут найти трудно. Никто не хочет идти. При этом никаких дотаций от государства я не получаю. Я, выходит, два автобуса по 30 тысяч долларов отдал в жертву.Просто выкинул. Один маршрут в нагрузку я еще могу потянуть, но не два. Мне 500 тысяч долларов кредит выплачивать. На таких условиях мне проще вообще отказаться работать и закрыть предприятие, - говорит перевозчик.
По мнению Набидуллы Айгаракова, проблему можно решить, но для этого необходимо пересмотреть маршруты.
- Раньше были наработанные маршруты, хорошие. Сейчас акимат провел оптимизацию, но при этом не учел пассажиропоток в районах. Почему бы не пустить «четвертый» маршрут через поселок Приморский — это повысит наполняемость. При этом, сделать его, как и полагается пригородным маршрутам, рейсовым, а не интервальным. «Седьмой» маршрут вообще снять, им практически не пользуются, потому что по той дороге едут автобусы из Кызыл-Тобе. Люди ездят на них. Если бы у меня была финансовая поддержка от государства, я бы хоть по 10 автобусов на каждый маршрут пустил и катал по одному человеку, но я частный предприниматель. Я уже не думаю о собственной выгоде, мне бы продержаться, чтобы выплатить кредит за автобусный парк и было чем зарплату рабочим платить, - сказал Набидулла Айгараков.
При этом в "тройку" Набидулла Айгараков вкладывается, не экономя. Он уже оснастил автобусы системой GPS, благодаря чему может наблюдать передвижение транспорта в онлайн-режиме. Также в реальном времени он получает снимки из салонов автобусов.
- Это сделано для улучшения сервиса. Мы можем отследить наполняемость салона, обстановку - все ли там в порядке. В скором времени в городе появятся мобильные остановки. Тогда передвижение маршрута и точное время его прибытия смогут отслеживать и люди.
Светлана Антонова
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript