Лента новостей
0

Эксперты не поддерживают идею Минобразования принимать детей в школу исключительно с 6 лет

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 30.09.2014 19:49 Zakon.kz
В целом сегодня в отечественных школах наблюдается тенденция роста числа 6-летних первоклашек.
Осенним обострением называет ряд экспертов предложение Минобразования Казахстана принимать детей в школу исключительно с 6 лет. Чиновники таким образом намерены решить вопрос обучения в одном классе разновозрастных детей, которое, по их мнению, является проблемой. Однако специалисты уверены: и без того наши рано взрослеющие дети лишатся ещё одного года детства, что в будущем чревато серьёзными проблемами, и не только со здоровьем, пишет газета "Мегаполис".

Напомним: на неделе Минобра представило в правительство законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам образования», по которому детей предложено принимать в школу строго с 6 лет. Бывший вице-министр образования Мурат Абенов, отправивший одного из своих детей в школу именно в этом возрасте, всецело поддерживает своих коллег.

– Возрастной период с 5 до 11 лет признан учёными лучшим для начальной школы, с 12 до 15 – время углублённого изучения дисциплин, а после 15 лет до окончания школы – время выбора профессии. Так что с точки зрения психофизиологического подхода предложение МОН верное, – говорит Абенов.

Более того, отмечает экс-чиновник, сегодня в отечественных школах наблюдается тенденция роста числа 6-летних первоклашек. И предложение МОН, говорит Абенов, это не столько нововведение, сколько упорядочение статус-кво в школах.

– В законе определена расплывчатая формулировка: в школу можно брать детей и с 6, и с 7 лет. И этот разнобой мешает некоторым детям правильно адаптироваться в новой среде, где одни старше, а другие младше. Педагогам этот разнобой не даёт вести общую согласованную работу, поскольку для одних детей что-то ещё рано, для других уже поздно. И, внося поправки в действующее законодательство, МОН просто пытается выровнять эту ситуацию. Кстати, это одна из мер по качественному переходу к 12-летнему образованию, – отмечает экс-вице-министр образования.

Арифметику МОН Абенов объясняет просто: если школы будут продолжать принимать в школу с 7 лет, то после внедрения 12-летки на выходе мы получим 19-летних молодых людей.

– Если в младших классах разница в возрасте, а соответственно, и развитии детей не столь заметна, то в старших классах этот фактор может привести к различным проблемам, в том числе социальным. Одни в 18 лет уже могут создать семью, других, не успевших поступить в вуз, забирают в армию, к которой они не готовы, – говорит Мурат Абенов.

Переход на 6-летку для первоклассников бывший замминистра образования считает целесообразным и с точки зрения больших объёмов информации в современном мире: мол, чем раньше начнут юные казахстанцы её усваивать, тем лучше.

Семейный психолог Альвина Юсупова, написавшая дипломную работу по проблематике обучения детей с 6 лет, решительно против инициативы Минобра.

– Моя 6-летняя дочь читает, пишет – по внешним признакам она готова к школе, но внутренне она ещё ребёнок, которому нужно играть. До 7 лет у детей игровой период развития, и лишь после – так заложено природой – маленький человечек готов к более самостоятельной жизни, которая начинается в школе, – говорит психолог.

Среди негативных последствий начала школьной жизни в 6 лет эксперт отмечает проблемы со здоровьем: ребёнок не высыпается, устаёт, у него падает уровень гемоглобина, снижается настроение.

– С моим 6-летним ребёнком, который пойдёт в школу на следующий год, мы сейчас проводим репетиции – делаем уроки. Так вот концентрации внимания моей девочке хватает на полчаса максимум, после чего ей требуется отдых, – рассказывает Альвина Юсупова.

Старт школьного периода в 6 лет для ребёнка – стресс, уверена специалист, и на фоне ранних переживаний у него могут развиться различные комплексы.

– Вкупе с самим фактом столь раннего начала школьной жизни ребёнок вскоре начинает переживать из-за оценок. В будущем это может привести к синдрому отличника. Так в психологии называется состояние, при котором человек даже во взрослой жизни старается сделать все на «пятёрку», вопреки собственным желаниям и здоровью, – говорит Альвина Юсупова.

По словам психолога, для родителей первоклашек разработаны специальные курсы, где мамам и папам преподают основы безболезненной адаптации их чад к школе.

– Это период, когда первоклассник считает себя вроде как уже взрослым, с другой стороны, он ещё ребёнок. Но 6-летние – это совсем другое. В этом возрасте, к примеру, детям бесполезно говорить: «Убери в своей комнате». Им нужно конкретно сказать: «Сначала давай уберём книги, потом протрём пыль» и так далее. А оказавшись в школе, ребёнок даже не может понять, что от него требуется. И таких моментов много, – рассказывает эксперт.

Апелляции своих коллег к тому, что в 6 лет у детей запускается механизм сублимации, и именно в это время они лучше могут познать мир и выстроить отношения с новым окружением, Альвина Юсупова считает несостоятельными.

– Познание мира в этом возрасте идёт только в игровой форме, и невозможно представить 6-летнего малыша, спокойно сидящего за партой и внимательно слушающего учителя дольше 30 минут. Если только этот урок не ведётся в формате игры, – отмечает психолог.

Кстати, по словам бывшего вице-министра образования Мурата Абенова, идея проводить уроки для первоклашек именно в игровой форме рассматривалась в рамках одного из проектов. Как и безоценочный первый класс, то есть когда в первом классе ребятня избавлена от необходимости зарабатывать баллы за успеваемость. Правда, идеи эти, как мы видим, так и не нашли своего воплощения…
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: