Новый закон об оценочной деятельности − новая почва для коррупции?
Zakon.kz
На рассмотрение Мажилиса был направлен Законопроект об оценочной деятельности в Республике Казахстан в новой редакции.
Необходимость пересмотреть Закон «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан» от 30 ноября 2000 года возникла не вчера. Оценочная деятельность испытывает ряд серьезных проблем. Большое число лицензированных оценщиков на рынке привело к ужесточению конкуренции, и недобросовестная практика стала обычным явлением. Массовые случаи «заказной оценки» подорвали доверие к оценщикам.
Система государственного регулирования обнаружила свою неэффективность. В частности, проверка многочисленных отчетов об оценке сводится к формальной процедуре из-за недостатка времени и специальных знаний у чиновников.
Назрела необходимость активизировать саморегулирование оценочной области. В 2009 году было введено понятие «Палата оценщиков», а годом позже в Казахстане создана Республиканская палата оценщиков («РПО»).
Новый закон преследует цель ликвидировать неэффективные государственные функции регулирования и наделяет функциями контроля территориальные палаты оценщиков. Все территориальные палаты будут обязаны являться членами единого органа − Республиканской палаты оценщиков. Иными словами, полномочия по контролю и регулированию всей деятельности по оценке перейдут от государственного органа к РПО.
В переходе к саморегулированию есть рациональное зерно – государство не в состоянии знать все тонкости работы отрасли. Говоря попросту, давайте сменим чиновников на коллег-профессионалов, уж они-то знают, что и как контролировать в сфере оценки, как не допустить недобросовестной практики или низкого качества услуг.
Но давайте задумаемся. В составе РПО – оценщики, представляющие интересы конкретных игроков рынка. Они одновременно − субъекты оценочной деятельности и ее регуляторы, а это в корне противоречит принципу незаинтересованности.
РПО получит рычаги воздействия на других субъектов оценочной деятельности. В числе полномочий РПО будут плановые и внеплановые проверки организаций-оценщиков, разработка положений и правил для оценщиков, экспертиза отчетов об оценке, выдача ква-лификационных свидетельств оценщикам, ходатайство о приостановлении квалификацион-ных свидетельств оценщиков или лицензий оценочных организаций.
Право контроля создаёт возможности для удушения конкурентов и реструктуризации рынка оценки. Рынок услуг оценки будет монополизирован ограниченным числом заинте-ресованных лиц. И как тут не произрасти новым росткам коррупции?
Коррупционная подоплека нового законопроекта особенно прослеживается в связи с экспертизой отчетов по оценке, ведь лицо, не согласное с результатами оценки, может об-ратиться за экспертизой только в территориальную палату оценщиков или РПО.
Возникают вопросы. Не лоббируют ли этот законопроект лица, связанные с РПО, в стремлении к получению доходов? Подвергся ли новый законопроект антикоррупционной экспертизе перед направлением его в Мажилис? На каком основании квалификация оцен-щиков из территориальных палат и РПО признана более высокой?
Саморегулирование не должно превращаться в легальный инструмент для рыночного сговора, с формированием узкого монопольного круга избранных. Но означает ли это, что саморегулирование – это заведомо провальный путь? Нет, конечно.
Так, в Великобритании государственного регулирования оценочной деятельности нет, но общественная система регулирования прошла долгий путь развития и имеет большой авторитет. Все полномочия находятся у старейшей организации − Королевского института сертифицированных оценщиков.
Есть еще немало примеров удачного опыта других стран. Однако важно понимать, что саморегулирование – это признак развитого гражданского общества. Наши законодатели пытаются внедрить сложившуюся и эволюционировавшую западную модель. Казахстанский рынок оценочных услуг к саморегулированию пока не готов. Образно говоря, нам до саморегулирования надо еще дорасти.
На этом этапе более разумным представляется не противопоставление саморегулирования государственному контролю, а поиск баланса между ними. В противном случае новый закон будет не бороться с коррупцией, а способствовать ей.
Кыдырбек-улы Алгатбек Балгабекович, ректор Академии оценки и строительства
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript