Лента новостей
0

Почти 26 тысяч алматинцев страдают хроническим алкоголизмом

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 03.10.2014 16:34 Фото: zakon.kz
За сутки в отделение временной адаптации и детоксикации (именуемые когда-то медвытрезвителями) ГНЦМСК поступают  до 30 пациентов, перебравших с выпивкой.
Пациенты городского наркологического центра медико-социальной коррекции (ГНЦМСК) люди разных возрастов. На сегодняшний день в Алматы на учете стоят более двух тысяч женщин с диагнозом «алкоголизм». По официальным данным, на 1 октября текущего года врачами-наркологами взято на учет только подростков с диагнозом «выпивающие с вредными для здоровья последствиями» 444. Причем, как сказали специалисты, это лишь те, которые сами приходят или которых приводят на лечение. Есть среди пациентов и люди пожилого возраста. По каким причинам в почтенном возрасте люди злоупотребляют алкоголем? Специалисты говорят, что многих из них мучает одиночество при благополучных условиях проживания и успешных детях.

Тринадцатилетнего С. привезла «скорая» с вокзала, где он в компании подвыпивших мужчин отдыхал на привокзальной площади. Мальчишке захотелось приключений, и он сбежал из дома. В свои тринадцать лет он хорошо знает вкус не только легких, но и крепких напитков. Уже успел заработать хронический алкоголизм, а значит, пьет не первый год. Основная причина этой тенденции среди подростков, по мнению наркологов, – семейные проблемы. Многие из пьющих подростков испытали развод родителей, смерть близких, живут в атмосфере постоянных конфликтов и драк или имеют перед глазами пример родителя-алкоголика, наркомана. 

В других случаях – родители, разрешающие-подросткам все и полагающие, что нет ничего плохого, если старшеклассник выпил с друзьями бутылку пива.

15-летний И. на прием к врачу-наркологу пришел сам.

– Два часа просижу на уроке и чувствую – хочу пива, – говорит он. 

– Так каждый день. Справиться с этим уже не могу.

К пенному напитку подросток пристрастился еще в шестом классе. Он был уверен, что пиво – это и не алкоголь вовсе, а так, безвредная газировка.

– От пива, особенно в детском возрасте, вполне можно стать алкоголиком, – сказала врач-нарколог поликлинического отделения ГНЦМСК Камиля Касымова. 

– У детей алкоголизм развивается гораздо быстрее, чем у взрослых, и губительнее воздействует на внутренние органы и психику. К алкоголю быстро привыкает и женский организм. 

Главное для врачей-наркологов, не только провести курс лечения и реабилитации, но и убедить подростка в том, что алкоголизм – это тупик, а также дать возможность ребенку раскрыть свои способности. Поэтому с детьми из группы риска работают профессиональные психологи. 

Импульсивные, агрессивные или, наоборот, забитые подростки, эгоистичные и любящие пощекотать себе нервы – группа риска, и немалого. 

– Пьют дети, кстати, из вполне благополучных семей, у которых есть своя устойчивая компания. 

Однако именно в этой группе больше всего тех, кто попробовал спиртное в возрасте до 10 лет: обычно именно пиво, к которому многие взрослые относятся без опаски и иногда дают его даже младенцам. А между тем употребление пива в Казахстане имеет злокачественный характер: раннее начало, частое употребление, опыт сильного опьянения, – говорит заместитель главного врача городского наркологического центра медикосоциальной коррекции (ГНЦМСК) Руслан Алиев. 

Мало кто знает, что в одной полулитровой бутылке простого светлого пива содержится столько же алкоголя, сколько в 60 граммах водки. И в среднем подросток из «пивной» группы выпивает за раз эквивалент 100–120 г водки, даже не отдавая себе в этом отчета. Родители спокойно выдают им деньги на карманные расходы и практически не контролируют. А дети довольно редко жалуются на отсутствие интересных занятий, им вполне хватает их тусовки «на районе» с банкой пива. 

Еще цифры. В структуре причин смерти населения от несчастных случаев, отравлений и травм 13,4 процента составляет летальность от случайных отравлений алкоголем и его суррогатами. Летом в самые жаркие месяцы – июль, август – по этой же причине, по данным ГНЦМСК, в южной столице ушли из жизни десять пациентов. Жара, суррогатный алкоголь...

Алкоголизм, как астма

– Чем вообще характеризуется алкоголизм? Во-первых, психической зависимостью на мозговом уровне. Алкоголь проникает в центральную нервную систему, начинает постоянно возбуждать так называемые центры удовольствия, из-за чего клетки мозга привыкают к специфическому состоянию опьянения, адекватному наркотическому. Они «просят удовольствия» еще и еще. Значит, нужен очередной допинг. Физическая же зависимость очень хорошо проявляется, когда человека лишают алкоголя – кроме «тяги», возникает целый комплекс синдромов, например вегетативные. Могут быть и психопатологические расстройства. Ведь алкогольные ферменты уже вовсю участвуют в обмене веществ и организм не может без них обходиться. А в результате этанол и особенно токсичные вещества его переработки – яды все больше угнетают работу сердца, мозга и других органов. Но главное – зависимость от алкоголя, если она уже сформировалась, остается у человека на всю жизнь. Потому что это хроническое заболевание головного мозга и центральной нервной системы. В американской медицинской литературе, например, любят сравнивать алкоголизм с бронхиальной астмой – лечишь, лечишь и… вдруг могут начаться обострения, – говорит врач-психиатр-нарколог Павел Шеин. 

Женщина, которая пьет…

Еще двадцать лет назад из сотни пациентов лишь десять были женщины. Сейчас – немногим меньше половины, говорят врачинаркологи. Чем это чревато, можно даже не объяснять.

Алкоголь в нашем обществе зачастую считается «лекарством» от стресса, от простуды, от несчастной любви, пьют для поднятия настроения. Сейчас пьют, «потому что так проще общаться». 

Анкетирование среди женщин, например, подтвердило, что пьют они уже не для врачевания душевных ран, иногда, чтобы «атмосферу создать» или «обдумать ситуацию на работе». 

– Часто обращаются к нам за помощью женщины, занимающие в обществе хорошее положение, с карьерным ростом. Поначалу они тихие, тайные алкоголики, не отдающие себе отчета в том, что с ними происходит. Процесс привыкания (самое опасное явление) происходит и с помощью слабоалкогольных коктейлей и пива. Достаточно потреблять их ежедневно. Женщина с диагнозом «алкоголизм» труднее поддается лечению. Зачастую это длительный процесс, и здесь таблетками и каплями не поможешь. 

Хочу забыться

– Как, впрочем, и пожилым алкоголикам, – добавляет врач высшей категории Камиля Касымова.

Лечить пожилых людей от алкоголизма, говорят врачи-наркологи, очень нелегко, поскольку многие лекарства действуют на нервную систему стариков иначе, чем молодых людей. Как отметили врачи, в данном случае имеется большой риск появления побочных эффектов у людей пожилого возраста, связанных с развитием психозов и бессонницы. 

– Лечить пожилых алкоголиков лучше в стационаре, и начинать следует с курса терапии, направленного на лечение заболеваний на соматической основе и улучшение эмоционального состояния пациента. В этот тяжелый для пожилого человека период очень важна поддержка со стороны психолога, а также его родных и близких. Пьющие старики более подвержены различным эмоциональным нарушениям, они чаще испытывают депрессии, слезливость, мнительность, состояние тревоги, ипохондричность. В частности, вероятность добиться устойчивой ремиссии у таких больных значительно ниже, чем у молодых, – говорит врач-нарколог Камиля Касымова. 

Стало обычным явлением, когда старики пьют из-за одиночества. Им не хватает любви собственных детей и внуков. 

– В центр обращаются весьма успешные дети таких стариков, чтобы помочь своим родителям. Сын рассказывает, что как только перевезли отца из аула в город, он стал «лечить» свою душу алкоголем. Скучает по родным местам. Выпьет, кажется, ему легче. «Хочу забыться! В аул тянет», – говорит аксакал, – рассказывает Камиля Касымова. 

На заметку

Городской наркологический центр медико-социальной коррекции является единственным в Алматы специализированным медицинским учреждением, оказывающим наркологическую помощь жителям мегаполиса. Работает круглосуточно и без выходных. Врачи-наркологи говорят, что одному пациенту хватает одной ночи в стенах отделения временной адаптации и детоксикации, другие, увы, становятся завсегдатаями. 

– Мы можем добиться ремиссии на три, пять, десять и более лет, вернуть человека семье и обществу. Но категорично утверждать, сорвется пациент или нет, пока нельзя. Терапия включает детоксикацию, психотерапевтические процедуры, а затем назначение препаратов, которые снижают патологическое влечение к алкоголю, лечение соматических нарушений. Наконец, социальная реабилитация. С каждым пациентом работает целая бригада врачей разных специальностей, – говорит врач-нарколог Камиля Касымова. 

Главное, было бы стремление самого больного и его окружения, в первую очередь родственников, близких, друзей. 

– Запрещение алкогольных напитков только усугубит проблему, и мы это наблюдали в нашей истории не раз. Безусловно, жесткий контроль со стороны государства над производством, продажей и рекламой алкоголя необходим. На взгляд врача, административные запреты – это одно. В массовом сознании пьянство должно осуждаться, надо, чтобы человек, дружащий с зеленым змием, чувствовал неодобрение со стороны даже совсем незнакомых людей. На это направлена вся наша профилактическая работа. В борьбе с алкоголизмом врачинаркологи не должны оставаться одни, – говорит заместитель главного врача городского наркологического центра медико- социальной коррекции (ГНЦМСК) Руслан Алиев. 

В тему

Абсолютный мировой рекорд потребления алкоголя установила Белоруссия. 

По данным ВОЗ, каждый житель этой страны старше 15 лет выпивает в среднем 17,5 литра спирта в год. На каждого среднестатистического мужчину приходится до 27,5 литра, а на женщину – 9,1 литра. 

Следом за белорусами идут молдаване (16,8 литра спирта в год), на третьем месте – жители Литвы (15,4 литра). В России на одного человека старше 15 лет приходится 15,1 литра в год. Замыкает пятерку Румыния, следом с минимальным отрывом следует Украина, пишет «Российская газета». 

В целом самый высокий уровень потребления алкоголя, по данным ВОЗ, в Европе. 

Потребление алкоголя в Германии превышает, по данным ВОЗ, и общеевропейскую цифру – 11,8 л против 10,8 л чистого алкоголя в год.

Культура распития вина и, особенно, пива считается элементом немецкой национальной идентичности. При этом от причин, связанных с пьянством, умирает больше жителей Германии, чем, например, в ДТП.

По данным ВОЗ, ежегодно в мире от злоупотребления алкоголем погибает два с половиной миллиона.

Меньше всего пьют жители мусульманских стран, в этих странах алкоголь зачастую запрещен законодательно. 

В ВОЗ напоминают: употребление алкоголя может не только приводить к формированию зависимости, но и повышает риск развития у людей более чем 200 болезней, включая цирроз печени и некоторые виды рака, они становятся уязвимыми для инфекций, в частности туберкулеза и пневмонии. Кроме того, злоупотребление алкоголем приводит к насилию и травмам.

Мира МУСТАФИНА,  
фото Павла МИХЕЕВА
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: