Лента новостей
0

Саян Ахметжанов: В 2013 году с занимаемых должностей уволено более 140 госслужащих

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 13.10.2014 22:02 Zakon.kz
В Казахстане в первом полугодии 2014 года в связи с наложенными дисциплинарными взысканиями с занимаемых должностей были уволены 83 государственных служащих. 
Об этом в интервью агентству КазТАГ рассказал заместитель председателя агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции Саян Ахметжанов.

Кроме того, по его словам, за тот же период за нарушения требований Кодекса чести к ответственности были привлечены 139 казахстанских госслужащих, двое из которых уволены.

- Саян Кылышевич, сколько чиновников уже потеряли свои должности с начала 2014 года и по каким причинам? Какое число государственных служащих были привлечены к дисциплинарной и иной ответственности в этом году?

- В 2013 году, в соответствии с рекомендациями дисциплинарных советов, с занимаемых должностей уволено более 140 государственных служащих. Увольнение с занимаемой должности - это вид дисциплинарного взыскания, который налагается за нарушения, предусмотренные законом «О государственной службе», а также по основаниям, предусмотренным законодательством о борьбе с коррупцией.

В первом полугодии текущего года этот вид взыскания применен по отношению к 83 государственным служащим, нарушившим антикоррупционное законодательство и нормы Кодекса чести государственных служащих.

- Если мы упомянули дисциплинарные советы, ранее прозвучала информация о том, что в Казахстане будет повышено качество работы в рамках борьбы с коррупцией?

- Агентство по делам государственной службы, дисциплинарные советы которого действовали в Астане, Алматы и областях, упразднено согласно указу главы государства от 6 августа 2014 года №883. Его функции и полномочия по реализации единой государственной политики в сфере государственной службы, оценки и контроля за качеством оказания государственных услуг переданы вновь образованному агентству по делам государственной службы и противодействию коррупции.

Как видно из названия, новый госорган также будет координировать работу по противодействию коррупции, делая при этом основной акцент на профилактику этого явления. Поэтому, с учетом новых полномочий агентства, будут приняты меры по повышению эффективности их (дисциплинарных советов - КазТАГ) работы, в первую очередь, связанные с предупреждением коррупционных правонарушений.

Особое внимание будет уделяться обеспечению всесторонне исследованных, справедливых и обоснованных решений по дисциплинарным делам. Существенно повысятся требования к членам дисциплинарных советов. Потенциал дисциплинарных советов, безусловно, будет использован при реализации новой антикоррупционной стратегии государства.

- Если говорить собственно о новой антикоррупционной стратегии Казахстана, на какой стадии находится ее разработка?

- Это было поручение главы государства, которое нашло отражение в его послании от 17 января 2014 года. Подготовкой проекта антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015-2025 годы занимается межведомственная рабочая группа, возглавляемая премьер-министром. В эту работу вовлечены специалисты госорганов, отечественные и зарубежные эксперты, ученые, представители общественных организаций, в том числе международных. В настоящее время проект документа и предложения к плану его реализации находятся на согласовании в заинтересованных госорганах.

- Планируется ли в Казахстане ужесточение наказаний в отношении политических госслужащих, привлеченных к дисциплинарной ответственности? Или ужесточение наказаний в отношении госслужащих, замешанных в коррупционных, экономических преступлениях?

- В соответствии с законом от 4 июля 2014 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовно-процессуального законодательства» в закон «О государственной службе» внесен ряд изменений и дополнений, усиливающих ответственность государственных служащих за совершение коррупционных правонарушений. Так, согласно новой редакции п. 4-1 ст. 25 закона, основаниями для прекращения государственной службы политическими госслужащими в числе прочего является принятие на государственную службу лица, совершившего коррупционное преступление, или лица, ранее уволенного за совершение коррупционного правонарушения. Эта норма также распространяется и на административных госслужащих (ст. 27 закона).

Кроме того, в новом Уголовном кодексе, принятом 6 июля 2014 года, по статье «Получение взятки» предусматривается лишение свободы, а также пожизненное лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В действующей редакции Уголовного кодекса предусмотрен пятилетний срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

- Между тем еще в конце прошлого года национальная палата предпринимателей предложила взимать штрафы с государственных служащих, чьи решения были признаны судами незаконными. Может быть, действительно следует штрафовать таких госслужащих?

- В июле текущего года главой государства подписана новая редакция Кодекса «Об административных правонарушениях», который вводится в действие с 1 января 2015 года. Агентство составляет протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 99 Кодекса (нарушение законодательства Республики Казахстан о государственной службе).

Диспозиция данной статьи состоит из двух частей. Первая связана с нарушением процедуры конкурсного отбора на занятие вакантной административной государственной должности, за совершение которого предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа на должностных лиц в размере 30 месячных расчетных показателей (МРП). Вторая касается неправомерного освобождения с административных государственных должностей. Это нарушение влечет штраф в размере 60 МРП.

Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении будет являться наличие вступивших в законную силу судебных актов, а также обнаружение уполномоченным должностным лицом факта совершения административного правонарушения по итогам проверки соблюдения законодательства о государственной службе.

- Насколько твердо сегодня чиновники Казахстана придерживаются кодекса этики госслужащих?

- Нормы служебной этики постоянно совершенствуются и в настоящее время в законе «О государственной службе» содержится отдельный раздел, регулирующий поведение государственных служащих. В соответствии с законом госслужащие обязаны соблюдать нормы официального поведения в период исполнения должностных обязанностей. Они должны принимать меры по недопущению коррупционных правонарушений либо деяний, сопряженных с коррупцией.

Кроме того, 1 октября 2013 года указом президента утвержден обновленный Кодекс чести государственных служащих. Во исполнение указа центральными и местными исполнительными органами приняты собственные правила служебной этики, разработанные с учетом ведомственной специфики. Агентство и его территориальные органы на постоянной основе осуществляют контроль за соблюдением служебной этики государственными служащими. В случае их нарушения рассматривается вопрос о дисциплинарной ответственности госслужащих.

Законодательством о государственной службе предусмотрена дисциплинарная ответственность за нарушение служебной этики вплоть до увольнения. В первом полугодии 2014 года за нарушения требований Кодекса чести к ответственности привлечены 139 госслужащих, двое из которых уволены.

- В свое время председатель агентства РК по делам государственной службы Алихан Байменов предложил ввести в государственных органах Казахстана должность советника по этике. Как вы относитесь к этой идее?

- В настоящее время в агентстве и его территориальных департаментах проводится пилотный проект по внедрению института советника по этике. Основными задачами советника по этике являются профилактика коррупционных и этических правонарушений, а также консультирование и содействие соблюдению госслужащими законодательства, Кодекса чести и правил служебной этики.

Советник по этике избирается тайным голосованием из числа наиболее подготовленных госслужащих, пользующихся высоким авторитетом в коллективе. Он осуществляет свою деятельность на общественных началах. Первые итоги пилотного проекта уже дали положительные результаты: улучшился морально-психологический климат в коллективах, вновь принятые сотрудники быстрее адаптируются к работе на госслужбе.

- Депутаты парламента соседнего Кыргызстана озвучили предложение о запрете назначения на руководящие должности в госорганах родственников. Нам интересна ваша позиция по данному вопросу: следует ли такой же запрет принять и у нас в стране?

- Принцип недопустимости совместной службы в госорганах близких родственников и супругов при их непосредственной подчиненности, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, нашел отражение в соответствующих нормах закона «О государственной службе». Недопустимость совместной службы близких родственников оговаривается и законом «О борьбе с коррупцией».

В случае обнаружения такого нарушения лица, виновные в этом, должны добровольно в течение трех месяцев его устранить. В противном случае они подлежат переводу на должности, исключающие такую подчиненность, а при невозможности такого перевода один из этих служащих подлежит увольнению с должности или иному освобождению от указанных функций. Таким образом, данные нормы в Казахстане приняты и реализуются уже достаточно длительное время.

- Как вы относитесь к предложению по ограничению или запрету поступления на государственную службу для членов семьи, близких родственников «запятнанных», к примеру, коррупцией, чиновников? Радикально ли данное предложение, по вашему мнению, для Казахстана сегодня, необходимо ли оно для нашего государства?

- В соответствии со ст. 10 закона «О государственной службе» ограничения, связанные с наличием судимости близких родственников кандидата, в связи с пребыванием на государственной службе, либо при поступлении на государственную службу, не предусмотрены.

Полагаю, что данное предложение будет противоречить Конституции, так как будут ущемлены права близких родственников чиновника, уличенного в коррупции. За коррупционное деяние ответственность должно нести непосредственно само лицо, его совершившее.

- Еще в октябре 2013 года первый заместитель генерального прокурора РК Иоганн Меркель заявил, что чиновников, уличенных в коррупции, пожизненно лишат возможности работать на госслужбе. Действует ли эта норма уже в Казахстане?

- Действительно, в соответствии с законодательством государственные служащие, уволенные с госслужбы за совершение коррупционных правонарушений, а также осужденные за совершение коррупционных преступлений, не могут в дальнейшем работать в этой сфере.

Лица, совершившие коррупционное преступление, а также имеющие судимость, которая не погашена или не снята в установленном законом порядке, не могут быть приняты на госслужбу. Такое же ограничение распространяется на тех, на кого в течение трех лет до поступления на госслужбу налагалось в судебном порядке административное взыскание за совершение коррупционного правонарушения.

- В том же Кыргызстане был создан единый «черный список» чиновников, уволенных со службы по отрицательным мотивам. Может быть, и нам следует перенять этот пример, чтобы избегать повторного (или неоднократного), что раньше часто практиковалось, попадания на госслужбу уличенных в коррупции или иных правонарушениях тех же чиновников? Причем этот список можно сделать публичным, открытым для всех.

- Комитетом по правой статистике и специальным учетам генеральной прокуратуры Казахстана уже на протяжении более десяти лет ведется специальный учет лиц, привлеченных к различным видам коррупционной ответственности (уголовная, административная и дисциплинарная). Эти сведения запрашиваются при назначении на государственные должности. Какие запреты и ограничения существуют для лиц, совершивших коррупционные правонарушения и имеющих судимость, говорилось выше.

Что касается предания гласности имен чиновников, уличенных в коррупции, либо совершивших иные правонарушения, казахстанские СМИ достаточно оперативно реагируют на эти факты и с этим, как представляется, у нас особых проблем нет. Информацию такого рода всегда можно найти и на сайте нашего агентства.

- Депутат мажилиса парламента РК Азат Перуашев считает, что чиновники, рекомендовавшие на государственную службу людей, замешанных впоследствии в коррупции, должны чувствовать моральную ответственность. Согласны ли вы с этой точкой зрения? По вашему мнению, какую ответственность должны понести чиновники за своих протеже, в случае если последние будут уличены, например, в коррупции?

- Согласно пункту 7 положения о порядке прохождения государственной службы, утвержденному указом президента РК, политические госслужащие должны подавать в отставку в случае совершения коррупционных преступлений подчиненными, занимающими руководящие должности, назначенными ими, в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда.

Кроме того, нами планируется предусмотреть ответственность лиц, давших положительную рекомендацию претенденту в кадровый резерв корпуса «А», в случае совершения последним дисциплинарного, этического или иного проступка.

- Летом этого года финансовая полиция предложила казахстанцам направлять свои предложения по борьбе с коррупцией для включения в специальную стратегию. Много ли предложений поступило? Если не секрет, что предлагают наши граждане?

- Действительно, такое обращение к неправительственным организациям, представителям бизнес-сообщества и гражданам имело место. Был создан специальный адрес электронной почты, куда могли направить свои предложения все желающие.

На этот адрес поступили десятки конкретных предложений, касающихся внедрения опыта противодействия коррупции, апробированного в других странах, принятия специального закона о противодействии коррупции, совершенствования законодательства о государственных закупках, усиления контроля за использованием государственных средств, возмещения ущерба (конфискация имущества), причиненного коррупционным преступлением, прозрачности деятельности госорганов и другого. Практически все эти предложения учтены как при подготовке текста стратегии, так и при разработке проекта плана по ее реализации.

- Проведена ли в Казахстане оценка уровня восприятия коррупции по видам оказываемых гражданам государственных услуг, чтобы знать, что именно при получении определенных госуслуг граждане больше сталкиваются с коррупцией?

- Ныне упраздненным агентством по делам государственной службы ежегодно проводились специальные социологические исследования, целью которых было определение уровня коррупции в госорганах. Эта работа будет продолжена с использованием потенциала академии государственного управления при президенте Казахстана.

Специальное же исследование по выявлению коррупциогенности сферы государственных услуг впервые было организовано в 2012 году и им были охвачены 25 самых массовых и социально значимых видов государственных услуг. Это - дорожный и транспортный контроль, перевозки, таможенное оформление, санитарно-эпидемиологический контроль, получение земельных участков и их оформление, выдача лицензий, разрешений на участие в тендерах, услуги в сфере ЖКХ и другие.

Эта работа будет поставлена на системную основу. При оценке качества и доступности госуслуг, разработке рекомендаций для госорганов всегда будет учитываться мнение граждан, юридических лиц, предпринимателей, представителей экспертного сообщества.

Сегодня наибольший интерес у граждан и экспертов вызывают те виды госуслуг, которые направлены на решение социальных и семейных проблем, а для юридических лиц и предпринимателей особую актуальность имеют услуги по государственной регистрации, получению разрешений, оформлению документов, а также по оплате налогов.

- Как ранее заявлялось, для контроля качества государственных услуг будут использованы результаты опроса общественного мнения. Каковы его предварительные результаты? Активны ли сегодня казахстанское общество и средства массовой информации в вопросе контроля качества предоставления госуслуг?

- Вновь созданное агентство будет осуществлять контроль за качеством оказания госуслуг на основе постоянного мониторинга процессов, происходящих в этой сфере. В эту работу будут вовлечены сами получатели услуг.

Начиная с текущего года, в рамках реализации закона «О государственных услугах», подписанного президентом 15 апреля 2013 года, агентство осуществляет формирование и реализацию государственного социального заказа по проведению общественного мониторинга качества оказания госуслуг. Порядок его проведения, цели, задачи и сроки предусмотрены в техническом задании. Результаты общественного мониторинга будут опубликованы в начале следующего года и использованы при оценке эффективности деятельности государственных органов.

Хотелось бы обратить внимание на усиление роли общественных советов в осуществлении контроля за качеством госуслуг. Они действуют как при самом агентстве, так и при всех его территориальных департаментах. В их состав входят депутаты парламента и маслихатов, представители неправительственных организаций, общественных объединений и СМИ.

Материалы, связанные с деятельностью общественного совета при агентстве и результаты рассмотрения госорганами его рекомендаций, регулярно размещаются на нашем сайте. Будут приниматься и другие меры по более широкому вовлечению общественности и СМИ в эту работу.

- В прокуратуре Восточно-Казахстанской области предложили внедрить централизованные бухгалтерии в отделах образования городов и сел Восточного Казахстана с передачей им функций проведения государственных закупок и распоряжения бюджетными деньгами в целях исключения коррупционных проявлений в школах. Поддерживаете ли вы это предложение?

- Централизация бухгалтерий организаций образования актуальна для сельских и малокомплектных школ. Сельские школы, зачастую находясь в отдаленном от районного центра населенном пункте, не имеют автотранспорта. Бухгалтеру школы для осуществления платежей необходимо нарочно доставлять платежные поручения и другие документы в территориальные органы казначейства. При этом в течение месяца может быть несколько таких поездок, так как разные виды платежей производятся в разное время.

Однако в случае такой централизации полномочия организаций образования по планированию и расходованию бюджетных средств будут ограничены, и могут быть ущемлены права и законные интересы одних учреждений в пользу других. Наделение такими полномочиями работников централизованных бухгалтерий может привести к коррупционным правонарушениям. Все эти риски должны быть учтены при организации их работы.

В целом, на наш взгляд, централизация бухгалтерского учета организаций образования положительно скажется на повышении качества планирования и своевременного освоения бюджетных средств. Немаловажно и то обстоятельство, что руководители учебных заведений получают возможность сосредоточиться на работе по организации учебно-воспитательного процесса. Централизованные бухгалтерии уже действуют в Карагандинской, Костанайской, Северо-Казахстанской и Южно-Казахстанской областях.

- Не секрет, и это официально озвученный факт: сфера госзакупок в Казахстане является наиболее коррумпированной. Что необходимо предпринять государству для того, чтобы коренным образом изменить существующее положение? Что вы думаете по этому поводу?

- Полностью устранить коррупцию в сфере государственных и иных закупок пока не удалось ни в одной стране. Но это вовсе не означает, что меры по снижению ее уровня не дают ощутимых результатов. Одним из ключевых условий решения данной проблемы является комплексный подход к формированию таких мер как в сфере государственных закупок, так и в коммерческом секторе экономики.

В проекте антикоррупционной стратегии, о котором мы говорили выше, как раз и используется такой подход. Проработан обширный комплекс конкретных мер, позволяющих добиться снижения уровня коррупции в рассматриваемой сфере. Они направлены на достижение максимальной прозрачности государственных процедур, противодействие коррупции в квазигосударственном и частном секторах, формирование высокой антикоррупционной культуры госслужащих и населения в целом.

В развитых странах уже многое сделано для перехода к электронным государственным закупкам. В частности, извещения о проводимых конкурсах и соответствующая документация публикуются в интернете. Мы тоже идем по этому пути.

Как показывает практика, самыми распространенными способами хищений являются завышение объемов выполненных работ при составлении и подписании акта приемки выполненных работ, либо подписание акта приемки за фактически не выполненные работы. Эти проблемы будут решаться путем совершенствования механизмов контроля за использованием выделенных денежных средств.

 Асхат Ахметбеков
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: