Лента новостей
0

Сейсмологи похоронили надежду миллионов на своевременное оповещение о землетрясениях

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 03.11.2014 16:10 Zakon.kz
Достоверный краткосрочный прогноз стихийных бедствий будет невозможен ещё лет сто.
Сейсмологи похоронили надежду миллионов на своевременное оповещение о грозящих землетрясениях. Достоверный краткосрочный прогноз стихийных бедствий будет невозможен ещё лет сто, твердили учёные разных стран в кулуарах прошедшего в Алматы семинара по сейсмологии и сейсмостойкому строительству в Южной и Центральной Азии, пишет газета "Мегаполис".

– По моему мнению, точного краткосрочного прогноза не будет никогда, – огорошил консультант Геологической службы США Фредерик Симон, и, желая смягчить удар, добавил: «Это моё личное мнение. Не все со мной согласны». Но не дав журналистам перевести дух, его тут же поддержала коллега Ингрид Верстретен (Ingrid M.Verstraeten):

– Геологическая служба США считает, что такой возможности не существует. Можно оповестить население об уже начинающемся землетрясении в данном районе. Имеется в виду оповещение за несколько секунд до начала сильных толчков. Три недели назад было землетрясение с магнитудой 5,9 в долине Напа в Калифорнии. Многие здания разрушились, но секунды спасли людям жизнь. И в Казахстане, если такое оповещение будет налажено, можно будет эвакуировать людей из зданий, останавливать поезда и опасные производства.

– Все тесты, которые проводились на точность научного предсказания землетрясений, провалились, – вторит американцам сотрудник Германского центра исследования Земли (GFZ) Стефано Паролаи (Stefano Parolai).

Во что верят специалисты, так это в долгосрочный прогноз, основанный на сейсмическом районировании. Но и тут есть плевелы среди зёрен. Вот что поведал директор Института сейсмологии НАН КР Канат Абдрахматов.

– По сейсмическому районированию мы работали с немецкими, норвежскими, бельгийскими специалистами. У всех были свои программы, и теперь у нас три разных карты, три разных оценки маленькой республики. Мне предстоит решить, какую из них представить в правительство, которое хочет точно знать, будет землетрясение или не будет и сколько людей помрёт…

В Америке такой проблемы нет, потому что там используют собственные программы. А кто сказал, что они верны?!

– У нас карты работают нормально, – говорит директор Центра геофизических исследований во Владикавказе, специалист по инженерной сейсмологии Владислав Заалишвили. – Где и какое землетрясение ожидается, мы уже знаем. На 100, на 200 лет вперёд можем прогнозировать. На 50 – уже сложнее. На короткий срок – тем более. Если бы землетрясению предшествовало только свечение, или, например, подъём воды, проблема давно была бы решена. В Китае в 1975 году по этим предвестникам удалось спрогнозировать удар стихии и вывести людей из города. Было холодно, но китайцы очень дисциплинированный народ. Они ждали на улице два дня и таким образом уцелели. Только 200 человек вернулись раньше времени и погибли. Но на следующий год случилось другое землетрясение, унёсшее жизни огромного количества людей. Учёные ничем не смогли помочь, потому что в этот раз работали совсем другие предвестники. Я вам скажу: два-пять-десять процентов удачных прогнозов – очень хороший результат в сейсмологии.

Почти анекдот в тему. В 1956 году проходил съезд сейсмологов в Сан-Франциско, и один настырный журналист спросил учёного, может ли он гарантировать, что во время съезда землетрясения не случится. Тот уверенно сказал: «Да». А ровно через час начало трясти…

Говорят, дальше всех в прогнозе продвинулась Америка, но многие идеи, которыми пользуются учёные этой страны, родом из Советского Союза. Например, сейчас они стали создавать базы данных по грунтам. Начинали эту работу советские и японские специалисты.

Долгосрочные (и даже среднесрочные) прогнозы у обывателя вызывают скепсис. Зачем они нужны? Сейсмолог и геофизик Вальтер Мони (Walter Mooney) из Геологической службы США знает ответ на этот вопрос:

– Недавно в Сан-Франциско произошло шестибалльное землетрясение, но погиб только один человек. Ущерб тоже был незначительный, потому что геологическая служба задолго до этого предупредила инженеров, и они спроектировали устойчивые здания. Инженерам надо знать, как сильно будет раскачиваться здание. Мы даём им эту информацию.

Предметом гордости американских сейсмологов является «хорошо оборудованный информационный центр в Колорадо. Там ведётся мониторинг всех землетрясений на планете, и все могут быстро получить о них любые данные». В Казахстане, рассказывает Мони, Геологическая служба США активно изучает линии разломов, делясь информацией с правительством страны и Институтом сейсмологии. На вопрос, как это делают американцы из своего далёка, учёный ответил, что Глобальная геологическая сеть имеет станции по всему миру. Через неё можно «увидеть» и то, что происходит в недрах Казахстана. А если где-то случается сильное землетрясение, он или его ассистент обязательно едут на место бедствия.

Используют ли в США биологические предвестники землетрясений? Бесстрастный рассказчик Вальтер Мони скептически морщится.

– Этот вопрос очень тщательно изучался, и более чем в 95% случаев «предсказания» диких и домашних животных оказывались ненадёжными. Никто не станет опираться на метод, который настолько недостоверен.

В Казахстане тем не менее есть несколько полигонов, где ведутся наблюдения за поведением норных, наземных животных и птиц. Китайские сейсмологи поддерживают это направление исследований. Россияне тоже от него не отказались.

Нашего биофизика Виктора Инюшина, опирающегося в своих прогнозах на «поведение» биологических объектов, погружённых в состояние анабиоза, зарубежные сейсмологи не знают, но судят о достижениях учёного так же безапелляционно, как и свои, казахстанские.

– Даже если он был прав один-два раза в своих прогнозах, это ни о чём не говорит, – считает Ингрид Верстретен.

– Если методика подряд десять раз оправдает себя, она может быть принята. Если через раз – это уже не считается, – высказывает своё мнение генеральный директор центра сейсмологической службы при Академии наук Азербайджана Гурбан Етирмишли.– Вопрос краткосрочного прогноза не будет решён ещё лет сто. Идёт серия слабых толчков – это хорошо или плохо? Может быть и да, и нет. Мы даже этого сказать не можем! Двадцать дней подряд у нас в Казахском районе Азербайджана шли мелкие толчки. И вдруг сильное землетрясение!

А может, это простая человеческая ревность? Ведь чтобы что-то утверждать, надо, как минимум, иметь представление о предмете. И августовские, и октябрьские (самые заметные в этом году) подземные толчки в Алматы Инюшин предсказал! Они значатся в прогнозе, отправленном в ДЧС Алматы в июле текущего года, и подтасовки быть не может. В случайное угадывание тоже как-то не верится. Попробуйте угадать, если думаете, что из этого что-нибудь выйдет!

– Идёт интенсивное накопление потенциальной энергии в недрах земли, – сказал в своём выступлении перед зарубежными коллегами директор Института сейсмологии МОН РК Танаткан Абаканов. – В настоящее время вся наша страна находится в зоне потенциальной опасности. Особенно восточный, юго-восточный и южный регионы. В западной части страны сейсмические процессы активизировались из-за добычи углеводородного сырья. Прямое отношение к Карачаганакскому нефтегазоконденсатному месторождению имеет Шалкарское землетрясение. Два населённых пункта – Рыбцех и Шалкар – были разрушены.

В перерыве глава института пояснил, что аналогичная картина наблюдается и в других странах.

– Интенсивная добыча нефти привела к тому, что сильные землетрясения стали происходить там, где их раньше не было – в Тюменской области, Татарстане. В Веллингтоне (США) в районе нефтяных разработок значительная часть территории опустилась на 1,2 метра. Все скважины пришлось законсервировать, а месторождение закрыть. Чтобы предупредить такое развитие событий, мы создали методику прогноза, предупреждения и предотвращения техногенных землетрясений. Она используется уже на многих месторождениях.

В Алматы, по данным ДЧС, за последние четыре года подземные толчки отмечались 28 раз. А карта сейсморайонирования уже справила своё тридцатилетие. Сейчас её обновляют совместно с центром имени Гельмгольца (Потсдам).

– Карты резонансных частот у нас не было вообще, – говорят казахстанские специалисты. – Хотя на всех сейсмоопасных территориях это важнейший документ для строителей. Каждое здание имеет свою собственную частоту колебаний, и если она входит в резонанс с частотой колебаний грунта, здание рушится. Часть грунтов в Алматы надёжная, а часть представлена лёссами, которые усиливают колебания. Всё это надо учитывать.

Сказанное подтверждает печальный опыт Спитака, в котором под ударами стихии дома рассыпались, как замки из песка. Тогда в этом обвинили строителей, которые будто бы разворовывали цемент. Но воровали в СССР везде, технологию нарушали всюду, а разрушения, если они были, выглядели иначе. В Спитаке сыграли зловещую роль именно резонансные явления, считают в учёных кругах СНГ сегодня.

Не знаю, как у кого, а у меня уверенности в прогнозах сейсмологов после семинара стало ещё меньше, чем было до него. Что явно не подведёт? Сейсмостойкое строительство. В той же Японии высотные здания почти не рушились от толчков. На семинаре приводились убедительные примеры ещё двух землетрясений – в Лос-Анджелесе и Гуджарате. Оба произошли рано утром, когда многие люди ещё спали, но в первом случае при семи с лишним баллах было 50 жертв, а во втором – 10 тысяч. Почему? Потому что в Америке – сейсмостойкое строительство и подготовленное к стихийным бедствиям население. А Индия в данном конкретном случае и с тем, и с другим оплошала.

Не оплошать бы и нам.


Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: