Как решить проблему самозанятых в Казахстане?
Фото: zakon.kz
Индивидуальный предприниматель
Как решить проблему самозанятых в Казахстане?
1.Видение ситуации
2.Решение проблемы
3.Предложения по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство
4.Ожидаемый эффект для Казахстана
1. Видение ситуации
В Казахстане среди официально занятого населения значительная доля приходиться на самозанятых граждан (работников), их 32 процента или примерно 2600000 человек. Традиционные сферы деятельности таких работников это строительство, ремонт квартир, торговля на рынках, репетиторство, домашнее хозяйство, сантехнические, сварочные работы, ремонт автомашин на дому, выращивание домашнего скота, овощных культур, заготовка и реализация кормов, дров и т.д.. Эта категория граждан является сдерживающим фактором роста безработицы т.к. безработные переходят в состав экономически неактивного населения т.е. самозанятых работников. Эти граждане имеют определенные доходы, которые валируются в размере от 30 тыс.тенге до 300 тыс.тенге в среднем в месяц. Условно их можно разделить на три группы. В первую по уровню доходов относятся, те которые приближены к бедным слоям населения с доходом от 30 тыс.тенге до 70 тыс. тенге на семью. Во вторую группу можно отнести лиц (середнячков) имеющих доходы от 70 тыс.тенге до 150 тыс.тенге на семью. В третью группу можно отнести граждан имеющих доходы от 150 тыс. тенге и выше. Лица отнесенные к третьей группе в основной своей массе используют наемную силу, в основном из бедных слоев или же используют труд мигрантов.
Данная категория граждан не вовлечены в легальную деятельность, им не предоставляются социальные гарантии в области труда, страхования, не защищена старость.
Почему в настоящее время самозанятые не регистрируются в налоговых органах?
Во-первых, вследствии последствий такой регистрации, а именно, не желательные финансовые затраты на уплату сбора за регистрацию, на фотографию, ксерокопирование документов, транспортные расходы, представление деклараций, большие налоги, возможность привлечения к административной ответственности в большом размере, не желание общения с государственными служащими и других многочисленных барьеров. К примеру: торговая наценка составляет примерно 15-20 %, при выручке 200 тыс. тенге, налог при применении специального налогового режима на основе патента составит- 4000 тенге, при применении специального налогового режима на основе упрощенной декларации составит- 6000 тенге, а полученная наценка составит 30-40 тыс.тенге, не учитывая другие затраты на заработную плату, транспорт, электроэнергию и т.д., в данном случае индивидуальный подоходный налог с учетом затрат указанных выше составит примерно – 2000 тенге, т.е. налогообложение по специальным налоговым режимам на порядок выше, чем в общеустановленным порядке налогообложения. По моему мнению, это является одним из сдерживающих факторов.
Во-вторых, незначительные суммы пенсионных отчислений, которые в итоге не повлияют на доходы после выхода на пенсию. Проще и надежнее откладывать на депозиты в банках. К примеру: ИП работает по упрощенной форме налогообложения, как правило отчисляет минимальный размер отчислений в ЕНПФ в год 24 тыс. тенге * 30 лет = 720 тыс. тенге, если учесть, что они будут выплачиваться 10 лет (средняя продолжительность жизни после выхода на пенсию), то получим всего в месяц 6 тыс. тенге, без учета вознаграждения и инфляции. Данная сумма не решает вопроса безбедной старости.
В-третьих, отсутствие механизма у налоговых органов по привлечению к обязательной регистрации т.к. не представляется возможным определить доход физического лица.
В-четвертых, не знание законодательства и государственных программ по поддержке малого предпринимательства (в работе использованы данные официальной статистики Казахстана, публикации из журнала «Центр-Азия»).
2. Решение проблемы
2.1 В Казахстане необходимо создать условия для выхода из теневого бизнеса самозанятых граждан, с целью вовлечения их в законный экономический процесс.
2.2 Создать условия упрощенной регистрации. В сельской местности упрощенную регистрацию проводить в акиматах сельских округов, а городах или в районных центрах в ЦОН без взимания регистрационного сбора. Регистрация должна носить уведомительный характер, с последующей выдачей свидетельства в недельный срок по месту обращения.
2.3 Ввести "простое" налогообложение самозанятых лиц, не учитывать при налогообложении факт найма, учитывая, что наемные работники сами же будут работать по данному режиму.
Ввести один вид налога (условно назовем его "налог на занятость") из расчета два МРП в год, без обязательства представлять декларации, с оплатой налога на занятость в бюджет населенного пункта по месту проживания. Крайне важно установить фиксированный небольшой налог, т.к. при его увеличении нельзя будет добиться желаемого результата.
2.4 Ввести обязательные пенсионные взносы на соответствующие пенсионные счета в ЕНПФ с оплатой раз в год по срокам уплаты налога на занятость в минимальном размере один МРП.
Как один из вариантов разрешить открывать пенсионные счета в банках второго уровня, участников фонда гарантирования депозитов, без права снятия до достижения пенсионного возраста. Данный подход позволит аккумулировать средства примерно до 100 тыс. тенге и более в год с каждого самозанятого. Снять ограничения по валюте вклада. Данный вариант будет дополнительным рычагом для решения обсуждаемой проблемы.
2.5 Налог на занятость направить в бюджет соответствующих акиматов (сельских округов, городов и других населенных пунктов) для финансирования нужд конкретного населенного пункта, с целью заинтересованности как акимов, так и самозанятых лиц.
2.6 Налоговые органы будут вести учет данных лиц по данным акиматов и ЦОНов, без проведения налогового контроля на период до 20 лет.
2.7 Освободить от уплаты обязательных социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, т.к. она не эффективна.
2.8 Ввести норму в части обязанности регистрации самозанятых граждан по видам деятельности указанным в п.3.1 настоящей работы. С установлением обязанности акиматов производить визуальный контроль за самозанятыми лицами с правом направления им соответствующих уведомлений о необходимости регистрации. В случае не выполнения повторного уведомления направлять соответствующие материалы налоговым органам для возбуждения административного производства.
2.9 Всем заинтересованным государственным и негосударственным органам необходимо будет провести серьезную массово-разъяснительную работу с населением.
Профильному министерству подготовить соответствующие буклеты, рекламные ролики и т.д. с целью разъяснения самозанятым лицам предполагаемой выгоды, что крайне важно.
Положительные моменты для самозанятых граждан в случае официальной регистрации:
- легализация доходов, в случае крупного приобретения не будет необходимости доказывать получение доходов;
- возможность участие в государственных программах по линии поддержки и развития предпринимательства;
- будут иметь пенсионные накопления для безбедной старости;
- льготный режим налогообложения, а именно небольшой налог и небольшой взнос в ЕНПФ с разовой уплатой один раз в год, без представления декларации, моратории на проверки до 20 лет;
- возможность исчисления трудового стажа;
- возможность найма работников, без уплаты налогов и перечислений за них в ЕНПФ, ГФСС;
- освобождение от уплаты социальных отчислений в ГФСС;
- не привлечение к административной ответственности в случаях не своевременного перечисления налога на занятость и взносов в ЕНПФ;
- в случае принятия второго варианта по перечислению пенсионных взносов в банки второго уровня, гарантия вкладов от инфляции.
Данные предложения в целом выполнимы, не требуют финансовых затрат, при правильном разъяснении цель будет достигнута. Экономически неактивная часть граждан Казахстана – самозанятые лица станут индивидуальными предпринимателями.
3. Предложения по внесению изменений, дополнений в действующее законодательство
3.1 В налоговый кодекс, в части введения дополнительного налога " налога на занятость", установления ставки в размере двух МРП в год без обязанности представлять декларации, уплачивать другие виды налогов, плат, сборов по видам деятельности установленным для этого режима, ввести дополнительный режим налогообложения- простой. Установить виды деятельности подпадающие под "простое" налогообложение, такие виды как: строительство, ремонт квартир, торговля на рынках, репетиторство, домашнее хозяйство, сантехнические и сварочные работы, ремонт автомашин на дому, выращивание домашнего скота на придомовых участках, овощных культур, заготовка и реализация кормов, дров и т.д.(виды деятельности можно расширить). Ввести норму исключающую налоговый контроль за деятельностью лиц осуществляющими деятельность в простом режиме налогообложения на 20 летний период.
3.2 В закон « О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан » в части установления нормы уплаты минимального размера взносов в размере одного МРП со сроком уплаты в сроки установленные для уплаты налога на занятость.
3.3 В кодекс « Об административных правонарушениях » в части не привлечения к административной ответственности плательщиков налога на занятость в случае не уплаты, не своевременной уплаты обязательных пенсионных взносов и налога на занятость и в части деятельности без регистрации установить санкцию в виде предупреждения, в случае повторного нарушения в течении года в виде штрафа.
3.4 В закон « Об обязательном социальном страховании » в части установления " 0 " ставки для плательщиков налога на занятость.
3.5 Ввести в закон « О частном предпринимательстве » в части обязанности регистрации самозанятых граждан по видам деятельности указанным в п.3.1 настоящей работы. С установлением обязанности или права акиматам производить визуальный контроль за самозанятыми лицами с правом направления им соответствующих уведомлений о необходимости регистрации. В случае не выполнения повторного уведомления обязанности направлять соответствующие материалы налоговым органам для возбуждения административного производства по ст.463 КоАП РК от 05.07.2014 года № 235-V.
3.6 В другие НПА, в части реализации выше приведенных норм.
3.7 Повышения правовой культуры населения Казахстана, начиная со школы, с введением специальных дисциплин, создать специальные телевизионные и радио программы с правовой направленностью.
4. Ожидаемый эффект для Казахстана
4.1 Ожидаемое ежегодное поступление в бюджет налога на занятость – 10.4 млрд. тенге (из расчета 2600000 человек * 2 МРП).
4.2 Ожидаемое поступление пенсионных взносов в ЕНПФ – 5.2 млрд. тенге (из расчета 2600000 человек *1 МРП).
В случае решения вопроса по зачислениям пенсионных взносов в банки второго уровня, уровень капитализации банков возрастет до 260 млрд. тенге и более, так как система сбережений в банках второго уровня оправдала себя и вызывает доверие у населения страны и учитывая данное обстоятельство и то, что проценты будут начисляться в размере больше чем уровень инфляции, самозанятые будут заинтересованы открывать пенсионные счета в банках. В дальнейшем эту схему можно применить для всех граждан Казахстана, что решит проблему сохранности пенсионных взносов от инфляции.
4.3 Легализация труда самозанятых граждан в Казахстане, с вытекающими положительными последствиями.
4.4 Снижения уровня безработицы, за счет вовлечения безработных в самозанятых граждан, т.к. это будет выгодно в настоящее время и на перспективу.
4.5 Рост активов ЕНПФ или же банков второго уровня, средства которых будут работать на экономику Казахстана.
4.6 Решение вопросов финансирования сельских акиматов, акиматов небольших городов.
4.7 Решение вопросов благоустройства сельских населенных пунктов, небольших городов.
4.8 Улучшение пенсионного обеспечения самозанятых граждан по выходу на пенсию.
4.9 Будет налажен учет трудовых ресурсов Казахстана.
4.10 Возрастет авторитет и значимость акимов среди населения.
4.11 Возрастет конкурентноспособность Казахстана.
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript