Платность дорог республиканского значения позволит компенсировать расходы на содержание
Zakon.kz
До 2020 года планируется провести строительство и реконструкцию автодорог республиканского значения на протяжении 5 700 км, капитальный и средний ремонт 10 195 км.
В своем Послании народу Казахстана Стратегия «Казахстан-2050»: «Новый политический курс состоявшегося государства» Президент Нурсултан Назарбаев поставил задачу по реализации ряда крупных инфраструктурных проектов, общим итогом которых должно стать использование транзитного потенциала страны на благо экономики страны. Одним из важнейших условий превращения Казахстана в транзитный хаб является создание транспортной инфраструктуры, отвечающей мировым стандартам. О том, каковы отраслевые планы по строительству новых автомагистралей, улучшению содержания действующих автодорог, инновационных разработках и принципах финансирования в интервью Primeminister.kz рассказывает заместитель председателя Комитета автомобильных дорог Министерства инвестиций и развития РК Сайранбек Бармаков.
- Сайранбек Солтанбекович, как было озвучено ранее, основная доля плохих дорог приходится именно на местную сеть, на долю которых приходится 85% от всей их протяженности. При этом, по данным вашего ведомства, объемы финансирования на ремонт и содержание местных дорог значительно отстают от нормативной потребности. Как обстоят дела с финансированием региональных дорог в ближайшие годы?
- В настоящее время протяженность автодорог общего пользования составляет 97 тыс 300 км, из которых 73 тыс 200 км автодороги областного и районного значения. В хорошем удовлетворительном состоянии находится всего 63% этих дорог. Самые проблемные по качеству дороги находятся у нас в таких регионах, как Западно-Казахстанская, Актюбинская, Атырауская и Северо-Казахстанские области, здесь почти 50% местных дорог находится в неудовлетворительном состоянии. С целью улучшения технического состояния дорог областного и районного значения из республиканского и местного бюджетов за последние три года было выделено порядка 250 млрд тенге. Однако на дорогах местного значения важно вовремя выполнять не только крупные ремонтные работы, но и выделять средства на их текущее содержание. В реальности из бюджетов на содержание 1 км выделяется 187 тыс тенге вместо положенных по нормативу 1 млн 300 тыс тенге или 14 % от потребности. До 2020 года по программе развития автодорожной отрасли планируется ремонт 13 тыс км автодорог областного и районного значения. На это предусмотрено выделить 505 млрд тенге. Таким образом, к 2020 году планируется довести долю хороших дорог на местах с 63 % до 78%.
- Можно рассказать о планах ремонта и строительства местных и республиканских дорог, по каким направлениям и в какие сроки запланированы эти работы? В частности, интересует ход строительства наиболее интенсивной по движению четырехполосной магистрали по направлению Астана-Темиртау. Каковы этапы сдачи дороги, качество полотна, будут ли все работы выполнены в положенные сроки?
- До 2020 года планируется провести строительство и реконструкцию автодорог республиканского значения на протяжении 5 700 км, капитальный и средний ремонт 10 195 км. Основная задача отрасли – это реализация проектов, обеспечивающих магистральную связь на маршрутах межрегионального сообщения. К этим проектам относиться решение о реконструкции международного коридора «Западная Европа-Западный Китай» и завершение к 2020 году трех проектов по направлениям Центр-Восток, Центр-Юг, Центр-Запад. Также нам предстоит реализовать проекты по развитию других международных направлений республиканской сети: Астана-Костанай-Челябинск, Омск – Майкапчагай, Таскаскен-Бахты, Алматы-Учарал-Достык, Уральск-Актобе, Актобе-Атырау-Астрахань. Одним из крупных концессионных проектов дорожной отрасли выступает строительство БАКАД (Большая Алматинская кольцевая автомобильная дорога). В рамках реализации проекта Центр-Юг начата реконструкция дороги по направлению Астана-Темиртау протяженностью 171 км, и она будет переведена в первую техническую категорию, что подразумевает строительство четырехполосной магистрали с цементо-бетонным покрытием. В настоящее время работы ведутся на 109 км дороги, до конца года будет охвачен весь участок – 171 км. Завершение проекта предусмотрено в 2016 году.
- Известно, что в настоящее время у нас разрабатывается новый пакет отраслевых стандартов по качеству дорог для приведения их в соответствие с международными требованиями. Как идет работа в этом направлении, когда они будут приняты в окончательном виде?
- В рамках реализации программы по разработке межгосударственных стандартов в результате применения которых на добровольной основе будет обеспечено соблюдение технического регламента Таможенного союза . Это технический регламент безопасных автомобильных дорог, действующий на территории трех стран – России, Казахстана и Республики Беларусь. Всего у нас 111 стандартов, в данное время 92 стандарта готовят в РФ, 11 – отрабатываются в нашей стране, 8 – в Беларуси. По результатам конкурсных процедур эти работы ведет акционерное общество «КаздорНИИ». В данное время казахстанской стороной уже выполнена разработка 11 межгосударственных стандартов, согласованы и получены отзывы от госорганов и организаций, прошли научно-технические советы. На сегодняшний день первая редакция этих стандартов размещена на веб-сайте автоматизированной информационной системы межгосударственных стандартов. В дальнейшем они пойдут на утверждение ЕЭК в рамках Таможенного союза трех государств.
- В последние годы при строительстве дорог применяются различные новые технологии и материалы. Насколько они себя оправдали в наших условиях, и какие из них будут применяться в нашей стране?
- На сегодня в Казахстане действуют 40 опытных участков для апробации новых технологии и материалов в дорожном строительстве. В частности, подготавливается к применению технология по созданию повышенной комфортности на скоростных трассах. Что она собой представляет? На дорожное полотно наносится тонкий слой эмульсии и щебня, это будет защитный слой, уменьшающий повреждение поверхности дороги. После пробного применения данной технологии на одном километре дороги и получения результатов данных испытаний, этот метод будет одобрен к применению на наших скоростных дорогах. Что позволяет данная технология? Известно, что самое разрушающее воздействие на дорогу оказывает влага, различные осадки в виде дождя и снега. Наносимый на поверхность дорожного полотна эмульсионный слой оберегает дорожные материалы от излишней увлажненности, имеет водоотталкивающий эффект. Второе – это инновация создает шумоприглушающий эффект, что создает дополнительный комфорт при скоростном движении по автобану. В западных регионах страны традиционно мы испытываем дефицит такого распространённого в дорожном строительстве материала, как щебень. Для сокращения сроков строительства и восполнения дефицита до 30% объемов щебня мы начали применять стабилизаторы, которые закладываются в основание дорожного полотна. Кроме того, в мировой практике эксплуатации дорог применяются своего рода омолаживающие эмульсии. Эта жидкость освежает дорожные материалы, имеет также укрепляющие и гидроизоляционные свойства.
- Как известно, поставлена задача более широкого внедрения платных дорог и окупаемости магистралей. Есть ли заинтересованные инвесторы и каков механизм внедрения новой системы?
- Могу сказать, что содержание одной из первых платных дорог в Казахстане «Астана-Щучинск» полностью финансируется за счет средств, собранных от участников движения по данному направлению. Теперь планируем до 2022 года на платную основу перевести более 7 тыс километров автодорог. Это полностью такие магистрали, как «Западная Европа-Западный Китай», «Астана-Костанай-Челябинск», «Омск-Майкапчагай», «Астана-Павлодар-Оскемен», «Астана-Алматы», в общем, все реконструированные новые дороги. На автодорогах первой категории, четырехполосных скоростных трассах плата взимается как с легкового, так и с грузового автотранспорта. По второй категории взимается только с грузовых автомашин. Транспортный поток по маршруту «Астана-Щучинск» состоит на 90 % из легкового автотранспорта, на 10% - грузового, но при этом грузовые машины приносят 63% всех денежных сборов. По предварительным расчетам, при переводе планируемых 7 тыс километров автодорог на платный принцип проезда, сбор средств составит порядка 41 млрд тенге. Это сумма покрывает как раз нормативные потребности содержания 23 600 километров дорог республиканского значения. Конечно, за счет платности в бюджете страны будет сэкономлены значительные средства, которые могу пойти на ремонт дорог областного и районного значения, а они всегда нуждаются в полноценном финансировании.
- Согласно Программе развития транспортной инфраструктуры до 2020 года почти 90% казахстанских дорог будут приведены в хорошее и удовлетворительное состояние. Расскажите, какие новые механизмы управления и исполнения поставленных задач будут задействованы для достижения этой цели?
- В будущем планируем перевести вновь построенные дороги на бездефектное содержание, как, к примеру, автобан «Астана-Щучинск». При таком содержании состояние дорог должно значительно улучшиться, покрытие всегда должно быть чистым, ухоженным, чтобы водители чувствовали комфорт. В каждом цикле времени прописаны свои технологические правила содержания дорог. Если будут соблюдаться данные технологии и своевременность работ, то дороги перестанут соответственно разрушаться. В сфере эксплуатации автодорог необходимо, прежде всего, выстроить очень четкую систему ответственности тех компаний, которые занимаются содержанием дорог. Таким образом, переход на бездефектное содержание позволит достигнуть наших программных целей, когда почти 90% казахстанских дорог будут приведены в удовлетворительное состояние.
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript