Как устроена система допинг-контроля в Казахстане (ч2)
Zakon.kz
На вопросы Sport.zakon.kz отвечает Майра Бакашева, директор РГУ «Национальный антидопинговый центр».
- Совсем скоро в Алматы состоится чемпионат мира по тяжелой атлетики. Учитывая прошлогодний скандал с нашими штангистами можно ли говорить о том, что казахстанские тяжелоатлеты сейчас "чистые"?
- В этом году все наши штангисты сдали допинг-пробы. Анализы взяли даже у спортивного резерва, которые принимают участие в областных соревнованиях. Мы взяли порядка 220 проб. Наша команда была проверена и международной федерацией. Работа проводилась совместно с международной федерацией и WADA.
- В каком направлении будет развивать казахстанский антидопинговый центр?
- Даже если мы искореним допинг, мы будем проводить образовательные программы. Наша задача состоит в том, чтобы у всех спортсменов были одинаковые условия для честной борьбы. В спорт постоянно приходит что-то новое. Это значит - работа у нас будет всегда.
- Как работу казахстанского антидопингового центра оценивает WADA?
- Мы ежедневно находимся на связи. У нас много точек соприкосновения, мы работаем по правилам кодекса WADA. Когда Международное антидопинговое агентство видит заинтересованность в работе, оно очень положительно относится к таким действиям. Мы получаем новые ресурсы, мы постоянно получаем новые идеи, методики, брошюры, наглядные пособия. Мы адаптируем это для себя, переводим на русский и казахские языки. Сейчас многим спортсменам непонятен не то что английский, но и русский язык. Но мы стараемся идти в ногу со временем, да WADA организует семинары и симпозиумы.
- Алматы претендует на проведение зимних Олимпийским игр - 2022. Готова ли ваша лаборатория к таким крупным соревнованиям?
- Мы очень мобильны и всегда готовы. Речь идет о масштабности. Но в первую очередь, надо подготовить законодательную базу. Мы должны соответствовать конвенции ЮНЕСКО по борьбе с допингом. Каждый должен предоставить свою ответственность на уровне национальной антидопиновой организации, на уровне правительства, на уровне президента. Мы должны будем подготовить персонал, соответствующую лабораторию. Для этого закупить необходимое оборудование.
- Какие запрещённые субстанции чаще всего применяют казахстанские спортсмены?
- Чаще всего у наших атлетов обнаруживают анаболические стероиды. И здесь очень много моральных и этических моментов. Одно дело, когда спортсмен специально использует допинг, другое дело - когда в организм спортсмена это попало по неосторожности или по незнанию. Взять те же биологические активные добавки. Почему он их применил? Атлет, например, имел недостоверную информацию об этом препарате. В мире есть недобросовестные люди, которые под маркой известного, популярного БАДа, продают свой неизвестный продукт.
- После уличения спортсмена в применении допинга тренеры чаще всего говорят о том, что были не в курсе «грязных» дел своего подопечного. Но ведь применение допинга можно обнаружить. Угревые высыпания, резкая смена настроения, быстрый прирост мышечной силы, неговоря уже о высоком результате, которому сложно найти оправдания...
- Тренеры зачастую не знают, что происходит в команде. Прежде всего, это говорит о том, что наставники должны повышать свое мастерство. Знать и быть в курсе событий. Повышать свою грамотность. Тренеры не всегда имеют мотивацию работать, беседовать со спортсменами, объяснять. Чемпион проходит через многих тренеров, возрастает ответственность вспомогательного персонала. Не везде есть врачи, и не всегда спортсмен может проконсультироваться.
Не всегда наставники знают о том, что применяет спортсмен. Если тренер воспитает, привьет негативное отношение к допингу, то это очень хорошо. Но зачастую, тренеры не имеют такой квалификации.
Встречаются разные случаи, даже когда тренер знает о применении допинга, и даже поощряет это. Поэтому мы проводим свою работу и с тренерами, и со спортивными врачами, и с родителями.
- Какие разновидности допинга появились за последнее время и чем они вредны для организма?
- Список запрещённых препаратов обновляется каждый год. В этом году произошли некоторые изменения, ввели новую группу. Это использование инертных газов, аргона, ксенона. Любое воздействие на организм извне - оно всегда вредно. Использование газов приводит к перестимуляции нервной системы, сильное воздействует на психику человека, происходят изменения баланса организма (гомеостаз).
WADA публикует программу мониторинга, того чем они будут заниматься в будущем. Использование каких субстанций в последующем могут быть запрещены. В программе мониторинга 2015 года стоят такие распространенные среди всех людей постсоветского пространства препараты как «Актовегин», «Милдронат».
- Расскажите о Биологических паспортах.
- Биологический паспорт спортсмена - это индивидуальный, электронный документ, в который заносятся данные конкретного спортсмена. Эти данные могут быть использованы для выявления фактов применения допинга. Здесь работает принцип мониторинга на долгосрочной основе биологических маркеров, изменение которых происходит в результате применения допинга или патологических изменений в организме. Мы сделали уже более 130 паспортов. Биологический паспорт спортсмена состоит из трех модулей.
Гематологический паспорт спортсмена на основании длительных наблюдений показатели маркеров модифицированного эритропоэза, что позволяет обнаружить попытку спортсмена искусственным образом улучшить насыщаемость мышц кислородом, улучшить выносливость.
Эндокринологический паспорт спортсмена, основанный на описании гормонов, вырабатываемых эндокринной системой. Стероидный паспорт спортсмена, состоящий из данных длительного мониторинга стероидных профилей для выявления случаев искусственного повышения уровня тестостерона или его прогормонов. Любой спортсмен, который сдает пробы на допинг-контроль, уже имеет свой профиль на сайте WADA.
- Какое будущее ждет биопаспорта в Казахстане?
-Будущее не за горами. Мы имеем уже некоторую база и ведем работу, анализируем и в течение нескольких последующих лет возможны такие прецеденты когда сама проба отрицательна, но стероидный профиль будет показывать изменение. Когда запрещенная субстанция вышла из организма его влияние осталось. И нельзя забывать о том, что за каждым допинг-скандалом стоит – человек.
- Вы верите в то, что когда-нибудь наступит эра «чистого» спорта?
- Конечно верю, ведь мы прикладываем так много усилий. У нас есть много возможностей. Мы встречаемся с юными спортсменами, печатаем брошюры, есть возможность доступа через интернет, социальные сети.
Диляра Азанбекова, Алматы
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript