Радиопират из Темиртау рассказал об единственном в Карагандинской области матерном радио
Zakon.kz
“Надеюсь, что правоохранительные органы отнеслись к нам с пониманием и больше не будут на нас накидываться, так как я полностью выполнил их требования”
Единственное в области матерное радио приказало долго жить, сообщает издание "Новый вестник". В эфире «Черной метки» звучала нецензурная речь и соответствующая музыка. Любопытно,что в течении двух лет это никого не смущало. Но на днях заместитель прокурора Темиртау наткнулся на необычную радиоволну и был возмущен.Любителей мата попросили прикрыть лавочку.
«Черная метка» имеет свои странички «В Контакте» и «Моем мире»,через которую ее создатели общались со своей аудиторией. Они позиционировали свое детище как «некоммерческую пиратскую андеграунд-радиостанцию». На логотипе «Черной метки» красовалась мертвая голова. В одной из последних записей в блоге радиопираты написали: «Большой Брат нас заметил».
- Радио существовало нелегально, то есть без постановки на учет,- говорит заместитель прокурора Темиртау Жанкозы Накишев.- У нас постоянно проводится мониторинг местных СМИ, но «Черная метка» почему-то не была замечена Инспекцией по информатизации и связи. На этот счет мы уже направили представление. Возможно, все дело в том, что радио ловило не везде. Я нашел эту волну,услышал маты и не пристойную музыку,в которой была пропаганда насилия, суицида и подобных вещей. Я лично категорически против такого радио: это нарушает нормы морали, нравственности, разлагающе влияет на молодежь. Подростки могут услышать такую музыку и начать вешаться или пойти людей стрелять.Как только я услышал это радио, я дал поручение выяснить, кто его открыл в нарушение «Закона о СМИ». Материалы мы направили в финансовую полицию и Инспекцию по информатизации и связи.
Закрытие «Черной метки» вызвало большой резонанс в обществе. Кто-то считает, что запретив вещание матерного радио, правоохранительные органы душат свободу мысли и слова, кто-то напротив – поддерживает прокуратуру. К примеру, координатор проектов фонда «Адиль соз», защищающего журналистов, Елена Малыгина, считает, что мат в эфире – это недопустимо.
- Есть нормы этики,- говорит Елена Малыгина.- На кухне пусть говорят все,что хотят. Я считаю, что закрытие такого радио оправдано. Это не свобода- это безнравственность. Мы итак видим и слышим много негатива сегодня: если кому-то не хватает матерной речи, пусть сходит на концерт группы «Ленинград».
Нам удалось пообщаться с создателем «Черной метки». Он известен как «Кэп».
- Как пришла идея такого радио?
Сами по себе корни “пиратского”, то есть официально не зарегистрированного радиовещания уходят глубоко в 50-ые – 60-е годы, когда на протяжении многих десятилетий чуть ли не каждый подросток занимался подобным родом деятельности – крутили музыку в эфире, переговаривались. Среди таких подростков когда-то был и я. Решил вспомнить старое увлечение. Кто занимался этим делом, тот сейчас меня отлично понимает. А такие есть в РК и даже в нашем городе.
- Как давно оно существует и каким образом работало?
Радио просуществовало чуть более двух лет. Это, кстати, средний срок существования пиратских радиостанций, но есть и такие, которым уже более десяти лет. Компьютер, микрофон, самодельный радиопередатчик и антенна, соединённые между собой охапкой проводов и кабелей. Вещание было полностью некоммерческим. В эфире звучала музыка, которую слушает и сама же пишет молодежь. Стиль, главным образом, – русский тру-рэп и хип-хоп. Так же различные полезные подкасты. Радиослушатели могли самостоятельно через специально разработанный сайт ставить в эфир треки из заранее сформированных плейлистов, получать информацию о звучащем и звучащих недавно треках, видеть, какие исполнители в ротации и т.д. Многие официальные вещатели наверно позавидовали бы функционалу, который мы создавали специально для слушателей. Джинглы и отбивки в неформальном стиле, анонсы, озвучивание псевдонимов исполнителей и так далее – целая концепция, которая разрабатывалась на протяжении всего существования станции. Целью было сделать интересным эфир, совершенно не похожим на эфир коммерческих вещателей, с чем мы успешно справлялись, судя по приходившим от слушателей отзывам. Но самой важной и нужной частью концепции вещания был поиск и бесплатная ротация наших местных андеграунд-артистов (Темиртау, Караганда, Астана, Алматы и другие города). Причём поддерживали не только рэп-исполнителей, но и рокеров.
Многие даже не знают, а ведь у молодёжи существует целое движение по данной теме. Они проводят небольшие концерты, в том числе и благотворительные. Специально ездят в другие города, чтобы записать с кем-то совместный трек. Более известные исполнители помогают менее известным. Работают и копят деньги, чтобы приобрести дорогое звукозаписывающее оборудование. Организуют студии звукозаписи в помещениях, каких только получается найти. В соцсетях можно найти множество фотографий участников рэп и рок-групп с недешёвыми профессиональным оборудованием. Видно, что люди достаточно сильно увлечены своим делом. И тут вдруг на горизонте появляется пиратская фрегата, и с палубы доносится голос её капитана: “Хотите звучать в реальном радиоэфире, чтобы вас услышали другие?”, на что был получен ответ: “Да, капитан!” Так возник союз радиопиратов и артистов-моряков.
- Ваш возраст, если можно, социальный статус
Возраст мой находится в диапазоне от 18-ти до 30-ти лет. В этом же диапазоне лежит примерный возраст аудитории, для которой велось вещание. Мой социальный статус – обычный гражданин, не пьющий, не курящий, занимающийся спортом, употребляющий ненормативную лексику в очень редких случаях. В общем, полная противоположность тому образу, который мне, наверно, где-то кто-то уже приписал. Правда, “слегка” помешанный на физике, астрономии, информатике и прочих малоинтересных сегодня для многих студентов естественных и технических науках.
- Как вы среагировали на запрет вещания? Будете ли предпринимать какие-то меры?
Ещё не спаяв своими руками радиопередатчик, я уже знал, что вещание когда-то придётся прекратить, т.к. контролирующие органы рано или поздно обратят внимание. Это их работа, которая, как видите, выполняется. Это знает каждый радиопират. Сказал себе, что закрою, если поступит официальное обращение от властей. Обращение поступило. Закрыл. Предпринимать какие-то меры можно было бы, если бы закон позволял технически увлечённым людям подобное занятие, как, например, это сейчас в России. Там с недавних пор существует общественная организация, которая на определённых условиях может выдавать разрешения на любительское радиовещание. Одно из этих условий – именно собственноручно собранный радиопередатчик. Ну и, само собой, строгий контроль эфира.
Тем, кто часто задают вопрос “Почему не легализуетесь?”, я отвечаю, что, приобретение лицензии на радиовещание – дело не малых денег. Это не по карману рядовому энтузиасту.
- Ваше личное отношение к мату в искусстве
Ненормативная лексика при её умелом использовании может, как бы это не казалось странным, быть уместной. Рэп-культура – это такая культура, где нужно уметь вникать в передаваемый контекст, а не считать исполнителя матершинником, просто услышав в его словах нецензуру. Так считаю не один я, а множество людей, которые слушали когда-либо, например, такие группы и артистов, как «Баста», «25-17», «Грот», «Миша Маваши», «D-Man 55», «Многоточие», «Krec», «Каста», «Карандаш», «Триада», «Юг». Вообще, ненорматив в музыке – это очень тонкое дело, и здесь нельзя равнять всех под одну гребёнку. И всё же, вне зависимости от этого, когда радио только начало работу, я решил искоренять ненорматив из любых треков. Со временем я стал не справляться с этим делом из-за нехватики сил и времени.
Если у кого-то, а особенно у тех, кто нас никогда не слушал, сложилось впечатление, что наш эфир целиком на 100% был забит треками с нецензурой, то вы ошибаетесь примерно на 80%.
- Прокуроры обвиняют вас в том, что вы, мол отрицательно влияете на сознание людей, пропагандируете насилие, суицид и прочее. Вы согласны?
В процессе работы радиостанции я получал десятки положительных комментариев от слушателей и один негативный, причём негативный комментарий был хорошо обоснован. Видно, что человек слушал, прежде чем написать, а не поступил так, как это делают многие комменаторы статей в интернете, без разбора “сливая” всех и всяко.
Немного по поводу суицида. Припомнил один трек, где девушка рассказывает о неудачной любви, выкидыше и попытке самоубийства. Именно повествует, а не принуждает всех так же поступать. Как можно воспринять? Вариант 1: девушка, у которой похожие проблемы в жизни, слушает этот трек, идёт в ванную и вскрывает себе вены. Вариант 2: девушка, которая пережила что-то подобное, слушает трек, понимает, что похожее произошло не с ней одной, и от этого ей, возможно, становится легче. Это называется сочувствие. Либо молодой человек девушки, услышав этот трек, начинает понимать, что он натворил и возвращается к ней. Это называется исправление. Именно для второго варианта подобные треки с грустной тематикой и пишутся. И это факт, потому что писать для первого варианта со стороны артиста – это уж совсем глупость какая-то. Отлично помню себя в подростковом возрасте и не представляю, что должно быть у человека в голове, чтобы он, прослушав какую-то песню, пошёл и вскрыл себе вены. Это всё равно, что заявить всем подросткам “у вас у всех расшатанная психика и непорядок с головой”. И вообще, хочется сказать, что содержимое таких треков – это реальные переживания реальных людей, но далеко не обязательно их реальные действия. Такие треки вы можете услышать и в обычной мэйнстрим-эстраде. В раннем возрасте у меня в голове уже отлично работал фильтр, язнал где польза, а где вред. Не знаю даже, что можно посчитать хуже: неофициальное радиовещание или официальное телевидение, где как раз можно не просто слышать, но и наблюдать очень реально смоделированные сцены насилия, суицида и всего остального, вытягивание денег из поддатливых зрителей на каналах спутникового ТВ. Как хорошо, что я не смотрю телевизор.
- Правоохранительные органы все еще преследуют вас?
Подробности описывать не хочу, но надеюсь, что правоохранительные органы отнеслись к нам с пониманием и больше не будут на нас накидываться, так как я полностью выполнил их требования, закрыв радиостанцию, демонтировав всё оборудование и поменяв тематику интернет-ресурсов, связанных с ней. Белый флаг.
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript