Проблема самозанятых не в законодательстве, проблема в нас самих
Фото: zakon.kz
Экономист
Проблема самозанятых не в законодательстве, проблема в нас самих
Или как решить проблему самозанятых в Казахстане: шаг второй.
В предыдущей своей работе («Почему самозанятые физические лица могут превратиться в самоскрытых лиц ? Или как решить проблему самозанятых в Казахстане: шаг первый») мной были приведены факты, когда в различных нормативных правовых актах по разному трактуются понятие самозанятых лиц, и подробно изложены суть и значимость единого определения (термина) «самостоятельно занятых лиц », а также возможные негативные последствия отсутствия эталона в определении самостоятельно занятых лиц.
В настоящей работе, в продолжение этой же темы (проблема самозанятых), хочу предложить следующий (второй) шаг по решению проблемы самостоятельно занятых лиц в Казахстане. И прежде всего, принимая во внимание отсутствие единого определения категории «самозанятых» в действующих сегодня профильных законодательных актах, и то, что абсолютное большинство тех , кого принято считать самозанятыми, и для кого пишутся эти самые законы, не имеют соответствующего образования и специальной подготовки, будет справедливым и дальновидным, при определении категории «самостоятельно занятое лицо» применительно ко всем нормативно-правовым актам РК , подробно описать в соответствии со статьей 7 Закона РК «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 года № 124 то, что индивидуальное предпринимательство может осуществляться как в виде личного, так и в виде совместного предпринимательства. И то, что личное предпринимательство осуществляется одним физическим лицом самостоятельно, совместное предпринимательство осуществляется группой физических лиц (индивидуальных предпринимателей). А также то, что, что согласно пункта 1 статьи 27 Закона РК «О частном предпринимательстве», крестьянское и фермерское хозяйство, осуществляющие частное предпринимательство без образования юридического лица , по своему правовому статусу являются индивидуальными предпринимателями. И согласно пункта 3 статьи 1 Закона РК ««О крестьянском хозяйстве» от 31 марта 1998 года N 214, крестьянское или фермерское хозяйство может выступать в следующих формах: 1). крестьянского хозяйства в форме семейного предпринимательства, 2). фермерского хозяйства, основанного на осуществлении личного предпринимательства, 3). фермерского хозяйства, организованного в форме простого товарищества. То есть, в официальном определении «самозанятых» прямо отразить, что самозанятыми являются не только сам индивидуальный предприниматель, на имя которого выдано свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) , но и все члены совместного индивидуального предпринимательства (группа физических лиц), а также не только глава, на имя которого выписано свидетельство о регистрации в качестве ИП , но и все члены крестьянского и фермерского хозяйство, выступающих в форме семейного предпринимательства или простого товарищества.
Другой важный момент, который обязательно нужно учесть при определении категории (официального термина) «самостоятельно занятое лицо», это то, что согласно пунктов 2 и 2-1 статьи 27 Закона РК «О частном предпринимательстве», индивидуальное предпринимательство подразделяется на два вида - подлежащее обязательной государственной регистрации и освобожденное от обязательной государственной регистрации.
То есть, отразить требования пункта 2 статьи 27 вышеприведенного закона, которые гласят, что: « Обязательной государственной регистрации подлежат индивидуальные предприниматели, которые отвечают одному из следующих условий: 1) используют труд наемных работников … ; 2) имеют от частного предпринимательства совокупный годовой доход, …, в размере, превышающем не облагаемый налогом размер совокупного годового дохода…. Деятельность перечисленных индивидуальных предпринимателей без государственной регистрации запрещается».
И требования пункта 2 – 1 статьи 27, которые определяют, что : «Физическое лицо, не использующее труд работников … , вправе не регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя при получении следующих доходов, … : 1) облагаемых у источника выплаты; 2) имущественного дохода; 3) прочих доходов»
А также положения пункта 2 статьи 27 этого же закона, из которых следует, что не подлежат обязательной государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и физические лица (индивидуальные предприниматели) , которые имеют от частного предпринимательства совокупный годовой доход, исчисленный в соответствии с налоговым законодательством РК, в размере, не превышающем не облагаемый налогом размер совокупного годового дохода, установленный для физических лиц законами Республики Казахстан. Например, на 2014 г. установлена минимальная заработная плата в размере 19996 тенге , соответственно получающие совокупный годовой доход в сумме 239 952 (12 мес. х 19996 тенге) вправе не регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.
Такое подробное, развернутое и единое (во всех профильных нормативно-правовых актах) разъяснение «самостоятельно занятого лица», то есть, непосредственно «в лицах и поименно», нужно прежде всего физическому лицу, желающему стать самозанятым, так как это позволит ему легко ориентироваться в законодательстве о частном предпринимательстве, легко находить себя в налоговом, пенсионном и ином законодательстве, а гос. органам будет способствовать владению более реальной и одинаковой картиной по фактическому количеству самозанятого населения в стране.
Следующий (можно сказать, третий) шаг , который просто необходим, чтобы решать проблемы самостоятельно занятых лиц, это, во – первых, необходимость определиться , а что мы вообще понимаем под проблемами самозанятых применительно именно к этой теме - «проблема самозанятых в Казахстане» , и во-вторых, не забывать, что проблемы по самозанятым лицам - это палка о двух концах. То есть, надо понимать и принимать, что претензии могут быть как со стороны государственных органов к самозанятым ( когда по мнению гос. органов, самозанятые «создают проблемы» по соблюдению интересов государства и прав потребителей , в виде участия самозанятых в теневой экономики, отсутствие регистрации в регистрирующих органах, непредставление или несвоевременное представление форм налоговой отчетности, не уплата или не полная уплата налогов, занижение или сокрытие доходов, и т.д.) , так и со стороны самозанятых к государственным органам (когда по мнению самозанятых , гос.органы «создают проблемы» самозанятым в виде сложности процедур при постановке на регистрационный учет, снятии с регистрационного учета, сложности форм налоговых отчетностей , сложности разрешительных и таможенных процедур, тяжести налогового бремени, и т.д.). То есть , претензии (проблемы, создаваемые обеими сторонами) могут оказаться не просто взаимными , но и обоюдоострыми.
На основании анализа и сопоставления ряда нормативно-правовых актов РК различных уровней, я пришел к выводу , и это мое сугубо личное мнение, - есть три главные проблемы по самостоятельно занятым лицам Казахстана , и именно из этих трех главных проблем , «как из переполненного озера, вытекают реки» не решенных вопросов:
Первая проблема – отсутствие (на мой взгляд) в профильных законодательных актах всех уровней единого подхода в определении «самостоятельно занятого лица». Это подтверждается проведенным мной анализом и сопоставлением нормативно-правовых актов разных уровней в предыдущей и настоящей работе.
Вторая проблема – не использование либо не эффективное использование самостоятельно занятыми лицами возможностей уполномоченных органов по предпринимательству, призванными осуществлять проведение государственной политики поддержки и развития частного предпринимательства и организовывать методологическую помощь субъектам частного предпринимательства, а также возможностей и ресурсов фонда развития предпринимательства, центров поддержки частного предпринимательства, бизнес-инкубаторов, территориальных подразделений национальной палаты предпринимателей. Подтверждение тому, наличие у самозанятых проблем, решение которых находится в компетенции именно этих структур.
Третья проблема – не до оценка или переоценка своих возможностей на определенном этапе некоторыми физическими лицами , желающими стать самозанятыми и открыть собственное дело - отсутствие у них специальных знаний, отсутствие финансовой и материальной базы, отсутствие предпринимательской жилки, и т.д. А ведь, согласно пункта 4) статьи 1 закона «О частном предпринимательстве» прямо определено , что «индивидуальное предпринимательство - инициативная деятельность физических лиц, направленная на получение дохода, основанная на собственности самих физических лиц и осуществляемая от имени физических лиц, за их риск и под их имущественную ответственность».
Решение этих трех проблем в комплексе , на мой взгляд , должно снять с повестки дня множество вопросов и у государственных уполномоченных органов и у самостоятельно занятых лиц. А для этого, прежде всего , надо принять все необходимые меры по активизации контактов самозанятых с уполномоченными органами по предпринимательству, фондом развития предпринимательства , центрами поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторами, территориальными подразделениями национальной палаты предпринимателей. Ведь цель создания всех этих структур одна - поддержка частного предпринимательства. А значит, по сути, проблемы самостоятельно занятых лиц должны стать и их проблемами. И они, по компетенции, должны оказывать содействие по решению этих проблем. Иначе нет смыла в создании и содержании всех этих структур по поддержке частного предпринимательства .
Использованная литература:
1. «Гражданский кодекс Республики Казахстан»
Введен в действие постановлением Верховного Совета Республики Казахстан
от 27 декабря 1994 года;
2. «Трудовой кодекс Республики Казахстан»
Кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 года N 251;
3. «Налоговый кодекс РК»
Кодекс от 10 декабря 2008 года № 99-IV ЗРК:
4. «О занятости населения»
Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года N 149;
5. «Об обязательном социальном страховании»
Закон Республики Казахстан от 25 апреля 2003 года N 405;
6. «О пенсионном обеспечении в РК»
Закон РК» от 20 июня 1997 года № 136;
7. «О частном предпринимательстве»
Закон Республики Казахстан от 31 января 2006 года № 124;
8. «О крестьянском хозяйстве»
Закон от 31 марта 1998 года N 214
9. Информационный Портал «Zakon.kz»
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript