Лента новостей
0

Проблема самозанятых не в законодательстве, проблема в нас самих

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 10.11.2014 17:17 Фото: zakon.kz
Экономист

Проблема самозанятых  не в законодательстве,  проблема в нас самих

Или как решить проблему самозанятых в Казахстане: шаг второй.


                В предыдущей своей работе («Почему самозанятые  физические лица  могут превратиться в самоскрытых лиц ? Или как решить проблему самозанятых в Казахстане: шаг первый»)  мной были приведены факты,  когда в различных нормативных правовых актах по разному трактуются  понятие самозанятых  лиц, и  подробно изложены суть  и значимость  единого определения (термина)  «самостоятельно занятых лиц », а также    возможные  негативные последствия  отсутствия эталона  в  определении  самостоятельно занятых лиц.

               В настоящей работе, в продолжение этой  же темы  (проблема самозанятых), хочу предложить  следующий (второй)  шаг по решению проблемы самостоятельно занятых лиц в Казахстане. И  прежде всего, принимая во внимание отсутствие единого  определения категории «самозанятых» в действующих  сегодня профильных   законодательных актах, и то, что абсолютное большинство тех , кого принято считать самозанятыми, и для кого пишутся эти самые законы, не имеют соответствующего  образования и специальной подготовки, будет справедливым  и дальновидным,  при определении категории «самостоятельно занятое лицо» применительно ко всем нормативно-правовым актам РК ,    подробно  описать  в соответствии со статьей 7 Закона РК «О частном предпринимательстве»   от  31 января 2006 года № 124  то, что  индивидуальное предпринимательство может осуществляться как в виде личного, так и в виде совместного предпринимательства. И то, что  личное предпринимательство осуществляется одним физическим лицом самостоятельно, совместное предпринимательство осуществляется группой физических лиц (индивидуальных предпринимателей). А также то, что, что согласно пункта 1 статьи 27 Закона РК «О частном предпринимательстве»,  крестьянское и фермерское хозяйство, осуществляющие частное предпринимательство без образования юридического лица ,  по своему правовому статусу являются   индивидуальными предпринимателями.  И согласно пункта 3 статьи 1 Закона РК ««О крестьянском хозяйстве»  от 31 марта 1998 года N 214,  крестьянское или фермерское хозяйство может выступать в следующих формах: 1). крестьянского хозяйства в форме семейного предпринимательства,  2). фермерского хозяйства, основанного на осуществлении  личного предпринимательства, 3). фермерского хозяйства, организованного в форме простого товарищества. То есть, в официальном определении «самозанятых» прямо отразить, что самозанятыми являются не только сам индивидуальный  предприниматель, на имя которого выдано свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) ,   но  и все члены   совместного индивидуального предпринимательства (группа физических лиц), а также не только глава, на имя  которого выписано свидетельство о регистрации в качестве ИП , но  и все члены крестьянского и фермерского хозяйство, выступающих в форме семейного предпринимательства  или  простого товарищества.

              Другой важный момент, который обязательно нужно учесть при определении категории (официального термина) «самостоятельно занятое лицо», это то, что согласно пунктов  2 и 2-1 статьи 27 Закона РК «О частном предпринимательстве», индивидуальное предпринимательство подразделяется на  два вида -  подлежащее обязательной государственной регистрации и освобожденное от обязательной государственной регистрации.

               То есть, отразить требования  пункта 2  статьи 27 вышеприведенного закона, которые гласят, что:  « Обязательной государственной регистрации подлежат индивидуальные предприниматели, которые отвечают одному из следующих условий: 1) используют труд наемных работников … ; 2) имеют от частного предпринимательства совокупный годовой доход, …,  в размере, превышающем не облагаемый налогом размер совокупного годового дохода….  Деятельность перечисленных индивидуальных предпринимателей без государственной регистрации запрещается».    

               И  требования  пункта 2 – 1 статьи 27, которые определяют, что : «Физическое лицо, не использующее труд работников … , вправе  не регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя при получении следующих доходов, … : 1) облагаемых у источника выплаты;  2) имущественного дохода;  3) прочих доходов»

               А также положения пункта 2 статьи 27 этого же закона, из которых  следует, что не подлежат обязательной государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и физические лица (индивидуальные предприниматели) , которые имеют от частного предпринимательства совокупный годовой доход, исчисленный в соответствии с налоговым законодательством РК, в размере, не превышающем не облагаемый налогом размер совокупного годового дохода, установленный для физических лиц законами Республики Казахстан. Например,  на 2014 г. установлена минимальная заработная  плата в размере  19996 тенге , соответственно  получающие совокупный годовой доход  в сумме 239 952 (12 мес. х 19996 тенге)  вправе не регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.
     
Такое подробное,  развернутое и единое (во всех профильных нормативно-правовых актах)  разъяснение «самостоятельно занятого лица», то есть,   непосредственно «в лицах и поименно»,  нужно прежде всего физическому лицу,  желающему стать самозанятым, так как это позволит ему легко ориентироваться в законодательстве о частном предпринимательстве, легко находить себя в налоговом, пенсионном и ином законодательстве,  а гос. органам  будет способствовать владению более реальной и одинаковой  картиной по фактическому количеству самозанятого  населения в стране.

            Следующий (можно сказать, третий) шаг , который просто необходим, чтобы решать проблемы самостоятельно занятых лиц, это, во – первых,  необходимость  определиться , а что мы вообще   понимаем под проблемами самозанятых  применительно именно к этой теме - «проблема самозанятых в Казахстане» ,  и  во-вторых, не забывать,  что проблемы по самозанятым лицам  - это палка о двух концах. То есть,  надо понимать и принимать, что   претензии  могут быть  как со стороны государственных органов к самозанятым  ( когда по мнению гос. органов,  самозанятые «создают проблемы»  по соблюдению  интересов государства и прав потребителей , в виде  участия самозанятых в теневой экономики, отсутствие регистрации в регистрирующих органах, непредставление или несвоевременное представление форм налоговой отчетности,  не уплата или не полная уплата налогов, занижение или сокрытие  доходов, и т.д.)  , так и со стороны  самозанятых к государственным органам  (когда по мнению самозанятых , гос.органы «создают  проблемы» самозанятым в виде сложности процедур при постановке на регистрационный учет, снятии с регистрационного учета, сложности форм налоговых отчетностей , сложности  разрешительных и таможенных  процедур, тяжести  налогового бремени,  и т.д.).  То есть ,  претензии  (проблемы, создаваемые обеими сторонами)  могут  оказаться не просто  взаимными , но и обоюдоострыми.  

            На основании анализа и сопоставления ряда нормативно-правовых актов РК  различных уровней, я пришел к выводу , и это мое сугубо личное мнение,  -  есть три главные  проблемы по самостоятельно занятым лицам Казахстана , и именно из этих  трех  главных проблем , «как  из  переполненного озера,  вытекают  реки» не решенных вопросов:
            Первая проблема – отсутствие  (на мой взгляд)  в  профильных законодательных актах   всех  уровней   единого подхода    в определении «самостоятельно занятого лица». Это подтверждается проведенным мной анализом  и сопоставлением нормативно-правовых актов разных   уровней  в предыдущей и настоящей работе.

            Вторая проблема – не использование либо не эффективное  использование самостоятельно занятыми лицами возможностей  уполномоченных  органов    по предпринимательству,  призванными осуществлять  проведение государственной политики поддержки и развития частного предпринимательства  и организовывать   методологическую помощь субъектам частного предпринимательства, а также возможностей и ресурсов  фонда  развития предпринимательства,    центров  поддержки частного предпринимательства, бизнес-инкубаторов,   территориальных  подразделений  национальной палаты предпринимателей.  Подтверждение  тому,  наличие у самозанятых   проблем,   решение которых  находится в компетенции именно этих структур.

          Третья проблема – не до оценка или переоценка  своих возможностей  на определенном этапе  некоторыми физическими лицами , желающими стать самозанятыми и открыть собственное дело  -  отсутствие у них специальных знаний,  отсутствие финансовой и материальной базы,  отсутствие предпринимательской жилки,  и т.д.  А ведь, согласно пункта 4) статьи 1 закона «О частном предпринимательстве» прямо определено  , что «индивидуальное предпринимательство - инициативная деятельность физических лиц, направленная на получение дохода, основанная на собственности самих физических лиц и осуществляемая от имени физических лиц, за их риск и под их имущественную ответственность». 

           Решение этих трех проблем в комплексе , на мой взгляд , должно снять  с повестки дня множество вопросов и у государственных  уполномоченных органов и у самостоятельно занятых лиц. А для этого, прежде всего ,  надо  принять все необходимые меры по  активизации   контактов  самозанятых  с  уполномоченными   органами    по предпринимательству,  фондом  развития предпринимательства , центрами  поддержки предпринимательства,  бизнес-инкубаторами,   территориальными подразделениями национальной палаты предпринимателей. Ведь цель создания всех этих структур одна - поддержка частного предпринимательства.  А значит,   по сути,  проблемы самостоятельно занятых лиц должны стать и их проблемами. И они, по компетенции, должны  оказывать содействие по решению  этих  проблем.  Иначе нет смыла в создании и содержании всех этих структур  по поддержке  частного предпринимательства . 

Использованная литература:    
1. «Гражданский кодекс Республики Казахстан»
Введен в действие постановлением Верховного Совета Республики Казахстан
 от 27 декабря 1994 года;
2. «Трудовой кодекс Республики Казахстан»
Кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 года N 251;
3. «Налоговый  кодекс РК»  
Кодекс от 10 декабря 2008 года № 99-IV ЗРК:
4. «О занятости населения»
Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года N 149;
5. «Об обязательном социальном страховании»
Закон Республики Казахстан от 25 апреля 2003 года N 405;
6. «О пенсионном обеспечении в РК»
            Закон  РК» от 20 июня 1997 года № 136;
7. «О частном предпринимательстве»
Закон Республики Казахстан от 31 января 2006 года № 124;
8. «О крестьянском хозяйстве»
Закон  от 31 марта 1998 года N 214
9. Информационный  Портал  «Zakon.kz»

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: