Новая Экономическая политика «Нұрлы Жол» станет двигателем роста нашей экономики
Zakon.kz
Стержнем Новой Экономической Политики (НЭП) станет пятилетний План инфраструктурного развития.
Америку из Великой депрессии 30 годов, вытащили политическая воля Франклина Рузвельта и массовое строительство дорог. Казахстану подобная депрессия не грозит, однако с учётом новых внешних рисков нужны новые инструменты стимулирования деловой активности и занятости. И таким драйвером роста станет инфраструктурное развитие.
Как заявил Нурсултан Назарбаев в Послании 2015, стержнем Новой Экономической Политики (НЭП) станет пятилетний План инфраструктурного развития. Он совпадает по времени со второй пятилеткой индустриализации, в которой намерены участвовать свыше 100 иностранных компаний. Общая сумма инвестиций составит 6 триллионов тенге или почти $32. 5 - это средний годовой бюджет РК. Из них доля государства - 15% - $4,8 млрд.
Необходимость и возможность
Почему выбрана именно инфраструктура? Тому есть две главные причины. Первая - необходимость: Казахстан является девятым в мире государством по площади своей территории, то есть, у нас остро стоит задача строительства качественных коммуникаций и дорог. Во-вторых, это возможность - мы мост между Востоком и Западом и это позволит нам зарабатывать на транзите огромные деньги.
Кроме того, инфраструктурные проекты позволяют осваивать колоссальные средства без риска перегрева экономики. Они также дают мультипликативный эффект практически для всех отраслей - начиная с нефтехимии и производства стройматериалов, до подготовки технических кадров для их реализации.
Наконец, это создание десятков тысяч новых рабочих мест, что очень важно в эпоху кризиса. Как подчеркнул президент, только за счёт строительства дорог будут созданы новые 200 тысяч рабочих мест.
Нурсултан Назарбаев назвал главные направления работы.
Первое. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры - будут формироваться узловые макрорегионы или хабы. При этом инфраструктурный каркас свяжет столицу и между собой макрорегионы магистральными автомобильными, железнодорожными и авиалиниями по лучевому принципу. Главный упор - автодорожные проекты. Это Западный Китай - Западная Европа; Астана-Алматы; Астана-Усть-Каменогорск; Астана-Актобе-Атырау и др.
Продолжится создание логистического хаба на востоке и морской инфраструктуры на западе страны. Ставится задача строительства или аренды терминальных мощностей в «сухих» и морских портах Китая, Ирана, России и странах ЕС.
Второе. Развитие индустриальной инфраструктуры - реализация инфраструктурных проектов вызовет большой спрос на стройматериалы. А также на продукцию и услуги для транспортно-коммуникационной, энергетической и жилищно-коммунальной сфер. Необходимо завершить работу по формированию инфраструктуры в существующих СЭЗ. А также создавать новые индустриальные зоны для развития МСБ и привлечению дополнительных инвестиций. Отдельное направление - инфраструктура для туризма, где создание одного рабочего места в 10 раз дешевле, чем в промышленности.
Третье. Развитие энергетической инфраструктуры - здесь два главных проекта: протянуть высоковольтные линии в направлениях «Экибастуз-Семей-Усть-Каменогорск» и «Семей-Актогай-Талдыкорган-Алматы». Это позволит обеспечить электроэнергией всех регионов страны казахстанскими электростанциями.
Жилье без посредников
Четвертое. Модернизация инфраструктуры ЖКХ и сетей водо- и теплоснабжения - общая потребность в инвестициях составляет не менее 2 триллионов тенге с ежегодным выделением до 2020 года из всех источников финансирования не менее 200 миллиардов тенге.
По данным президента РК, большой интерес к инвестициям в модернизацию ЖКХ проявляют Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Азиатский банк развития (АБР), Исламский банк развития (ИБР), а также частные инвесторы. Ставится задача - максимальное их привлечение через предоставление долгосрочных инвестиционных тарифов.
Пятое. Укрепление жилищной инфраструктуры - государство будет строить социальное арендное жилье, а затем представлять его населению в долгосрочную аренду с правом выкупа. Жилье без посредников и под максимально низкие проценты за кредит, сделает его доступным. На это дополнительно выделяются 180 млрд тенге в течение двух следующих лет.
Шестое. Развитие социальной инфраструктуры. Прежде всего, это решение проблем аварийных школ и трёхсменного обучения - дополнительно выделяются 70 миллиардов тенге. Для кардинального сокращения дефицита мест в детсадах в течение 3 лет дополнительно будут направлены 20 миллиардов тенге. В рамках программы ГПИИР 2 определены 10 вузов, которые обеспечат связь науки с отраслями экономики и подготовку кадров.
Седьмое. Продолжение работы по поддержке МСБ и деловой активности - полностью освоены 100 миллиардов тенге из Нацфонда, направленные на поддержку и кредитование МСБ, создано 4,5 тысячи рабочих мест. Спрос на эти средства превысил предложение на 23 миллиарда тенге. Выданы ссуды под беспрецедентные условия кредитования бизнеса всего под 6% на 10 лет. Поставлена задача по развитию МСБ как драйвера экономического роста и увеличению его доли до 50 % ВВП к 2050 году. Поэтому необходимо эффективно использовать кредитные линии для МСБ за счет АБР, ЕБРР, Всемирного банка на общую сумму 155 миллиардов тенге в 2015-2017 годах.
Возвращаясь к аналогии с американским кризисом 30-годов прошлого века, напомним, что вСША вышли из депрессии великой державой, и уже в 1944 году доллар стал единственной мировой валютой. Казахстан и в эти сложные годы кризиса намерен продолжить свой путь к первой тридцатке ведущих государств мира.
Новая Экономическая политика «Нұрлы Жол» станет двигателем роста нашей экономики на ближайшие годы.
Марк Северянин
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript