Новая Экономическая политика «Нұрлы Жол» станет двигателем роста нашей экономики
Фото: zakon.kz
Стержнем Новой Экономической Политики (НЭП) станет пятилетний План инфраструктурного развития.
Америку из Великой депрессии 30 годов, вытащили политическая воля Франклина Рузвельта и массовое строительство дорог. Казахстану подобная депрессия не грозит, однако с учётом новых внешних рисков нужны новые инструменты стимулирования деловой активности и занятости. И таким драйвером роста станет инфраструктурное развитие.
Как заявил Нурсултан Назарбаев в Послании 2015, стержнем Новой Экономической Политики (НЭП) станет пятилетний План инфраструктурного развития. Он совпадает по времени со второй пятилеткой индустриализации, в которой намерены участвовать свыше 100 иностранных компаний. Общая сумма инвестиций составит 6 триллионов тенге или почти $32. 5 - это средний годовой бюджет РК. Из них доля государства - 15% - $4,8 млрд.
Необходимость и возможность
Почему выбрана именно инфраструктура? Тому есть две главные причины. Первая - необходимость: Казахстан является девятым в мире государством по площади своей территории, то есть, у нас остро стоит задача строительства качественных коммуникаций и дорог. Во-вторых, это возможность - мы мост между Востоком и Западом и это позволит нам зарабатывать на транзите огромные деньги.
Кроме того, инфраструктурные проекты позволяют осваивать колоссальные средства без риска перегрева экономики. Они также дают мультипликативный эффект практически для всех отраслей - начиная с нефтехимии и производства стройматериалов, до подготовки технических кадров для их реализации.
Наконец, это создание десятков тысяч новых рабочих мест, что очень важно в эпоху кризиса. Как подчеркнул президент, только за счёт строительства дорог будут созданы новые 200 тысяч рабочих мест.
Нурсултан Назарбаев назвал главные направления работы.
Первое. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры - будут формироваться узловые макрорегионы или хабы. При этом инфраструктурный каркас свяжет столицу и между собой макрорегионы магистральными автомобильными, железнодорожными и авиалиниями по лучевому принципу. Главный упор - автодорожные проекты. Это Западный Китай - Западная Европа; Астана-Алматы; Астана-Усть-Каменогорск; Астана-Актобе-Атырау и др.
Продолжится создание логистического хаба на востоке и морской инфраструктуры на западе страны. Ставится задача строительства или аренды терминальных мощностей в «сухих» и морских портах Китая, Ирана, России и странах ЕС.
Второе. Развитие индустриальной инфраструктуры - реализация инфраструктурных проектов вызовет большой спрос на стройматериалы. А также на продукцию и услуги для транспортно-коммуникационной, энергетической и жилищно-коммунальной сфер. Необходимо завершить работу по формированию инфраструктуры в существующих СЭЗ. А также создавать новые индустриальные зоны для развития МСБ и привлечению дополнительных инвестиций. Отдельное направление - инфраструктура для туризма, где создание одного рабочего места в 10 раз дешевле, чем в промышленности.
Третье. Развитие энергетической инфраструктуры - здесь два главных проекта: протянуть высоковольтные линии в направлениях «Экибастуз-Семей-Усть-Каменогорск» и «Семей-Актогай-Талдыкорган-Алматы». Это позволит обеспечить электроэнергией всех регионов страны казахстанскими электростанциями.
Жилье без посредников
Четвертое. Модернизация инфраструктуры ЖКХ и сетей водо- и теплоснабжения - общая потребность в инвестициях составляет не менее 2 триллионов тенге с ежегодным выделением до 2020 года из всех источников финансирования не менее 200 миллиардов тенге.
По данным президента РК, большой интерес к инвестициям в модернизацию ЖКХ проявляют Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Азиатский банк развития (АБР), Исламский банк развития (ИБР), а также частные инвесторы. Ставится задача - максимальное их привлечение через предоставление долгосрочных инвестиционных тарифов.
Пятое. Укрепление жилищной инфраструктуры - государство будет строить социальное арендное жилье, а затем представлять его населению в долгосрочную аренду с правом выкупа. Жилье без посредников и под максимально низкие проценты за кредит, сделает его доступным. На это дополнительно выделяются 180 млрд тенге в течение двух следующих лет.
Шестое. Развитие социальной инфраструктуры. Прежде всего, это решение проблем аварийных школ и трёхсменного обучения - дополнительно выделяются 70 миллиардов тенге. Для кардинального сокращения дефицита мест в детсадах в течение 3 лет дополнительно будут направлены 20 миллиардов тенге. В рамках программы ГПИИР 2 определены 10 вузов, которые обеспечат связь науки с отраслями экономики и подготовку кадров.
Седьмое. Продолжение работы по поддержке МСБ и деловой активности - полностью освоены 100 миллиардов тенге из Нацфонда, направленные на поддержку и кредитование МСБ, создано 4,5 тысячи рабочих мест. Спрос на эти средства превысил предложение на 23 миллиарда тенге. Выданы ссуды под беспрецедентные условия кредитования бизнеса всего под 6% на 10 лет. Поставлена задача по развитию МСБ как драйвера экономического роста и увеличению его доли до 50 % ВВП к 2050 году. Поэтому необходимо эффективно использовать кредитные линии для МСБ за счет АБР, ЕБРР, Всемирного банка на общую сумму 155 миллиардов тенге в 2015-2017 годах.
Возвращаясь к аналогии с американским кризисом 30-годов прошлого века, напомним, что вСША вышли из депрессии великой державой, и уже в 1944 году доллар стал единственной мировой валютой. Казахстан и в эти сложные годы кризиса намерен продолжить свой путь к первой тридцатке ведущих государств мира.
Новая Экономическая политика «Нұрлы Жол» станет двигателем роста нашей экономики на ближайшие годы.
Марк Северянин
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript