Ерлан Карин: Казахстан должен стать мощнейшим евразийским транспортно-транзитным хабом
Zakon.kz
Президент ставит задачу не просто увеличить транзитные потоки, но и создать мощную систему сервисного обслуживания, логистики.
В Послании народу Нурсултан Назарбаев акцентировал внимание на развитии мощнейшего транспортно-транзитного логистического потенциала, это даст новый стимул развитию нашей национальной экономики, считает директор Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Ерлан Карин.
- В эти дни меня многие спрашивают, почему именно сейчас Президент выступил с посланием? Здесь никакого секрета нет, каждый раз Президент, обращаясь с посланием к народу Казахстана, исходит из задач текущей ситуации. Это уже 19 послание, и у нас уже было, что два послания озвучивались в октябре, несколько посланий озвучивались в сентябре. Президент, чувствуя те вызовы и задачи, которые возникают сейчас перед страной, в режиме предугадывания определяет их и ставит конкретные задачи, они служат для нас важным ориентиром.
И нынешнее Послание озвучено своевременно: в мире происходят очень непростые события, непростые процессы, о чем неоднократно говорил глава государства. Во-первых, это геополитические процессы. К примеру, в 2012-2013 годах Совет безопасности ООН собирался в год где-то 160 раз. В этом году за девять месяцев собирался более 220 раз. Это говорит о том, что международная ситуация напряженная, геополитическое соперничество между разными странами не ослабевает, а нарастает и это сказывается на ситуации на мировом рынке.
Обостряются и террористические угрозы. Если в начале 2000-х годов в мире фиксировалось до 500-600 терактов, то в последние годы произошло более 10 тысяч. Это говорит о том, что геополитическая ситуация и в целом ситуация в мире имеет тенденцию к обострению. Ситуация обостряется – растут военные расходы. Объем военных расходов в мире в этом году превысил более триллиона долларов. Конечно, это не внушает оптимизма.
Не простой и геоэкономический фон. Торгово-экономические войны, т.н. санкционная война оказывает негативное влияние на состояние мировой экономики, в том числе на нашу. По данным МВФ, мировая экономика хуже, чем ожидалось, восстанавливается после кризиса в 2008 году и у нас на пороге уже новые кризисные тенденции. Вследствие этого многие развитые страны уже сталкиваются с серьезными социально-экономическими вызовами и в первую очередь с безработицей. В Италии рекордный показатель - за последние 37 лет уровень безработицы составил здесь более 17 процентов, в Испании - 25, в Греции, Кипре и в других странах еще больше. Половина из них молодежь.
По прогнозам МВФ и различных международных структур, рост ВВП США снижен с 2,6 до 2,1 процентов, Евросоюза – с 1,2 до 0,8. Как видим, складывается не очень благоприятная экономическая ситуация и одним из показателей этого является колебание цены на нефть. С января по август цена на нефть держалась свыше 100 долларов, а с 5 сентября она непрерывно падает. Конечно, это требует, чтобы все страны, в том числе Казахстан внесли определенные коррективы в систему планирования экономической политики. И нынешнее Послание Президента – своевременный ответ новым глобальным вызовам, которые стоят перед нашей страной и те приоритеты, которые в нем озвучены, дают нам четкое представление о дальнейшем алгоритме действий.
Также в этом документе большое внимание уделено развитию транспортно-транзитного логистического потенциала, это основная тема Послания. Почему?
Развитие транспортно-транзитного потенциала это скрытый до недавнего времени, нереализованный ресурс нашей экономики и катализатором этого процесса стал ввод очень важной магистрали Бейнеу – Жезказган протяженностью 1200 км. Это действительно историческое событие. Мы единственная на постсоветском пространстве страна, которая впервые за два десятилетия собственными силами смогла реализовать такой важный инфраструктурный транспортный проект. Благодаря его вводу, перевозка грузов по этой магистрали по территории Казахстана должна увеличиться на 40 процентов. Доставка товаров от Достык до порта Актау сокращается на более чем 700 км. Это дает возможность создания новых рабочих мест.
В декабре ожидается ввод еще одного, совершенно нового проекта, новой магистрали Казахстан – Туркменистан – Иран протяженностью около 800 км. По мнению экспертов, в совокупности этот проект с наращиванием модернизации актауского морпорта, должен дать возможность увеличить транзит товаров до 40 миллионов. Это самые оптимистичные прогнозные оценки, но, без сомнения, это очень важные, имеющие стратегическое значение для нашей страны проекты.
Неслучайно Президент акцентировал особое внимание на развитии транспортно-транзитного потенциала, это должно дать новый стимул развитию нашей национальной экономики. По прогнозам экспертов, к 2020 году объем товарооборота между Европой и Китаем достигнет - по минимальным подсчетам - около 800 миллиардов долларов. Как недавно заявил министр Есекешев, ожидается и до триллиона долларов. Естественно, рост товарооборота, торговли между двумя крупнейшими рынками дает нам новые возможности увеличить транзитные потоки через нашу страну. Президент ставит задачу не просто увеличить транзитные потоки, но и создать мощную систему сервисного обслуживания, логистики. То есть ключевая идея президентской стратегии это превращение Казахстана в мощнейший евразийский транспортно-логистический транзитный хаб. Это задача вполне осуществима, тем более, с учетом уже реализованных проектов и тех, которые находятся на стадии реализации. Буквально в следующем году ожидается запуск коридора Западная Европа – Западный Китай, который также должен сыграть определенный мультипликативный эффект для нашей экономики, резюмировал г-н Карин.
Торгын Нурсеитова
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript