Как решить проблему самозанятых в Казахстане?
Фото: zakon.kz
Юрист
Как решить проблему самозанятых в Казахстане?
В целях сокращения числа самостоятельно занятого населения в Казахстане государством принято Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 июня 2013 года № 636 "Об утверждении Дорожной карты занятости 2020", в которым проанализировано (пункт 2) что, "несмотря на принимаемые меры, в стране: около 1,1 млн. самостоятельно занятых работников, занятых непродуктивным трудом (незарегистрированные самостоятельно занятые работники, лица, занятые производством продукции для собственного потребления в личном подсобном хозяйстве и неоплачиваемые работники семейных предприятий)". Фразой "несмотря на принимаемые меры" государственный аппарат признает что, меры направленные на снижение самостоятельно занятого населения в Казахстане не приносят должного результата.
Задача программы Дорожной карты занятости 2020, направлена на вовлечение в активные меры содействия занятости самостоятельно занятых, в основном путем трудоустройства и содействие поддержки частной предпринимательской инициативы. Есть хорошая программа направленная на трудоустройство безработных и самостоятельно занятого населения, но почему она недостаточно эффективна?
Cчитаю что, проблема не уменьшения числа самостоятельно занятого населения, в том числе самостоятельно занятых работников, занятых непродуктивным трудом заключается, в основном проводящей в стране кадровой политики, а программа Дорожной карты занятости 2020, какой бы она хорошей не была, направлена на решение уже последствии, неэффективной кадровой политики, которая породило самостоятельно занятое население и безработицу.
Чтобы решить проблему самостоятельно занятого населения, и не допустить увеличения безработицы, необходимо утвердить целевую программу кадровой политики в Республике Казахстан на определённый период, с последующей корректировкой с учетом текущей ситуацией на рынке труда. Данная программа должна предусматривать реализацию нижеследующих мер:
1. В целях выявления невостребованных часто встречающихся профессии, формирование базы данных, содержащей сведения о безработном, полученной профессии, и учебном заведении.
2. Применять налоговые льготы предприятиям принявших на работу выпускников ВУЗов, и СУЗов.
3. Вести мониторинг трудоустроенных (официально по трудовым договорам) и безработных, самостоятельно занятых выпусников ВУЗов, СУЗов в течении 5 лет с момента окончания учебного заведения. Тем самым устанавливать рейтинг самых востребованных выпускников учебных заведений по Казахстану.
4. Учитывая перепроизводство учебных заведений по специальности юриспруденция (иные специальности), и невостребованности на рынке труда, необходимо установить лимит численности для поступления в учебные заведения по специальности юриспруденция, и увеличить гранты на востребованные инженерно-технические, медицинские специальности. Это приведет к более чательному отбору в ВУЗах при поступлении, по специальности юриспруденция (иные специальности).
В одном из интервью Президент РК отметил что, "примером может стать Сингапур как страна с меньшим количеством ВУЗов, тем самым делая упор на качественное обучение, и о необходимости сокращении учебных заведении". Министерства образования и науки Республики Казахстан прекращает деятельность некоторых учебных заведений, оценивая качество обучения, но не уделяя внимания на переизбыток на рынке труда не востребованных юристов (иные специальности).
5. Учредить в каждой области профессионально-технические учебные заведения которые будут выпускать квалифицированных рабочих по профессиям востребованных на рынке труда. В профессионально-технических учебных заведениях необходимо готовить специалистов взаимодействуя с предприятиями и уполномоченным органом по вопросам занятости
6. Обязать работодателей (юридические лица) ежеквартально предоставлять сведения в уполномоченный орган по вопросам занятости об имеющихся вакансиях, с последующей публикации в СМИ.
7. Уполномоченному органу по статистике необходимо вести статистический учёта о количестве выпускников ВУЗов и СУЗов в регионах по конкретным специальностям (имеется общее количество выпускников без указания специальностей на WEB-сайте www.stat.kz ), чтобы установить картину по трудовым ресурсам страны и баланса на региональном уровне, перепроизводства выпускников по определенной специальности.
8. Проводить социальный опрос о решении проблем безработицы, самостоятельно занятом населении, и их видении решения аналогичных проблем.
Полагаю что, исполнение п.59 Программы "Дорожной карты занятости 2020", проводится не в должной мере ("профессиональная ориентация будет осуществляться среди учащихся 9, 11 классов организаций среднего образования уполномоченным органом по вопросам занятости). Как объяснить желание выпускника поступить на невостребованные гуманитарные специальности, знающего об отсутствии вакантных мест на рынке труда? Поэтому необходимо информировать учащихся 9, 11 классов о наличии и об отсутствии вакантных мест в регионе, проводить беседы и выявлять склонности каждого учащегося к определённым профессиям, об имеющихся образовательных программ, требовании для получении грантов (Болашак, и т.д). Данные трудовые обязанности можно возложить на школьных психологов совместно с уполномоченным органом по вопросам занятости, и образования. Контроль за исполнением п.59 Программы Дорожной карты занятости 2020 возложить на органы прокуратуры.
Данная мера будет способствовать сокращению дефицита кадров в определенных отраслях экономики, и снизит дисбаланс нехватки специалистов в регионах. Реализация мер в рамках предлогаемой программы кадровой политики будет действенным механизмом для решения проблемы самостоятельно занятого населения, и не допустить увеличения безработицы в Республике Казахстан.
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript