Концептуальные подходы к формированию и развитию политики самозанятости населения
Фото: zakon.kz
Преподаватель
Концептуальные подходы к формированию и развитию политики самозанятости населения
Действующая Конституция Республики Казахстан провозглашает право на свободу труда, свободный выбор профессии и рода деятельности. Данное положение подкреплено нормами законодательства о труде и занятости.
Известно, что конституционный принцип советского периода, закреплявший право на труд, предполагал обязанность трудиться. В отличие от этого, право на свободу труда, не предусматривает такой обязанности. Исходя из этого, в современных условиях незанятость не может быть основанием для юридической ответственности граждан.
Рассматриваемое правомочие означает возможность свободно выбирать род деятельности, соглашаться на ту или иную работу без всякого принуждения, т.е. самостоятельно распоряжаться своими способностями к труду и решать вопрос – быть наемным работником, поступить на государственную или гражданскую службу, либо заниматься какой-либо не запрещенной законом экономической деятельностью.
Реализация данного права в условиях рыночных отношений на фоне массовой безработицы, выработки политики усиления личной ответственности граждан за свое благосостояние, также предполагает возможность, а в некоторых случаях – обусловливает необходимость вовлечения граждан в сферу самостоятельной занятости населения.
В Законе РК «О занятости населения» от 23 января 2001 года, в числе категорий лиц, относящихся к занятому населению, выделены и самостоятельно занятые, под которыми понимаются физические лица, индивидуально занятые производством (реализацией) товаров, работ и услуг для получения дохода, включая производство для собственного потребления, члены производственных кооперативов, неоплачиваемые работники семейных предприятий (хозяйств) и работодатели, использующие труд наемных работников (ст. 1 п.20).
Отдельно от этой категории занятых лиц, законодателем выделены лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, занятые на подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам, выполняющие работы по договорам гражданско-правовового характера, а также члены производственных кооперативов и др.(ст. 2). Такая классификация весьма размытая и нелогичная, поскольку, к примеру, члены производственных кооперативов, согласно положениям ст. 1 включены в состав самозанятого населения и почему-то выделяются в ст. 2 как отдельная группа занятого населения. Граждан, выполняющих работы на подсобных промыслах и работающих по гражданско-правовым договорам можно было бы включить в состав самозанятого населения.
Что касается выделения предпринимателей – как отдельной группы занятого населения, то это представляется вполне оправданным, в силу того, что предпринимательство как основной способ ведения хозяйственной деятельности в рыночных условиях, осуществляется как физическими, так и юридическими лицами, и может охватывать как государственный, так и частный сегмент экономики страны, в т.ч. и сектор самозанятых граждан.
Понятие самозанятого населения следует рассматривать в широком и узком аспектах. В широком смысле, под самозанятыми можно понимать всех физических лиц, обеспечивающих себя работой, приносящей доход, прибыль, включая субъектов от крупных предпринимателей до мелких кустарей-ремесленников, с использованием наемного труда.
В узком аспекте, под самозанятыми рассматриваются субъекты малого и среднего предпринимательства (физические лица), обеспечивающие себя и членов своих семей самостоятельным доходом, чаще всего – без использования наемного труда.
Следует отметить, что для сферы самозанятости характерны два отличительных признака:
• самостоятельная организация труда;
• личная ответственность за результаты трудовой и предпринимательской деятельности и принимаемые решения.
При этом основную роль в производстве товаров или услуг играет личный труд (бытовое обслуживание, кустарное производство, промысел, консультационные услуги и т.п.).
В конечном итоге самозанятое лицо путем отказа от иждивенческого настроя, не дожидаясь, пока государство решит его проблемы, берет ответственность за свою судьбу, за свои доходы, благополучие в семье и будущее своих детей.
Тем самым, самозанятость граждан не только способствует снижению уровня безработицы и других проблем в сфере занятости, но и решению комплекса социально-экономических задач.
Особенности формирования, перспективы развития самозанятости и государственной политики в сфере самозанятости в Казахстане нуждаются в научном осмыслении и анализе. Необходимы научные разработки данной проблемы в рамках социологии, экономической и правовой науки, статистики и т.д. Теоретическую основу таких работ могут составить труды зарубежных авторов по проблемам самозанятости населения, что позволит учесть богатейший опыт, накопленных в странах дальнего зарубежья с высоким уровнем развития экономики и оптимальным решением вопросов самозанятости.
Принимаемые нормативные правовые акты в области занятости и самозанятости должны основываться на научных разработках, а также проходить научную экспертизу и быть максимально понятными в целях однозначного толкования их положений.
Факторами, характерными для структур занятости населения, в т. ч. и для самозанятости являются: невостребованность довольно широкого контингента квалифицированных кадров на рынке труда, что в свою очередь говорит о значительных проблемах в системе профессиональной подготовки кадров; неуклонный рост числа «неучтенных» самозанятых граждан; слабое развитие предпринимательства – как рыночного способа хозяйствования.
Следует подчеркнуть, что развитие самозанятости и предпринимательства возможно в случае формирования в стране так называемой «предпринимательской среды», включающей в себя множество факторов внешнего и внутреннего характера, которые в обобщенном виде можно представить следующими элементами:
• эффективная законодательная база;
• минимизация административных барьеров;
• гибкая система налогообложения и кредитования;
• формирование предпринимательской культуры и философии и др. (См. подробнее: Бусыгин А.В. Предпринимательство. Уч. курс. – М.: Дело, 2001.).
Исходя из этого, проблемы самозанятости населения можно решить, в первую очередь, посредством развития предпринимательской инфраструктуры, в т.ч. малого и среднего предпринимательства.
При этом следует сохранять традиционные приоритеты развития предпринимательства в отраслях сельского хозяйства. Помимо этого к числу приоритетных направлений можно отнести развитие производственной предпринимательской деятельности в противовес преобладающей в стране на сегодняшний момент посреднической разновидности предпринимательства.
Необходимо обратить внимание и на региональные аспекты в рамках рассматриваемой тематики, такие как проблема «малых городов», а также зоны экологических бедствий в Приаралье. В частности, следует учитывать, что статус экологически неблагополучных районов в определенной степени влияет на развитие сельского хозяйства, снижение конкурентоспособности производимой продукции, формирование иждивенческого настроя у населения, рост безработицы и т.д. (См.: Сергеев Н. «Парадоксы и ортодоксы. Стоит ли считать Приаралье зоной экологического бедствия?». https://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1075539720).
В сфере занятости населения следует также учитывать социальный критерий трудовой правосубъектности, суть которого сводится к созданию равных условий для реализации гражданами права на свободу труда. В то же время данный критерий закрепляет повышенные гарантии для определенных категорий граждан, обусловленные физиологическими особенностями организма: женщин, несовершеннолетних и инвалидов (граждане, достигшие 16 лет относятся к трудоспособному населению). В связи с этим, выработка и реализация программ самозанятости населения должны осуществляться с учетом данного критерия.
Очевидно, что развитию предпринимательства в нашей стране значительно способствуют меры информационной поддержки, преодоления правовой неграмотности и консультационной помощи населению. В данной сфере особо хотелось бы выделить деятельность Фонда развития предпринимательства «Даму», созданного в целях усиления государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства, который проводит, на наш взгляд, реальную работу по оказанию информационной, правовой, финансовой помощи населению по вопросам развития предпринимательства. Практическая значимость такой деятельности заключается в том, что результаты работы, выводы и рекомендации могут послужить для совершенствования политики в сфере занятости и предпринимательства.
Исходя из вышеизложенного, в нашей республике необходимо, в рамках политики занятости, сформировать единую концепцию самостоятельной занятости населения, на законодательном уровне уточнить понятие и контингент самозанятого населения, закрепить за ними соответствующие социальные гарантии.
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript