Пути решения проблем, связанных с самостоятельно занятыми лицам
Как ни странно, но в мире все более популярной становится самозанятость, которая противоречит всем тенденциям развития крупных корпораций и промышленных конгломератов. Во многих странах эту форму работы уже вывели из теневого сектора, позволив людям, имеющим высокий уровень знаний и профессиональных навыков оказывать услуги и получать доход без риска подвергнуться наказанию.
Не так давно подобное решение было принято и в Германии, где было разрешено ведение бизнеса без оформления какой-либо формы предпринимательства. Таких людей здесь называют Freiberufler, то есть «свободными мастерами».
Самозанятыми в Германии могут быть как программисты, журналисты и специалисты по электронике, так и люди, работающие в других сферах – автомеханики, педагоги, переводчики, аналитики, и даже врачи. В других же странах большинство людей, пожелавших таким образом зарабатывать на жизнь, подверглись бы административному, или даже уголовному наказанию в рамках судебного процесса. Однако здесь подобная форма ведения бизнеса процветает, что позволяет специалистам иметь постоянный доход, величина которого зависит от их профессионализма и затрачиваемого времени.
В данный момент в России обсуждается вопрос о возможности приобретения патента на 6 месяцев самостоятельно занятым населением, а это переводчик, гувернантка и няня, надомный парикмахер, выездной фотограф, переработчик сельхозпродукции со своего домашнего хозяйства и некоторые другие виды деятельности. Перечень еще будет уточняться, пока в нем заявлено лишь 12 видов деятельности. Главный принцип: никаких наемных работников, только собственный труд. В Казахстане также имеется специальный налоговый режим на основе патента (параграф 2 глава 61 Налогового кодекса РК), который применяется, однако только в отношении физических лиц, зарегистрировавших себя в качестве индивидуального предпринимателя.
В Литовской Республике самозанятым лицом являются люди, которые выполняют какое-то конкретное задание, это могут быть бухгалтеры на фирмах, составляющие балансовый отчет, рекламные агенты и журналисты, водители-курьеры, врачи, нотариусы и т.д. Они не получают ежемесячную заработную плату, а оплата их труда происходит по факту выполненного задания.
Изучив вопрос по самостоятельно занятому населению в Республике Казахстан, считаю, что государство предусмотрело необходимость вовлечения в активные меры содействия занятости самостоятельно занятых, безработных и лиц, входящих в целевые группы населения. С этой целью были разработаны Программа занятости 2020 от 31.03.2011 г. и Дорожная карта занятости 2020 от 19.06.2013 г. Поэтому с 2011 года были проведены конкретные мероприятия по проблемам занятости населения, я не буду их перечислять, они приведены в Законе «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам занятости и социальной защиты населения» от 27.06.2011 г., но хочу отметить что до 2016 г. исходя из этих социальных программ необходимо создать правовую базу, которая будет способствовать их реализации.
Для начала давайте дадим определение самозанятости, в Законе Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О занятости населения» дается определение самостоятельно занятого населения - физические лица, индивидуально занятые производством (реализацией) товаров, работ и услуг для получения дохода, включая производство для собственного потребления, члены производственных кооперативов, неоплачиваемые работники семейных предприятий (хозяйств) и работодатели, использующие труд наемных работников. Данное определение было дано в соответствии с Международной классификацией статуса занятости (ICSE-1993). Рассмотрев наши многочисленные правовые акты, я считаю, что нет необходимости создавать новый Закон «О самозанятости», который так активно предлагают мои коллеги по конкурсу.Мое предложение принять Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам самостоятельной занятости населения», я выделила основные:
1.Дополнить главу 61 Налогового кодекса Республики Казахстан параграфом 4 ввести специальный налоговый режим для самостоятельно занятых лиц на основе регистрационного свидетельства. Его применяют самостоятельно занятые лица, которые соответствуют следующим условиям: используют труд наемных работников не более 5 человек; осуществляют деятельность в форме личного предпринимательства;Подпункт 3 в редакции Закона РК от 26.12.12 г. № 61-V (введено в действие с 1 января 2014 г.) (см. стар. ред.) предельный доход которых за налоговый период не превышает 300-кратного минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.
Цель введения регистрационного свидетельства в том, чтобы создать отдельную категорию самозанятых граждан, которых необходимо «выводить из тени», обеспечив тем самым дополнительные поступления в бюджетную систему РК. Эта категория граждан может приобретать единое регистрационное свидетельство включающее, подоходный налог и социальный налог. При этом процедура получения регистрационного свидетельства должна быть упрощена, т.е. для получения статуса самозанятого лица надо написать заявление в установленной форме с приложением документов о своей квалификации в Налоговый комитет по месту жительства. Затем создается специальная комиссия, которая в течении трех рабочих дней принимает решение о том обладает ли претендент на оказание индивидуальных услуг необходимой квалификацией и выдает регистрационное свидетельство о наличии статуса самостоятельно занятого лица. Например, водителю легкового автомобиля, который занимается частным извозом необходимо приложить к документам свои водительские права, няня должна приложить свой диплом о получении среднего или высшего образования, парикмахер также должен приложить свидетельство о прохождении учебных курсов и т.д. Необходимо отметить, что приложение к документам о своей квалификации по некоторым категориям самостоятельно занятых лиц не должно являться основополагающим при выдаче регистрационного свидетельства.
2.Предлагаю ст. 143 КоАП РКнезаконное предпринимательстводополнить подпунктом 143-3 осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, без регистрации в качестве самостоятельно занятого лица, если его деятельность подпадает под таковую и не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, влечет штраф в размере пятнадцати процентов от суммы извлеченного дохода и (или) стоимости товаров, полученных в результате незаконного предпринимательства. Сейчас статья 143 КоАП РК Незаконное предпринимательство не работает против самостоятельно занятых лиц, поэтому данное дополнение к ней дает гарантию, что большинство самостоятельно занятых лиц будут регистрироваться в Налоговом комитете. Для выявления самозанятых необходимо организовать совместную работу правоохранительных органов и центра занятости населения. Кроме того, существуют Правила определения критериев отнесения граждан Республики Казахстан к самостоятельно занятым, безработным и малообеспеченным при реализации активных мер содействия занятости от 05.10.2011 г., поэтому сложностей по этому вопросу возникнуть не должно.
3.Статью 12-1. Закона Республики Казахстан "О занятости населения" от 23.01.2001 года Центр занятости населения дополнить п.п.6 оказание поддержки и активного содействия по вопросам поиска самостоятельно занятых лиц и их дальнейшей регистрации в Налоговом органе.
Конечно данный Закон не ограничивается только этими изменениями, это требует еще более тщательного подхода.
Отдельно я хочу выделить Закон РК «О частном предпринимательстве» от 31.01.2006 г. (далее Закон о ЧП) считаю, что его необходимо доработать и выпустить в новой редакции, а именно ввести понятие самостоятельно занятое лицо, определить количество наемных работников, разграничить понятие индивидуальный предприниматель и самостоятельно занятое лицо, определить порядок регистрации и ликвидации. Я не буду полностью излагать Закон о ЧП, т.к. это достаточно долго расписывать, если взять только главу 2 Закона о ЧП Субъекты частного предпринимательства и их условия функционирования у меня получилось следующее:
Глава 2 Закона о ЧП в РК |
В старой редакции |
В новой редакции |
п. 5-1. статья 6 |
5-1. Субъектами микропредпринимательства являются субъекты малого предпринимательства, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более пятнадцати человек или среднегодовым доходом не свыше тридцатитысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года. |
5-1. Субъектами микропредпринимательства являются самостоятельно занятые лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более пяти человек или среднегодовым доходом не свыше тридцатитысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года. |
Первый абзац п. 6, Статья 6 |
Для целей государственной поддержки и применения иных норм законодательства Республики Казахстан субъектами малого предпринимательства, в том числе микропредпринимательства, не могут быть признаны индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие |
Для целей государственной поддержки и применения иных норм законодательства Республики Казахстан субъектами малого предпринимательства, в том числе микропредпринимательства, не могут быть признаны индивидуальные предприниматели, самостоятельно занятые лица и юридические лица, осуществляющие |
Статья 7 |
нет |
10. Самостоятельно занятые лица не могут быть субъектами среднего или крупного предпринимательства. |
Статья 7-1. |
нет |
Самостоятельно занятые лица. 1.Самостоятельно занятые лица осуществляют предпринимательство в виде личного предпринимательства и предпринимательства с использованием труда наемных работников. 2.Личное предпринимательство осуществляется одним физическим лицом самостоятельно. 3.Самостоятельно занятое лицо может использовать труд наемных работников, но только не более 5 человек. 4.Самостоятельно занятое лицо несет ответственность всем имуществом, принадлежащим ему на праве собственности, в том числе долей в общей собственности супругов, а также в силу иного права, допускающего пользование и (или) распоряжение имуществом. |
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что у самостоятельно занятого населения будет достаточная мотивация для получения регистрационного свидетельства, поскольку их действия в случае принятия изменений и дополнений в КоАП РК будут подпадать под понятие«незаконная предпринимательская деятельность». Кроме того, многие из них не знают, что государство заинтересовано в развитии их предпринимательской деятельности, поэтому предусмотрело субсидии и определенные льготы для этой категории граждан.
Примечание: В случае заинтересованности в моем предложении, я могу принять участие в его разработке.