Лента новостей
0

Как решить проблему самозанятых в Казахстане?

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 26.11.2014 21:22 Фото: zakon.kz
Юрист
Как решить проблему самозанятых в Казахстане?
    
   В законах Республики Казахстан отсутствует определение понятия «самозанятый». Фактически к самозанятым в Республике Казахстан могут быть отнесены все лица, которые занимаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан предпринимательством.

    Считаю, что успешность реализации лицом своей идеи открыть собственное дело во многом зависит от законодательства, регулирующего вопросы предпринимательства и налогообложения.

    Необходимость периодически сдавать отчеты и декларации  в государственные органы при осуществлении им личного предпринимательства и небольшом обороте денег в бизнесе, зачастую становятся основанием для отказа от идеи открытия  своего дела.

    Так, не каждый самозанятый обладает познаниями в налоговом законодательстве Республики Казахстан и не может правильно и грамотно составить отчеты и декларации, в связи с чем  ему, чтобы избежать  штрафов,  будет необходимо периодически привлекать за плату специалистов в этой области или содержать в штате  квалифицированного бухгалтера.

    В настоящее время, наиболее удобным, по моему мнению, для самозанятых является отношения с налоговыми органами государства на основании патента, так как  исполнив один раз в год свои обязательства по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, в дальнейшем он, не отвлекаясь, будет заниматься своим бизнесом.     

    Большой потенциал  в нашей стране с высоким уровнем  образованности населения имеет бизнес по оказанию различных консультационных услуг, так как открытие такого дела требует  минимальных затрат. Однако в силу подпунктов 8,9,11 пункта 4 статьи 428 Налогового Кодекса Республики Казахстан субъекты малого бизнеса, оказывающие консультационные услуги, деятельность в области бухгалтерского учета или аудита, осуществляющие деятельность в области права, юстиции и правосудия лишены права работать по специальному налоговому режиму  на основе патента.

   Наибольшую актуальность проблема самозанятых имеет в сельской местности, так как  выбор сферы деятельности там зачастую ограничен. Одним из решений увеличения количества самозанятых и развития предпринимательства на селе считаю совершенствование  Закона  Республики Казахстан «О крестьянском  хозяйстве или фермерском хозяйстве» (далее Закон о  крестьянском хозяйстве).  

   Так, в настоящее время в  вышеуказанном законе предусмотрено ведение  бизнеса в крестьянском хозяйстве супругами  и  близкими родственниками, в связи с чем войти в состав действующего крестьянского хозяйства человеку, который не является близким родственником главы крестьянского хозяйства,  юридически невозможно. 

   Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений 
в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности крестьянских или фермерских хозяйств» № 420-IV ЗРК  от 24 марта 2011 года в пункте 1 статьи 1 Закона о крестьянском хозяйстве в части первой слова «семейно-трудовое» заменена словом «трудовое», однако в пункте 3 статьи 1 Закона о крестьянском хозяйстве  оставлено положение, что предпринимательская деятельность в крестьянском хозяйстве выступает в форме семейного предпринимательства, основанного на базе общей совместной  собственности. 

   Принимая во внимание, что в настоящее время ведение крупного крестьянского хозяйства требует значительных финансовых затрат, то его ведение  в форме семейного предпринимательства  не способствует развитию  самого крестьянского хозяйства, так как при наличии больших посевных площадей, члены одной семьи не всегда способны инвестировать в крестьянское хозяйство без чьей-либо помощи со стороны.   

  В России же вопрос о включении в состав крестьянского хозяйства лиц, не являющихся родственниками  главы крестьянского хозяйства  решен в  подпункте 2 пункта 2 статьи 3 федерального закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», где указано, что членами фермерского хозяйства могут быть и граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. При этом максимальное же количество таких граждан не может превышать пять человек.  

   Можно решить эту проблему путем преобразования по законодательству РК крестьянского хозяйства в ТОО, однако при этом будет  потеряны многие преимущества предоставленные государством именно для крестьянского хозяйства. 

  Исходя из вышеизложенного, считаю, что было бы целесообразно внести изменения в Закон о крестьянском  хозяйстве, исключив из него понятие крестьянского хозяйства, а также  разделение ведения фермерского хозяйства в форме личного  предпринимательства и в форме  простого товарищества.

 В случае принятия таких изменений, фермерское хозяйство могло бы в ходе осуществления хозяйственной деятельности, избирать те формы  ведения бизнеса, которые ему необходимы, с уведомлением о происшедших изменениях только налоговые органы. 

   По моему мнению, не способствует увеличению количества самозанятых и условия   кредитования сельских жителей, желающих заняться племенным животноводством.

   Так, для получения в финансовый лизинг сельскохозяйственных животных (племенной  крупный рогатый скот) требуется софинансирование  не менее 15 % от стоимости предмета лизинга,  а также  обеспечение  в виде  залога зданий (помещений) для содержания КРС, вместе с земельным участком, на котором располагаются здания (помещения), а также земельных участков, предназначенных для пастбищных угодий на весь срок действия заключаемого договора финансового лизинга.

   Учитывая, что не у каждого желающего заняться разведением  племенного крупного рогатого скота на селе имеются денежные средства для внесения и минимального процента софинасирования, а также обеспечение в виде залога, то значительного увеличения количества самозанятых на селе без принятия мер по облегчению условий  их кредитования, по моему мнению, не будет.

   Решением данного вопроса было бы внесение в законодательство РК положений о предоставлении акиматами сельских районов в упрощенном порядке, лицам желающим заниматься племенным животноводством земельных участков, предназначенных для пастбищных угодий на весь срок действия заключаемого договора финансового лизинга, которые в дальнейшем были бы предпринимателями представлены в лизинговую компанию в качестве залога, без внесения суммы софинансирования, предусмотрев  процедуры  страхования  передаваемого  племенного скота, для исключения причинения возможных убытков лизингодателю.
   

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: