Чего следует не делать, чтобы не сделать «Один шаг вперед и два шага назад» Или как решить проблему самозанятых в Казахстане
Фото: zakon.kz
Госслужащий
Чего следует не делать, чтобы не сделать «Один шаг вперед и два шага назад»
Или как решить проблему самозанятых в Казахстане
Очень знаменательно, что пока мы здесь , на Конкурсе, обсуждали извечный вопрос «Что делать» и «Как решить проблему самозанятых в Казахстане» , в эти же дни Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев, на фоне мирового финансово-экономического и геополитический кризиса, объявил «… о Новой экономической политике Казахстана «Нұрлы Жол»» и выступил с Посланием народу Казахстана на 2015 год. В своем Послании Глава Государства отметил, что «…С учетом новых внешних рисков для развития экономики нам нужны новые инициативы для стимулирования деловой активности и занятости.» . И что «…Необходимо продолжить работу по поддержке малого и среднего бизнеса и деловой активности…. Следует продолжить работу по развитию МСБ как драйвера экономического роста … Сегодня созданы все необходимые условия для успешной работы.».
В свете данного Послания Главы Государства особую значимость приобретает данный Конкурс, организованный заместителем председателя Мажилиса Парламента Д.Н. Назарбаевой и Казахстанским информационным порталом Zakon.kz. , и приобретает особую актуальность обсуждаемая тема «Как решить проблему самозанятых в Казахстане».
Как следует из Закона РК «О частном предпринимательстве» и ряда других Казахстанских нормативно-правовых актов, сегодня Государство гарантирует свободу предпринимательской деятельности и обеспечивает ее защиту и всестороннюю поддержку, создает благоприятные условия для развития частного предпринимательства.
Так, например (информация специально для желающих стать самозанятыми):
1. Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства осуществляются путем: 1) оказания финансовой поддержки, 2) организации сети центров поддержки малого предпринимательства, 3) организации деятельности бизнес-инкубаторов, через которые субъектам малого предпринимательства оказываются образовательные, маркетинговые, консалтинговые и другие организационно-управленческих услуги;
2. Зарегистрироваться физическому лицу в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) сегодня можно за один день, предъявив минимум документов – удостоверение личности , налоговое заявление, документ подтверждающий местонахождения, документ, подтверждающий уплату в бюджет суммы сбора за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей в размере 2-х МРП , при этом, от уплаты сбора освобождаются крестьянские и фермерские хозяйства, инвалиды I, II и III групп, оралманы (статья 456 и 457 Налогового кодекса);
3. Зарегистрироваться в качестве ИП можно путем представлении налогового заявления в электронном виде посредством веб-портала "электронного правительства" , то есть зарегистрироваться в качестве ИП можно не приходя в налоговый орган, посредством интернета;
4. Обязательной государственной регистрации подлежат индивидуальные предприниматели, которые отвечают одному из следующих условий: 1) используют труд наемных работников на постоянной основе, 2) имеют от частного предпринимательства совокупный годовой доход, в размере, превышающем не облагаемый налогом размер совокупного годового дохода, установленный для физических лиц законами РК (пункт 2 статьи 27 Закона «О частном предпринимательстве») ;
5. Вправе не регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя физические лица, не использующее труд работников на постоянной основе, при получении следующих доходов: 1) облагаемых у источника выплаты, 2) имущественного дохода, 3) прочих доходов, а также имеющие от частного предпринимательства совокупный годовой доход, исчисленный в соответствии с налоговым законодательством РК, в размере, не превышающем не облагаемый налогом размер совокупного годового дохода ( пункт 2-1 статьи 27 Закона «О частном предпринимательстве») ;
6. Ставки налога для ИП, применяющих специальный налоговый режим (СНР) на основе патента – 2 %, на основе упрощенной декларации -3 %, применяющих СНР на основе уплаты единого земельного налога (ЕЗН) для крестьянских и фермерских – 0,1 % , и т.д. ( глава 61 и 62 Налогового кодекса) ;
7. Существенно сокращено количество форм налоговой отчетности и максимально упрощено их заполнение;
8. Субъекты малого предпринимательства - индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса, не осуществляют ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в соответствии с законодательным актом РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности (статья 427-1 Налогового кодекса) .
9. И т.д.
Хочу сразу же подчеркнуть , обязательная государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, автоматически влечет обязанность по представлению форм налоговой отчетности, уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет, уплате обязательных пенсионных взносов в накопительный пенсионный фонд, обязательных отчислений в государственный фонд социального страхования.
То же самое отчасти предусмотрено и в отношении физических лиц, которые вправе не регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, и которые получили имущественный доход (статья 180 Налогового кодекса) , прочие доходы, в том числе доходы домашних работников, полученные по трудовым договорам (статья 184 Налогового кодекса) , имеющими деньги на счетах в иностранных банках, находящихся за пределами Республики, трудовой иммигрант. Но при этом, их деятельность , их доход , не смотря на то, что они не зарегистрированы в качестве ИП, в соответствии с пунктом 6 статьи 67 Налогового кодекса, также влечет составление и представление ими декларации по индивидуальному подоходному налогу (форма 240.00).
То есть, и я хочу это особо подчеркнуть, при осуществлении предпринимательской деятельности и получении доходов физическими лицами (самозанятыми) как зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, так и не зарегистрированными в качестве ИП , законодательством РК уже соблюдены интересы Государства и не нарушены права налогоплательщика – самозанятого физического лица .
Ко всему прочему, следует помнить, что у нас грядет всеобщее декларирование, когда практически всеми гражданами будут декларироваться не только полученные доходы , но и произведенные расходы. И оно, всеобщее декларирование, как лакмусовая бумажка позволит выявить и самозанятых и не самозанятых , и которое внесет свои коррективы по многим аспектам деятельности самозанятых и не только.
Я вернулся к этой теме, потому - что в некоторых работах в рамках этого конкурса предлагается решать проблемы самозанятых методами, которые больше похожи не на попытку решения проблем самозанятых , а на борьбу с самозанятыми, причем как с классом ! И к уже существующему достаточно мощному административному ресурсу предлагается еще «выпускать на гора» новые законы, новые налоги, новые отчеты, новые обязанности, новые штрафы ! Но такое изобилие и засилие административных и принудительных мер может просто сломать и придушить даже без проблемных успешно действующих в рамках закона самозанятых.
Надо понимать , что самозанятость нашими действующими законами не запрещается , наоборот она у нас поощряется, тем более что, она у нас, если можно так сказать , универсальная – самозанятость , подлежащая государственной регистрации, и самозанятость, освобожденная от обязательной государственной регистрации ! И действующее законодательство РК в области разрешительных процедур, администрирования и налогообложения уже охватило всех и вся.
Мое личное мнение : проблемы самозанятых , если они и есть, то « рождены» не из-за отсутствия каких-то новых сверх эффективных нормативно-правовых актов, а из-за не знания либо не надлежащего знания, не исполнения либо не надлежащего исполнения действующего сегодня законодательства РК , причем, обеими сторонами - и теми, кто оказывает государственные услуги и теми, кто пользуется этими государственными услугами.
На мой взгляд, основные проблемы самозанятых - это проблемы организационного характера :
1. Отсутствие единого определения категории самозанятых - решение проблемы: необходимо внести уточняющие поправки во все профильные НПА;
2. Отсутствие надлежащих предпринимательских знаний у самозанятых и желающих стать самозанятыми – решение проблемы всеобуч: спрашивать, смотреть, читать, учиться;
3. Эффективность работы фондов, центров поддержки предпринимательства , а также подразделений государственных органов, оказывающих населению государственные услуги – решение: тщательный отбор кадров, с обязательным тестированием на знание законодательства РК на базе Агентства по делам государственной службы РК.
Успех работы этого Конкурса очевиден, и проведение Конкурса по этой теме, безусловно, можно считать шагом вперед, но решение проблем самозанятых путем придумывания новых законов, новых налогов, новых отчетов, новых обязанностей, новых штрафов – это два шага назад. То есть, не хотелось бы, чтобы сложилась ситуация , которую еще В.И. Ленин в другое время и по другому поводу охарактеризовал как «Шаг вперёд, два шага назад».
Использованная литература:
1. «Гражданский кодекс Республики Казахстан»
Введен в действие постановлением Верховного Совета Республики Казахстан
от 27 декабря 1994 года;
2. «Трудовой кодекс Республики Казахстан»
Кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 года N 251;
3. «Налоговый кодекс РК»
Кодекс от 10 декабря 2008 года № 99-IV ЗРК:
4. «О занятости населения»
Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года N 149;
5. «Об обязательном социальном страховании»
Закон Республики Казахстан от 25 апреля 2003 года N 405;
6. «О пенсионном обеспечении в РК»
Закон РК» от 20 июня 1997 года № 136;
7. «О частном предпринимательстве»
Закон Республики Казахстан от 31 января 2006 года № 124;
8. «О крестьянском хозяйстве»
Закон от 31 марта 1998 года N 214;
9. Информационный Портал «Zakon.kz»
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript