Магистр юриспруденции
Самостоятельная занятость в Казахстане
В ежегодном Послании народу Казахстана «НҰРЛЫ ЖОЛ – ПУТЬ В БУДУЩЕЕ» от 11 ноября 2014г. Глава нашего государства – Лидер нации Н.А. Назарбаев отмечает: «С учётом новых внешних рисков для развития экономики нам нужны новые инициативы для стимулирования деловой активности и занятости» [1].
Правовой статус самостоятельно занятых субъектов.
В Законе РК от 23 января 2001 года № 149-II «О занятости населения» (далее Закона) можно проследить эволюцию основных понятий «занятость» и «самостоятельно занятые»:
занятость - деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных потребностей, не противоречащих Конституции , законам и иным нормативным правовым актам Республики Казахстан, и приносящая им заработок или доход (пп. 5) ст. 1 указанного Закона, по состоянию на 27.01.2004г.);
самостоятельно занятые - трудоспособные граждане, обеспечивающие себя работой, приносящей им доход (пп. 11 ст. 1 Закона, по состоянию на 27.01.2004г);
самостоятельно занятые - трудоспособные лица, обеспечивающие себя работой (пп. 11 ст.1 Закона, по состоянию на 22.10.2005г.);
занятость - трудовая деятельность, связанная с удовлетворением личных потребностей и (или) приносящая заработок или доход (пп.11) ст.1 Закона, по состоянию на 07.11.2014г.);
самостоятельно занятые - физические лица, индивидуально занятые производством (реализацией) товаров, работ и услуг для получения дохода, включая производство для собственного потребления, члены производственных кооперативов, неоплачиваемые работники семейных предприятий (хозяйств) и работодатели, использующие труд наемных работников (пп.20) ст.1 Закона, по состоянию на 07.11.2014г.) [2].
Таким образом, самостоятельно занятыми субъектами являются физические лица (граждане Республики Казахстан, граждане других государств, а также лица без гражданства).
По нашему мнению определение самостоятельно занятых в последней редакции названного Закона наиболее удачное и конкретизированное. Самостоятельно занятые относятся к занятому населению согласно ст. 2 Закона.
Критерии разграничения самостоятельно занятых субъектов определены в «Правилах определения критериев отнесения граждан РК к самостоятельно занятым, безработным и малообеспеченным при реализации активных мер содействия занятости» (далее Правила), утвержденых приказом Министра труда и социальной защиты населения РК от 5 октября 2011 года № 353-п, разработаные в соответствии с ЗРК «О занятости населения», Программой занятости 2020, утвержденной постановлением Правительства РК от 31 марта 2011 года № 316.
Согласно Правил к самостоятельно занятым относятся:
1) работодатели, использующие труд наемных работников;
2) физические лица, индивидуально занятые производством (реализацией) товаров, работ и услуг для получения дохода, включая производство для собственного потребления;
3) неоплачиваемые работники семейных предприятий (хозяйств);
4) члены производственного кооператива.
К работодателям, использующим труд наемных работников относятся лица, управляющие собственным частным (семейным) предприятием, фермой, а также занятые профессиональной деятельностью или ремеслом на самостоятельной основе и постоянно использующие труд наемных работников.
К лицам, индивидуально занятым производством (реализацией) товаров и услуг для получения дохода, включая производство для собственного потребления, относятся:
1) лица, работающие на собственном предприятии, фермерском хозяйстве, без наемных работников или с наемными работниками без регистрации предприятия в качестве юридического лица;
2) лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, без наемных работников или с наемными работниками, как с регистрацией, так и без регистрации деятельности;
3) лица, занятые в домашнем хозяйстве производством продукции сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства для реализации;
4) лица, занятые в домашнем хозяйстве производством промышленных товаров и услуг для реализации.
К неоплачиваемым работникам семейных предприятий (хозяйств) относятся лица, работающие без оплаты на частном семейном предприятии, которым владеет родственник.
К членам производственного кооператива относятся лица, на основе членства для совместной предпринимательской деятельности, основанной на их личном трудовом участии и объединении его членами имущественных взносов (паев) [3].
В казахстанском правовом поле понятие «самозанятые» появилось из Международной классификации статуса занятых, основанных на Принципах и рекомендациях ООН в части экономической характеристики населения, которой руководствуются специалисты МОТ.
Для полноты картины обратимся к статистике.
Структура самостоятельно занятого населения в статистических данных определяется в соответствии с «Методикой определения численности самостоятельно занятых, уровня их среднемесячных доходов и численности безработного населения в Республике Казахстан» (далее Методике), утвержденной приказом Агентства РК по статистике №3 от 10.01.2013 г.
Согласно названной Методике в Казахстане все самостоятельно занятые лица разделены на 2 группы: продуктивно занятые и непродуктивно занятые.
Основным критерием выступает уровень среднемесячных доходов, получаемых от производства товаров, работ, услуг. При этом уровень среднемесячных доходов соотнесен с величиной прожиточного минимума, сложившегося в каждом регионе Казахстана.
Величина прожиточного минимума в октябре 2014 года составила 20 395 тенге по данным Комитета по статистике МНЭ РК.
Самостоятельно занятые: |
Продуктивно занятые: | Непродуктивно занятые: |
работодатели; | на индивидуальной основе (недействующие из числа зарегистрированных и незарегистрированные); |
на индивидуальной основе (зарегистрированные и активно действующие), с доходами выше величины прожиточного минимума; | в личном подсобном хозяйстве производством продукции для собственного потребления; |
в личном подсобном хозяйстве производством продукции для продажи (обмена), с доходами выше величины прожиточного минимума; | неоплачиваемые работники семейных предприятий; |
члены кооператива с доходами выше величины прожиточного минимума. | на индивидуальной основе (зарегистрированные и активно действующие), с доходами ниже величины прожиточного минимума; |
в личном подсобном хозяйстве производством продукции для продажи (обмена), с доходами ниже величины прожиточного минимума; |
члены кооператива, с доходами ниже величины прожиточного минимума. |
Самостоятельно занятое население по статусу занятости и регионам РК (по состоянию на 3 квартал 2014г):
Самостоятельно занятые в РК | Продуктивно занятые в РК | Непродуктивно занятые в РК |
2 605 342 | 1 855 015 | 750 327 |
Как видно из приведенных данных основную долю в категории самозанятого населения составляют продуктивно занятые, но и удельный вес непродуктивно занятых достаточно большой.
Самостоятельно занятое население по статусу МОТ и по уровню образования (по состоянию на 3 квартал 2014г):
| Все население | Городское население | Сельское население |
по статусу занятости МОТ: |
Всего: | 2 605 342 | 855 122 | 1 750 220 |
Работодатели | 164 145 | 69 344 | 94 801 |
Самостоятельные работники | 2 405 585 | 781 881 | 1 623 704 |
Члены кооператива | 11 291 | 1 876 | 9 424 |
Помогающие (неоплачиваемые) работники семейных предприятий | 24 321 | 2 030 | 22 291 |
по уровню образования: |
Всего: | 2 605 342 | 855 122 | 1 750 220 |
Высшее и незаконченное высшее | 483 401 | 256 108 | 227 293 |
Среднее профессиональное (специальное) | 765 699 | 338 982 | 426 717 |
Основное, среднее, общее, начальное | 1 356 242 | 260 032 | 1 096 |
Для составления таблиц были использованы данные с сайта Комитета по статистике МНЭ РК //https://www.stat.gov.kz/
Из приведенных данных можно пронаблюдать следующую тенденцию:
самостоятельно занятое сельское население по статусу занятости МОТ в разрезе всех групп имеет значительный количественный перевес;
самостоятельно занятое городское население по уровню образования (основное, среднее, общее, начальное) значительно превышает по количеству в сравнении с самостоятельно занятым сельским населением в данной категории.
В целях реализации Послания Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» была разработана Программа, направленная на решение вопросов занятости - это «Дорожная карта занятости-2020», утвержденная постановлением Правительства РК от 19 июня 2013 года № 636 [4].
Цель Программы «Дорожная карта занятости-2020» - содействие повышению благосостояния населения путем организации устойчивой и продуктивной занятости,
сокращения безработицы.
Целевые индикаторы: К 2016 году:
1. уровень бедности не будет превышать 6,0 %;
2. уровень безработицы не будет превышать 5,0 %;
3. доля продуктивно занятых, в общем числе самостоятельно занятого населения увеличится до 64,5 %.
В рамках Программы государственной поддержкой будут охвачены:
лица, самостоятельно занятые непродуктивным трудом: в 2013 году – 3,0 % от их численности, в 2014 году – 3,8 % и в 2015 году – 6,1 %;
Участниками Программы являются граждане РК из числа безработного, частично занятого, малообеспеченного, самостоятельно занятого населения, а также оралманы и иные категории граждан, приоритетное участие которых установлено Программой.
Председатель Комитета по статистике МНЭ А. Смаилов отмечает, что непродуктивно занятые «являются наряду с безработными целевой группой в рамках реализации «Дорожной карты занятости-2020», которой предусматриваются различные механизмы поддержки и помощи. Например, содействие в трудоустройстве через обучение и переселение в рамках потребностей работодателей, микрокредитование, сервисные услуги по сопровождению проекта (маркетинг, юридические, бухгалтерские и др. услуги). К этой категории относятся независимо от уровня среднемесячных доходов: занятые на индивидуальной основе (недействующие и незарегистрированные); занятые в личном подсобном хозяйстве производством продукции только для собственного потребления; неоплачиваемые работники семейных предприятий. Далее с уровнем среднемесячных доходов ниже ВПМ: члены кооперативов; занятые на индивидуальной основе (зарегистрированные и активно действующие); занятые в личном подсобном хозяйстве производством продукции для продажи (обмена). … Вовлечение непродуктивно занятой категории самозанятых в продуктивную занятость определит их участие в накопительной пенсионной системе и системе социального страхования» [5].
Необходимо отметить, что в соответствии с законами РК от 23 января 2001 года «О занятости населения», от 22 июля 2011 года «О миграции населения» и определяют порядок организации и финансирования обучения, содействия в трудоустройстве лиц, участвующих в активных мерах содействия занятости, и Дорожной карты занятости 2020, были разработаны Правила организации и финансирования обучения, содействия в трудоустройстве лиц, участвующих в активных мерах содействия занятости, и предоставления им мер государственной поддержки, утвержденные постановлением Правительства РК от 19 июня 2013 года № 636 [6].
В данных Правилах определены меры, направленные на обучение и содействие в трудоустройстве лиц, участвующих в активных мерах содействия занятости, которые реализуются за счет средств и в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете на соответствующий год путем:
1) профессиональной ориентации, помощи в выборе профессии, консультаций по вопросам обучения и трудоустройства, оказания услуги по психологической адаптации;
2) направления на бесплатные курсы повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки (далее – профессиональное обучение) с выплатой стипендии;
3) предоставления материальной помощи на профессиональное обучение;
4) поиска подходящих вакансий и содействия в трудоустройстве, в том числе на социальные рабочие места и молодежную практику;
5) частичного субсидирования заработной платы физических лиц, трудоустроенных на социальные рабочие места;
6) оплаты труда физических лиц, направленных на молодежную практику.
Таким образом, мы можем говорить, о том что со стороны нашего государства принимаются комплекс необходимых мер по поддержке самостоятельно занятых субъектов, как кадрового резерва экономики с большим внутренним потенциалом.
Изучение правового статуса самостоятельно занятых субъектов, классификации и видов, статистических данных, а также государственных программ по поддержке названных субъектов дает нам возможность сделать некоторые предложения:
Поскольку сфера деятельности самостоятельно занятого населения имеет свою экономическую нишу в Казахстане, имеет перспективы дальнейшего развития, то требуется внимание законодателя к вопросам дальнейшего развития правовых основ деятельности самозанятых субъектов. Необходимо провести анализ действующего законодательства на предмет его эффективности, а также проблем возникающих при его применении;
Необходима разработка мер по улучшению делового климата и устранению административных барьеров при осуществлении деятельности самостоятельно занятых субъектов;
В целях увеличения доли продуктивно занятых в общем числе самостоятельно занятого населения, в том числе и за счет перехода непродуктивно занятых самостоятельных работников в данную категорию необходимо расширить информационное поле. Активно через СМИ, операторов названных Программ доносить информацию о возможностях которые дает наше государство для самозанятого населения;
И наконец, все рациональные предложения излагаемые участниками настоящего Конкурса должны быть тщательно проанализированы и обобщены экспертами законодательного органа для дальнейшего законотворческого процесса.
Указанные мероприятия, по нашему мнению, могли бы способствовать расширению реальной свободы деятельности самозанятого населения и положительно отразиться на экономике страны в целом.
Список использованной литературы:
1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «НҰРЛЫ ЖОЛ – ПУТЬ В БУДУЩЕЕ» от 11 ноября 2014г. // https://online.zakon.kz/
2. Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года № 149-II «О занятости населения» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.11.2014 г.) //https://online.zakon.kz/
3. «Правила определения критериев отнесения граждан Республики Казахстан к самостоятельно занятым, безработным и малообеспеченным при реализации активных мер содействия занятости», утвержденые приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 5 октября 2011 года № 353-п //https://online.zakon.kz/
4. «Дорожная карта занятости-2020», утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 июня 2013 года № 636 // https://online.zakon.kz/
5. Смаилов А. Кадровый резерв экономики. // https://www.kazpravda.kz/interviews/view/26834
6. Правила организации и финансирования обучения, содействия в трудоустройстве лиц, участвующих в активных мерах содействия занятости, и предоставления им мер государственной поддержки, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 июня 2013 года № 636. // https://online.zakon.kz/