26 лет назад последние группы советских солдат покинули Афганистан
Zakon.kz
Эта война до сих пор вызывает не мало противоречий у историков, политологов, то и дело задающих вопросы - а нужно ли было, или как было бы правильно?
Но исторические факты неизменны - через ту войну прошли свыше полумиллиона советских солдат. И погибли почти четырнадцать тысяч. А слово афганец, стало синонимом мужества и верности родине. Сегодня еще один памятник солдатам той войны появился в Казахстане, сообщает Первый канал "Евразия".
Это был очередной боевой вылет. За штурвалом молодой капитан, летчик Александр Шпанбергер. Он лавирует между скалами, поочередно нанося удары. Там внизу, в ущелье отстреливаются моджахеды. Еще немного и можно возвращаться с задания. Но что-то пошло не так.
СТАНИСЛАВ РОГОВСКИЙ, ЛЕТЧИК-ИСТРЕБИТЕЛЬ, ВЕТЕРАН ВОЙНЫ В АФГАНИСТАНЕ:
Как он пошел в атаку, стреляли, атаковали цель, потом выход из атаки. И потом вышел, и как будто ничего не изменилось. И вот так пошел в гору, и взрыв большой и все. Что было? Ранен был, убит, заклинило что-то?
268 боевых вылетов, за неполные два года в Афганистане. До первого полета на истребителе, еще несколько лет подготовки в военном училище. Станислав Роговский, смеясь, рассказывает, в бой пошел, когда уже был стариком, 26 - для летчика возраст зрелый. Сашу Шпанбергера знал с детства, оба из одного села из-под Целинограда, оба ходили в школу под номером пять. Однажды он заглянул к ним в класс, уже студентом летного училища, рассказы о солдатской жизни вдохновили юного Славу. Но война в Афганистане была другой, чужой. Да и смерть оказалась так близко, что постепенно научился не замечать ее.
СТАНИСЛАВ РОГОВСКИЙ, ЛЕТЧИК-ИСТРЕБИТЕЛЬ, ВЕТЕРАН ВОЙНЫ В АФГАНИСТАНЕ:
Привозят с операции, просто в плащ палатке, завернутые, подвозят к грузовику, два бойца взяли раскачали, положили, таких же ребят как они. Просто нужно что-то делать, нужно двигаться, нельзя стоять, нельзя плакать. Нужно отправлять на «черном тюльпане» в Союз.
Черный тюльпан - ЭТО военный самолет АН-12. За время афганской войны это название станет нарицательным, как Груз-200. На черном тюльпане будут перевозить тела погибших солдат, за десять лет число потерь среди советской армии достигнет почти четырнадцати тысяч человек. Зейнулла Аппасов о тех событиях рассказывает кротко, обрывчато, тщательно подбирая слова. говорит ни на миг не сомневался в принятом решении. Он добровольцем отправился в Афганистан в декабре 1979 года, когда первые бригады советских солдат начали пересекать афганскую границу.
ЗЕЙНУЛЛА АППАСОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОЮЗА АФГАНЦЕВ ЦЕЛИНОГРАДСКОГО РАЙОНА АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ:
Вообще отношение ко всему изменилось, когда мы увидели все это. Видите, афганцы все совершенно другие люди. Более замкнутые, серьезные, более ответственные. Наши ребята, которые погибли, это реальные люди, реальные герои, которые выполняли свой долг, верность присяге.
Мемориал в память о героях. В той самой школе под номером пять. Рядом с портретом капитана Шпанбергера, еще один - Руслан Жакыпов - он погиб, защищая афгано-таджикскую границу много лет спустя после вывода советских войск. В начале девяностых в Таджикистане и Афганистане бушевали гражданские войны. На межгосударственном заседании СНГ было принято решение об отправке солдат на границу. Руслан Жакыпов добровольно записался в состав того самого ограниченного контингента. К памятному мемориалу теперь возлагают цветы школьники, а ветераны со сдержанной улыбкой повторяют: повезло, что не видели войны и крови.
БАХЫТЖАН ЕРТАЕВ, ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РК, ВЕТЕРАН ВОЙНЫ В АФГАНИСТАНЕ:
Сейчас факел патриотического воспитания берут наши войны афганцы. Почему? Потому что надо говорить правду: день за днем становится меньше наших победителей. Скоро мы будем 70 лет отмечать. А кто возьмет дальше патриотическое воспитание молодежи? Наверное тот, кто знает цену мира, тот, кто воевал. Это не мертвым нужно, это нужно живым. Это нужно нам, это нужно молодежи.
Вообще вести войны плохо и стыдно для человечества, скажет нам в конце интервью летчик Станислав Роговский. Но помнить о них необходимо, чтобы знать цену миру, цену жизни и цену подвигам, именно поэтому никто не забыт, и ничто не забыто.
Сауле Темирбаева, Жандос Айгожин
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript