Редкие спортивные профессии: телеоператор спортивных трансляций
Zakon.kz
Sport.zakon.kz продолжает рассказ о редких спортивных профессиях в нашей стране.
А расскажет нам о том, кто таки телеоператоры спортивных трансляций представитель этой специальности, работающий на первом казахстанском спортивном канале KazSPORT - Нурбол Жамшитов.
- Моя работа заключается в съемке спортивных мероприятий, - рассказывает Нурбол.- У нас нет специальных камер, улавливающих все тонкости происходящего, но есть передвижная телевизионная станция (ПТС). Ее база находится в автомобиле, который стоит рядом с объектом, на котором проходят соревнования. Если происходящее транслируется в режиме реального времени, то на базе машины устанавливается спутниковая тарелка. Оператор-постановщик с группой техников за несколько дней до начала соревнования приезжает на место, смотрит, обследует, согласуя с техниками, устанавливает камеры. Камеры различаются в зависимости от объектива, оптики, кратности. При прямой трансляции за час до начала мероприятия приходят остальные операторы, минимальное количество работающих камер четыре.
-Чем отличается оператор спортивных трансляций от обычного оператора?
- При работе на спортивных мероприятиях к съемке необходимо подходить иначе, не как к обычной. К примеру, на концертах обычно исполнители делают ограниченное количество шагов, и держать их в кадре легче. В спорте нужно улавливать быстро движущиеся объекты, спортсмена можно потерять из кадра, возможно, не успеть вовремя, набрать фокус.
- И у вас такое бывало?
- Да, конечно на крупных планах это бывает часто, ребята не успевают. Наши операторы универсальны, с утра они снимают передачу, с обеда до вечера могут снимать выездные сюжеты на телевизионную видео-камеру (ТЖК), вечером могут приехать на спортивное событие работать на ПТС, а человек к этому времен уже никакой.
- Перед съемками спортивных состязаний учитываете ли вы специфику вида спорта? Готовитесь к съемкам заранее?
- Обязательно. Особенно когда снимаем редкие виды спорта, работать с которыми ранее не приходилось. В прошлом году в алматинской области мы снимали первенство Казахстана по регби. Я смотрел зарубежные каналы, то, как они преподносят такие виды спорта, примерную расстановку камер. И постарались снять также, конечно у нас другие камеры и не такой уровень мастерства телевизионной группы.
- Какие мероприятия вам приходилось снимать?
- Мы снимает все спортивные соревнования, проходящие в Казахстане, в прошлом году мне посчастливилось работать в Сочи. На притяжении всей Олимпиады мы снимали репортажи, тренировочные моменты, добавляли видео с соревнований, по приезду выпустили спецреп.
-На Играх четырехлетия вы видели работу ваших иностранных коллег. Чем отличается ваша работа?
-Работа у нас одна и та же. Единственным отличием была техника, на Олимпиаду все привезли свою лучшую технику, самой последней модели. У нас же она была несколько скромнее, и уступала по всем параметрам. Также так работали люди, которые специализируются именно на съемках спортивных соревнований. У нас отличалась расстановка камер, иногда у нас по длине не хватает кабеля и приходится расставлять иначе. Меня удивило то, что за рубежом много девушек операторов с такими же камерами, и даже больше и тяжелее. Была взрослая женщина оператор из Франции с тяжелой камерой, а журналистом с микрофоном был молодой мужчина.
- Снимать какие виды спорта вам больше по душе?
-Это хоккей и футбол, мне нравятся эти виды спорта. Когда есть свободное время могу попинать мяч, а ват что касается хоккея, то здесь я даже на коньки встать не могу. Мы хорошо отработали чемпионат мира по тяжелой атлетике. Я как раз снимал эмоции проявляемые тренерами, спортсменами и зрителями. Многие помнят всплеск радости Алексея Ни, после установленного мирового рекорда Зуьфии Чиншанло.
- Бывало ли такое, что во время работы вы увлекались игрой и отвлекались от съемок?
- Бывает, можно даже сказать часто. В такие моменты спасает то, что работа у нас многофункциональная и можно поставить видео, снятое с другого ракурса.
- А какие виды спорта вам не нравится снимать?
- Здесь нет такого, люблю - не люблю. Задание дали, значит надо выполнять.
- Важна ли в вашей работе интуиция, чтобы предчувствовать момент и заснять его?
- Интуиция нужна всегда и везде. Нам удавалось практические все. Чтобы получить интересные, редкие кадры нужно время и терпения. Если спортсмен проигрывает, то поймать мимику его лица, слезы, постараться передать все его чувства нужно сразу после финиша, и бывает, что проигравший не соглашается на интервью. А когда спортсмен выигрывает-то у него иные эмоции, и зачастую на послематчевое интервью он согласен.
- Есть такая байка: если оператор «подшофе», то кадры получаются более интереснее. Так ли это?
- Не знаю, может быть и так. Но я сам лично не употребляю спиртных напитков.
- Какими своими работами вы гордитесь?
- Самые важная работа это прямые эфиры и зарубежные командировки, когда компания доверяет тебе. Если привозишь из них материал, не удовлетворяющий других коллег, то это конечно расстраивает. Все прошедшие в Астане игры лиги УЕФА, организаторы и зарубежные спортивные каналы были довольны, никто не жаловался.
- В профессиональном плане вам есть еще, куда расти?
- Хотелось бы работать на уровне европейских операторов. Думаю, что со временем все придет. Канал у нас молодой, будем расти в мастерстве вместе. Я проходил курсы агентства Reuters, повышал квалификацию, пройдя обучающие курсы у российских операторов. Еще я поступил на первый курс университета искусств «Шабыт» по специальности «Кинооператор», но стажа работы у меня конечно больше чем учебы, пошел уже 17-й год. Буду снимать кино, может быть про спортсменов.
Диляра Азанбекова, Алматы
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript