«Вечное возвращение» Ербосына Мельдибекова
Zakon.kz
Темы работ Ербосына Мельдибекова навеяны историей и политикой стран Центральной Азии.
В Алматы впервые пройдет выставка работ одного из ведущих современных художников Казахстана Ербосына Мельдибекова.
Современное искусство неподготовленному обывателю понять не просто. Специально для журналистов разъяснительную экскурсию провел куратор выставки Виктор Мизиано, а для посетителей напечатали брошюрки-путеводители. А позже выйдет каталог работ Мельдибекова, однако акцент здесь будет делаться не на иллюстрации, а на текст. Каталог будет состоять из нескольких монографий.
Темы работ Ербосына Мельдибекова навеяны историей и политикой стран Центральной Азии. Он исследует исторические документы, изображения, статуи, пейзажи и героев и переосмысливает их, используя элементы юмора и абсурда, чтобы показать парадоксы, присущие созданию новой национальной идентичности. Художник работает в жанре скульптуры, инсталляции, перформанса, видео и фотографии.
Его работы это яркие художественные образы и смелые, провокационные ходы. Соединяя вместе все произошедшие перемены в посткоммунистической Центральной Азии, Мельдибеков предлагает свой ответ западному и русскому авангарду. По словам скульптора, время в Центральной Азии течет по-иному – его цикличность усилена повторяющимися историческими событиями и готовностью людей принять эти изменения. Если в центре советской власти – Москве – проходили годы, пока тот или иной законопроект будет принят и претворен в жизнь, Центральная Азия могла сменить целую идеологию в считанные дни. Такое стирание коллективной памяти и цикличная природа времени являются ключевыми темами в творчестве Мельдибекова и проявляются в постоянном возвращении к одним и тем же сюжетам и их переосмыслении. Русский авангард попытался создать новый мир, тогда как Мельдибеков работает с фрагментами, оставленными этой старой-новой коммунистической идеологией.
Название выставки – «Вечное возвращение» – имеет несколько смысловых значений. В первую очередь, оно указывает на специфику работы Ербосына Мельдибекова — художника, весь творческий путь которого есть непрекращающийся диалог с художественным наследием. Многие произведения художника отсылают зрителя к европейской живописной и скульптурной классике, но многие апеллируют и к традиционному и современному искусству Центральной Азии. И это особенно важно, поскольку поиск национальных корней с самого начала был для художника главной задачей его творчества.
Из традиционной культуры и проистекает стремление Мельдибекова не только менять и обновлять, но и повторять, возвращать, составляющее второй смысл названия. В-третьих, «Вечное возвращение» – это и понимание художником исторической судьбы Центральной Азии, где исторические процессы не столько устремлены к непрекращающемуся линейному становлению, сколько к движению по кругу. Подобное понимание истории на заре эпохи современности было предложено немецким философом Фридрихом Ницше, которому и принадлежит термин «вечное возвращение». Концепция выставки, ее апеллирование к искусству как замкнутому на себе коловращению форм и тем, отразилось и в своеобразии выставочного показа. Впервые в истории музейного дела в Центральной Азии произведения временной экспозиции будут представлены не только на выделенной выставочной площадке музея, но также и в залах постоянной экспозиции.
Это первая развернутая персональная выставка Мельдибекова в Казахстане, ранее художник неоднократно выставлялся зарубежом.
«Куратор выставки Виктор Мизиано предложил очень хорошую идею – выставляться с музейными работами. Это очень интересный и в то же время тяжелый труд. Работа шла целых два месяца. Каждой работе нашли свое место», - говорит художник.
Алина Есеналина
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript