В Сирию выезжают не только малообеспеченные молодые люди, но и обеспеченные – эксперты
Zakon.kz
Трое из четверых казахстанцев в возрасте 18-29 лет называют себя верующими.
В казахстанских реалиях религия способна стать и формой протеста, может, как консолидировать, так и фрагментировать общество.
Почему молодежь выбирает религию, какую роль играет она в их жизни? Какими установками и критериями руководствуются молодые люди при выборе религиозности или светскости? Какие вызовы и риски таит в себе дилемма выбора для молодежи, общества и страны? Эти и другие вопросы были обсуждены в Алматы на первом в этом году экспертном заседании аналитической группы «Кипр».
Религиозные идеи стремительно эволюционируют, налицо существенные перемены в общественном сознании и массовый рост интереса к религии, и Казахстан не исключение, у нас тоже растет количество верующих всех конфессий. Так, по данным различных соцопросов, свыше 90 процентов населения нашей страны относят себя к той или иной религии. Количество религиозных объединений увеличилось с 671 в 1991 году до 3481 на июнь 2014 года. Показатель религиозности среди молодежи составляет более 75 процентов, то есть трое из четверых казахстанцев в возрасте 18-29 лет называют себя верующими.
По мнению экспертов, молодые люди – благодатная почва для распространения любых идей, они восприимчивы ко всему новому, готовы к изменению ценностных установок, особенно в условиях социально-экономического неравенства, неопределенности и идеологического вакуума. Религия же классически один из основных «духовных наполнителей» такого вакуума, именно поэтому высок риск распространения среди молодежи, в том числе новых деструктивных вероучений и религиозных движений. В казахстанских реалиях религия способна стать и формой протеста, может, как консолидировать, так и фрагментировать общество.
- Помню, на одном из круглых столов по миграции молодежи прозвучала мысль, что молодежь у нас выезжает (за пределы Казахстана – Т.Н.) и это форма социального протеста, - говорит политолог, эксперт по вопросам религии Гульнара Мухатаева. - Я долгое время занималась деструктивными религиозными течениями, в том числе исламистскими, и у меня тоже возникла мысль, что сейчас молодежь выезжает, допустим, в зону вооруженных действий, в ту же Сирию, и это своего рода форма социального протеста. Ерлан (Смайлов, модератор - Т.Н.) говорил, что в Сирию выезжают не только малообеспеченные люди, и я согласна с ним, что туда выезжают и обеспеченные люди. Почему выезжают люди из Западного Казахстана, из Экибастуза? Вербовщики в Сирии очень заинтересованы в обеспеченных людях, им нужны деньги этих казахстанцев. Также в СМИ была информация, что в Сирии находится молодой человек из Казахстана, который учился в одной из сильнейших школ в Алматы, был образованным, из хорошей, обеспеченной семьи.
Гульнара Мухатаева считает, что сейчас многие религиозные экстремисты это люди с очень обостренным чувством социальной справедливости. Возможно, они столкнулись с какими-то проблемами в семье, с коррупцией на работе и помощь, справедливость видят в религии.
В то же время исследования показывают, что население Казахстана имеет патерналистские настроения, подчеркнула г-жа Мухатаева.
- Если в советское время наши родители доверяли государству, веря, что государство решит за них все проблемы, то сейчас люди в религии видят ту мощную силу, которая будет решать их проблемы. Идеология деструктивных религиозных проповедников такова, что Бог тебе все простит, и убийство, и кражу и обеспечит тебе прекрасную жизнь в раю. Это своего рода форма ухода от реальности или поиска некой силы в религии.
- Одна из форм протеста это радикальная религиозность, она становится ответом на социальную несправедливость, то есть это реакция на нашу реальность, - подытожил модератор Ерлан Смайлов. - Вектор патерналистских настроений сместился с государства, как показывают соцопросы, люди много ждут, в том числе от Бога. Как-то Тимур Козырев (известный политолог, эксперт по вопросам ислама – Т.Н.) сказал интересную вещь, что у нас много людей верит в такого комфортного бога, который все дает, у которого можно все попросить, но при этом как бы не надо отвечать. Результаты одного из соцопросов показали, что на первый вопрос в анкете: «Являетесь ли вы верующим?», подавляющее большинство - свыше 90 процентов, в том числе 75 процентов молодежи ответили, что относят себя к верующим. А на последний контрольный вопрос анкеты: «Верите ли вы в страшный суд?», ответили (утвердительно – Т.Н.) в разы меньше людей, поэтому вопрос патернализма, наверное, тоже имеет место быть, заключил Ерлан Смайлов.
Представляется важным понимание и изучение этих процессов с научной и экспертной, общественной и культурной, государственной точек зрения – пришли к выводу участники экспертного заседания. Отдельный интерес, по их мнению, представляет изучение позиций атеистов и агностиков как систем мировоззрения, сделавших свой выбор в условиях «встречного» тренда.
Торгын Нурсеитова
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript