Почему молодежь с головой уходит в религию?
Zakon.kz
Молодежь в Казахстане приходит к религии осознано, выборочно, под веянием моды и верит в переселение душ.
В казахстанском обществе альтернативы религии нет. Светская идеология отсутствует, не уделяется должного внимания этике, эстетике, логике и философии, в том числе в системе высшего образования – к такому выводу пришли участники экспертной площадки аналитической группы «Кипр», которая совместно с фондами им. Фридриха Эберта и Сорос-Казахстан провела экспертное обсуждение вопроса «Молодежь и религия: дилемма выбора».
Часть дискуссии была посвящена обсуждению тенденций радикализации и исламизации общества посредством фиксации восприятия и отношения к религиозной атрибутике. Об использовании этого тренда для развития и модернизации страны говорили немного. При этом эксперты обозначили другую составляющую религии – бизнес с большими экономическими возможностями и ресурсами. В очередной раз участники отметили патерналистские настроения молодежи, обсудили роль и политику государства в отношении религии.
По информации спикера, религиоведа Мурата Смагулова, сегодня в Казахстане насчитывается 17 конфессий, которые представляют 3 493 религиозных субъекта - церкви, мечети, молельни, др. - подконтрольных государству. В то же время сохраняется проблема сект и оккультно-мистических течений. В прошлом году только в Центр исследования проблем религии за помощью обратились 215 человек, пострадавших от различных деструктивных религиозных объединений. По неофициальным данным, более 500 тысяч наших соотечественников были притеснены различными сектами, из них подавляющее большинство - 80% молодежь.
Среди молодежи можно выделить три вида религиозности: осознанная – полное или частичное погружение и рациональное, осмысленное следование религиозным догмам (атрибутика, манера речи, молитва). Выборочная – выполнение обрядов, не требующих сил, времени, финансов. Модная – под веянием времени, окружения, жизненных трудностей.
Среди отдельной части молодежи религия постепенно становится символом самобытности, фактором идентичности, но, даже не смотря на это, религия утратила статус регулятора поведения, формы мышления. Заметен своеобразный религиозный синкретизм – посещение храмов и мечетей, и вера в переселение душ.
Кроме того, эксперты все чаще стали упоминать об «умеренной религиозности», однако никто не может дать четкого определения этому термину или указать критерии, при помощи которых можно было бы замерить этот уровень «умеренности», констатирует спикер. В последние годы в Казахстане произошла трансформация религиозного сознания, и религиозный фактор проявляется в таких процессах, как принятие религиозного образа жизни и смешение религиозной и светской традиции в жизненном укладе.
По словам ведущего научного сотрудника Института экономики МОН РК Ильдара Дауранова, последние исследования показывают, что у казахстанской молодежи действительно есть потребности в религии. При этом эксперт обратил внимание нашим внутренним проблемам.
- Буквально недавно в СМИ прошло сообщение, что у священнослужителей очень низкая оплата труда, в качестве примера привели западный Казахстан, - сказал он. - В Астане многие священнослужители аттестацию не прошли. Такие проблемы надо решать. Надо понимать, что человека туда толкает. Наша молодежь грамотная, а как показывает мировая тенденция, чем грамотней народ, тем больше атеистов. С точки зрения экономики это очень деликатная тема. Государству и бизнесу надо думать и осторожно принимать решения. Это конечно не так, как сделать программу индустриализации, это тонкая сфера. К примеру, в России они уже четко определяют: это дань моды, это настояние родителей или человек себя чувствует более уверенно.
Проблема веры и религиозной атрибутика - очень важные проблемы, над которыми надо поработать, как общественным организациям, так и бизнесу и государству, считает Ильдар Дауранов.
Торгын Нурсеитова
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript