Нурлан Ермекбаев:Что же послужило причиной реформ в правоохранительной и судебной системе?
Zakon.kz
Новый Уголовно-процессуальный кодекс должен обеспечивать борьбу с преступностью быстрыми, эффективными, экономными способами.
Сегодня завершил свою работу круглый стол по модернизации уголовного судопроизводства, который был проведен под Алматы с участием юридической элиты Казахстана. Главный вопрос, который был обсужден на этой представительной встрече, посвящен оптимизации правоохранительной и судебной системы и новым судьбоносным законам, вступившим в силу в начале этого года.
Что же послужило причиной реформ в правовой сфере? На этот вопрос подробно ответил Нурлан Ермекбаев, помощник Президента – Секретарь Совета безопасности Казахстана:
- В своем Послании «Новое десятилетие – Новый экономический подъем - Новые возможности Казахстана» в 2010 году глава государства отметил, что в новом десятилетии предстоит серьезная работа по реформированию правоохранительной системы и выделил ряд основных направлений реформирования. Среди них - оптимизация правоохранительной системы, гуманизация законов и смещение акцентов с внутриведомственных интересов на защиту прав граждан и интересов государства. Совершенствование системы отчетности и оценки деятельности каждого правоохранительного органа также послужили основой для проводимых реформ. Критерием результативности, согласно новой Концепции, должны стать не количественные показатели, а качество работы, индикатором которых будет рост доверия граждан, юридических лиц и иностранных инвесторов. Другими словами, сказал Президент, в новом десятилетии нам нужна новая правоохранительная система, которая отвечала бы самым высоким международным мировым стандартам.
Нурлан Ермекбаев напомнил, практическим основанием для масштабной реформы стал Указ Президента от 17 августа 2010 года о повышении эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы. В рамках реализации этого указа было принято более двух десятков законов, апробирован ряд механизмов, способствующих упрощению и экономии уголовного процесса. Прежде всего, это упрощение досудебного производства по очевидным преступлениям и принятие закона о медиации. Правоохранительные органы получили возможность сконцентрироваться на раскрытии тяжких и особо тяжких преступлений, представляющих наибольшую опасность для государства и для общества, подчеркнул Секретарь Совета безопасности.
По его словам, за счет внедрения электронного учета заявлений, новых форм раскрываемости преступлений удалось добиться перелома в решении проблемы искусственного повышения показателей, манипуляции статистикой и отчетными данными. Он считает, что «сегодня мы располагаем достаточно объективной уголовной статистикой, позволяющей принимать правильные управленческие решения в целях обеспечения общественной безопасности». В работе над новой моделью уголовного судопроизводства принимали участие ученые, практики, которые выезжали в страны с передовыми моделями уголовного судопроизводства, изучали лучшую мировую практику применения уголовного и уголовно-процессуального закона. Итогом этой масштабной работы стало принятие новых Уголовного, Уголовно-процессуального и административного кодексов.
Почти год назад главой государства был утвержден единый государственный план, предусматривающий создание необходимых условий для перехода с 1 января 2015 года к работе в новых правовых условиях. «Вполне закономерно, что еще на стадии разработки особое внимание уделялось уголовно-процессуальному закону. Говоря словами ученых-правоведов, это уголовная конституция страны. Здесь напрямую затрагиваются конституционные права граждан. Именно поэтому глава государства поставил задачу по кардинальному реформированию уголовного судопроизводства», акцентировал внимание Нурлан Ермекбаев.
Благодаря проведенной работе, обновлена вся правовая база, регламентирующая работу судов, правоохранительных органов и других участников уголовного процесса. Новый Уголовно-процессуальный кодекс должен обеспечивать борьбу с преступностью быстрыми, эффективными, экономными способами, повысив защиту прав человека в уголовном судопроизводстве.
Упрощение досудебного производства, внедрение институтов процессуального соглашения и протокольные формы расследования стали важным шагом на пути преодоления волокиты и формализма в уголовном судопроизводстве по очевидным преступлениям. Введение института следственного судьи, передача ему полномочий по санкционированию ряда следственных действий способствуют развитию принципов открытости и состязательности на досудебной стадии. Расширение оснований применения, мер пресечения, не связанных с изоляцией от общества, свидетельствует о приверженности государства политике гуманизации уголовного процесса. И это далеко не полный перечень новелл, которые приблизили нашу правовую систему к лучшим мировым стандартам и ожиданиям общества, считает Нурлан Ермекбаев.
По его мнению, с принятием новых кодексов мы завершили важнейшую часть масштабного обновления и улучшения фундаментальных основ уголовного судопроизводства. Такое решение, говорит он, давалось нелегко, оно проходило в острой полемике и в сжатые сроки.
…Вот уже два месяца судебная и правоохранительная система работают в новых правовых условиях. Для того, чтобы всесторонне оценить практику применения нового законодательства, своевременно вносить коррективы, возобновлена работа межведомственной рабочей группы, которая раньше занималась разработкой. То есть создан механизм мониторинга реализации принятых законов путем сопоставления прогнозируемых и фактических правовых последствий.
- По промежуточной информации рабочей группы, пока серьезных сбоев нет, все новеллы работают успешно, - подытожил Нурлан Ермекбаев. - Конечно, есть некоторые нестыковки, но они обобщаются, и по ним готовятся соответствующие предложения и решения.
Торгын Нурсеитова
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript