Семья надеялась, что Балтабека Джетпысбаева удостоят «Халык Каhарманы» хотя бы посмертно
Zakon.kz
15 октября 1941 года в первой схватке с фашистами под Москвой Б.Джетпысбаев первым подбил вражеский танк.
Хотелось бы поделиться историей моей семьи, историей сражения в ВОВ моего дедушки – Балтабека Джетпысбаева.
Мой дедушка – Балтабек Джетпысбаев – родился в 1907 году в семье крестьянина в ауле Мурат Жана-Семейского района Семипалатинской области.
Кадровый военный, призванный в 1931 году в армию, он окончил Ташкентское военное училище. Воевал с басмачами и был внесен в Книгу почета Среднеазиатского военного округа. С момента формирования дивизии он был комсоргом того самого 1075-го стрелкового полка, который прославили 28 гвардейцев-панфиловцев.
15 октября 1941 года в первой схватке с фашистами под Москвой он первым подбил вражеский танк. Это было само по себе подвигом, так как бронированные машины, поливающие все пулеметно-пушечным огнем, привели было в замешательство необстрелянных солдат. Три дня рота сдерживала врага, стремившегося к Волоколамску, а оттуда – на Москву.
В одном из боев при отражении атаки 60 немецких танков и 20 бронетранспортеров майор Джетпысбаев один ведет огонь из двух орудий, заменив наводчика. Лично поджигает две «пантеры». Враг отступает, потеряв 24 танка. Описание боя появляется на страницах «Правды».
Трудно представить это сегодня. И позволительно было бы, наверное, скептически отнести описанное к «перегибам» советской пропаганды, если бы не неожиданное подтверждение.
Детально, на двух страницах ведет рассказ об этом легендарном бое маршал Советского Союза Николай Иванович Крылов в свей книге «Навстречу Победе». Завершая повествование, он пишет: «Подоспевшие на выручку дивизиону Б.Джетпысбаева подразделения 213-го гаубично-артиллерийского полка нанесли поражение танкам и пехоте противника, не допустили их прорыва во фланг нашим войскам, наступавшим к Неману. Этим был сорван план генерала Рейгардта, пытавшегося нанести 5-й армии удар, который по расчетам немецкого командования должен был иметь важные последствия. А именно: остановить ее наступление на Каунас».
За эти и другие боевые действия дедушка тогда же был удостоен ордена Красной Звезды. А 23 июля 1942 года командование 8 гвардейской дивизии за особое мужество и отвагу представило его к званию Героя Советского Союза. Сам он об этом представлении не знал и воевал до конца войны: освобождал Белоруссию, Литву, воевал в Пруссии, участвовал в штурме Кенигсберга. После победы его отправили на японскую войну, в составе войск в Северной Корее в г.Пхеньян он пробыл еще два года. Демобилизовался в 1947 году, за выслугу лет в звании гвардии майор заслужив за ратный труд более десяти орденов и медалей.
В военных условиях представление своевременно не попало в соответствующие инстанции. В 1959 г. оно было случайно обнаружено в архиве Минобороны СССР. Трижды (1961, 1967, 1971 гг.). ЦК КП Казахстана ходатайствовало перед Верховным Советом Союза о присвоении ему высокого звания, Димаш Ахмедович Кунаев послал личное письмо Брежневу, но вопрос так и не был решен положительно. В августе 1971 г. дедушка умер у мамы на руках, а в 1972 году в Алма-Ате вышла книга его воспоминаний "Путь солдата". Известный казахстанский ученый Герой Советского Союза Малик Габдуллин в предисловии книги писал: "Для нас, однополчан Балтабека Джетпысбаева, свидетелей его героических подвигов, он был замечательным боевым товарищем, чудо-богатырем. Бойцы любили его, ласково называли "наш Балтабек".
После смерти дедушки семья решила больше не возвращаться к теме его представления к званию Героя Советского Союза – бесполезно.
Сегодня уже нет Советского Союза, и никто не сможет присвоить звание Героя несуществующей страны.
Однако уже в суверенном Казахстане надежда вновь ожила, в 1995 г. к 50-летию Победы позвонила дочь И.В. Панфилова Валентина Панфилова и сказала бабушке: «Давай попробуем еще раз – все-таки своя Республика» и добилась, чтобы дедушку включили в список награжденных. Все шло хорошо, но подошел срок – и никаких результатов. Вся семья так надеялась, что дедушка будет удостоен звания «Халык Каhарманы» хотя бы посмертно, но к сожалению этого не случилось. Впоследствии мы обращались в Парламент с соответствующим запросом, но так и не дождались вразумительного ответа.
Время идет, но даже сейчас встречаются отголоски в СМИ о подвигах Джетпысбаева Балтабека в Великой Отечественной войне и для нас, его детей, внуков, правнуков становится уже неважна вся «суета», главное - это светлая память о человеке, который не только всегда является примером для нас, но и одним из тех людей кто в то тяжелое время встал на защиту Родины.
Нукербекова Эльнура Мауленовна
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript