Как продвигается е-сервис в странах – партнерах ЕЭС
Zakon.kz
Сегодня аббревиатура ЦОН знакома каждому казахстанцу. Любой житейский документ в центрах обслуживания населения можно оформить быстро и без нервотрепки.
Впрочем, Казахстан в этом деле далеко не пионер. Вместе с нашей страной бюрократическую машину на скоростные электронные рельсы переводят Россия и Беларусь. "ЭК" сделал статистический замер скорости продвижения е-сервиса в странах – партнерах Евразийского экономического союза.
У тех, кому случалось потерять паспорт или водительские права, в подкорке сидят воспоминания о том, что за новыми документами надо пройти долгие круги чиновничьего ада через огрызающихся королей бумажного документооборота, угрюмый аутизм в ответ на вопросы посетителя и привычное "подождите за дверью". Из уст в уста народная молва передавала страшилки о том, что очередь в паспортный стол лучше занимать с ночи. К шести утра у входа уже толпились сотни людей, которым предстояло часами ждать приема в тесных коридорах, где негде присесть, а то и на улице. И только редким счастливчикам удавалось обзавестись заветными штампами о прописке или убытии без дополнительной кучи справок. Кстати, казахстанцы не сразу поверили, что с появлением в 2005 году центров обслуживания населения (ЦОН) бюрократы без боя сдадут кормушку "справочного" бизнеса и в недалеком будущем каждый желающий сможет получить нужную бумажку с первой попытки. Нынче достаточно заглянуть в любое "окно" ЦОНа, чтобы убедиться: за эти годы новый для нашей республики электронный сервис государство отладило до мелочей. Талончик на очередь – и никаких разговоров: дескать, вас здесь не стояло. Персонал с бейджиками внятно объясняет, что делать. Операторы в зале быстро распечатывают образцы заявления, а через какие-то минуты – нужные справки и подсказки, куда двигаться дальше.
По информации министра экономики и бюджетного планирования Ерболата Досаева, если в 2011 году центры предоставляли 59 услуг, то сегодня здесь можно получить уже более 190 видов госсервиса. И народ за такое обслуживание голосует ногами. Кстати, как отмечают эксперты Европейской комиссии, деятельность казахстанских ЦОНов может служить образцом для
подражания.
В России аналоги наших "окон" называют многофункциональными центрами (МФЦ), их сеть открыта по всей стране. На недавнем мартовском Всероссийском форуме центров государственных и муниципальных услуг МФЦ признаны одной из лучших управленческих программ в РФ за последние годы. Эксперты сходятся во мнении, что запуск офисов комплексных госуслуг перенес значительную часть бюрократической кухни по ту сторону "окна" и сделал процесс общения с чиновниками более практичным, открытым. По официальным данным, в 2014 году правительство расширило перечень услуг, предоставляемых в МФЦ с 15 до 34, однако их количество и виды во многом зависят от специфики того или иного региона.
В Беларуси воспользоваться электронными услугами возможно через "Белпочту" и "Белтелеком" – организации-посредники, подключенные к общегосударственной автоматизированной информационной системе, оператором которой является Национальный центр электронных услуг. Ведущий специалист этого центра Павел Качан считает большим плюсом тот факт, что человеку больше не нужно делать запрос в госорган и ждать несколько дней или недель, пока на него письменно ответят, пишет портал It.tut.by.
На почте или в "Белтелеком" сверят паспортные данные заявителя и сразу предоставят нужную информацию. Через гос-операторов население может получить шесть госуслуг, касающихся информации Нацбанка о задолженностях, справки госкомимущества о правах и ограничениях на строения и участки. Планировалось, что этот пакет пополнят сведения от Министерства труда и соцзащиты о размере получаемой пенсии, статусе безработного и еще несколько услуг.
Наталья ВАСИЛЬЕВА, Астана
Поделиться новостью
Читайте также
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript