Солдат-учитель - именно так называл себя наш отец, участник войны Акпеисов Разак
Zakon.kz
«О защитниках Кавказа, именно о нашей роте, боевых воинах 25-28 ноября 1942 года написали многие армейские газеты» - из воспоминаний Р. Акпеисова.
Солдат-учитель - именно так называл себя наш отец Акпеисов Разак Сулейменович - участник Великой Отечественной войны, преподаватель истории, много писавший о развитии родного края.
Он родился 22 декабря 1922 года в ауле № 9 Чубартаусского района Семипалатинской области в семье крестьянина-бедняка. Вырос и учился в колхозе «Красный пахарь» Саркандского района Талды-Курганской области.
Отец его умер рано, и с пятнадцати лет он вынужден был начать самостоятельную трудовую деятельность, став подпаском в селе, а затем пионервожатым в средней школе села Петропавловка, далее – секретарем аулсовета.
Война застала его в селе Сарканде Алма-Атинской области. 24 сентября 1941 года был призван Саркандским райвоенкоматом, из Алма-Аты отправили в новосибирскую автошколу, затем проходил службу в Алма-Ате, но вскоре в феврале 1942 через Ташкент, Ашхабад привезли в город Красноводск. Здесь солдаты проходили обучение, изучали станковый пулемет, ходили на тактические занятия. 15 февраля 1942 года солдат Акпеисов Разак принял присягу.
В марте 1942 года погрузили всех на пароход и по Каспийскому морю через Баку отправили на фронт. Вагоны были закрыты, солдаты не знали, куда конкретно двигалась часть, но были решительно настроены вступить в бой. Прибыли на Украину, в Донецкую область. Немцы беспрерывно бомбили.
По воспоминаниям отца, их удивило множество насыпей из шахт, напоминающих степные сопки Сары-арка. Это были Первомайск, Кировск, Артемовка. Их разгрузили ночью в лес, там держали оборону, проходили тактические учения.
Отец попал не в пулеметную роту, как было предписано, а стал вторым номером артиллериста-минометчика 82-мм миномета. Вскоре миномет заменили автоматом ППШ, поскольку перевели в роту автоматчиков.
Ожесточенные бои начались в июне-июле 1942 года. Немцы наступали. Самолеты летали, как стервятники, беспрерывно бомбили, было много немецких мотоциклистов. После жарких боев из роты автоматчиков осталось менее взвода. Немцы и спереди, и сзади пускали разноцветные ракеты, сообщая о своем продвижении на восток. Оставшиеся бойцы шли ночью и днем по хлебным полям Украины, маскируясь колосками пшеницы.
Это был период временного отступления. Массы войск отступали на восток. Пехота, артиллерия, машины непрерывно двигались в сторону Ростова-на-Дону. Продолжалась бомбардировка, к преследовавшим мотоциклистам добавились фашистские десантники. Обстреливали, мост через Дон разбили, солдаты кто как, на лодках, на бочках, на бревнах переправлялись на левый берег реки.
В составе зенитной артиллерии, где рядовой Акпеисов впервые увидел «Катюшу», в донских степях держали оборону, были жаркие бои, и с жаркими боями достигли Моздока и Орджоникидзе. По Военно-Грузинской дороге они двигались пешком, погрузив на повозки боеприпасы. Шли ночью, днем, иногда кружась на одном месте. Немцы бомбили эту дорогу.
Дошли до городов Тбилиси и Махарадзе. Здесь им выдали новое обмундирование и распределили по частям. Отец вместе с другими товарищами попал во вторую гвардейскую дивизию, 535 гвардейский полк, первый батальон, первая рота, Полевая почта 782.
Он так вспоминал эти дни: «Командиром роты был старший лейтенант Рыбалко, заместителем Андросов, политруком Шушлибин, командиром взвода Дробышев, командиром отделения Жарылкасын Неткалиев, замполитом – я. Помню рядовых Камолова, Базулина, Омарова, Жаныбекова, многих других товарищей.
В середине августа нас снова перебросили в Кабардино-Балкарскую АССР, и мы в августе 1942 года вели бои в районе поселков Красноармейск, Майск, Черек, Ашилер, Бабукент, Жемкале, это восточнее города Нальчик.
В сентябре, до середины октября держали оборону в горах Харапотина против румынских дивизий, ходили в разведку, взяли военнопленных, копали траншеи, окопы, блиндаж для командира роты.
Нас повели на юго-восток. Началось наступление! Мы бежали вперед. Нас встретил пулеметный огонь немцев, но это нас не остановило. Группа автоматчиков вышла из ущелья, тут началось кровопролитное сраженье, доходило до рукопашного боя. Немцы строчили из пулемета, оторвало правую руку младшему сержанту Бекмамбетову, живот прошило Жанибекова. Пошли в ход ручные гранаты, мы преследовали немцев, они отступали в лощину, в село. Немецких сил было много. Строчили станковые пулеметы, била артиллерия, бомбили с воздуха. Немцы пошли в контрнаступление, окружили наш батальон. Ночью без команды ушли в гору по лощине.
Балкары уговаривали нас остаться у них, говоря, что война проиграна. Село хорошее, нас накормили, напоили, показали своих красивых, миловидных стройных девушек, сказали, выбирайте сами, кто кому понравится, создадите семью, оставайтесь, здесь ваш дом, мы уже старые, а вам жить, вы же мусульмане, речи, обычаи у нас одинаковые.
Здесь был заключен секрет, цель - отобрать наше оружие, заманить нас в банду горцев, которые приветствовали приход фашистов. Но мы не пошли на провокацию. Держали оборону у села Лескен, на реке, боеприпасы были на исходе.
Вдруг двинулись через мост немецкие танки и пехота, мы здесь приняли бой, вели огонь из пулемета, забрасывали противотанковыми гранатами бронетехнику, один из вражеских танков подбили, противник отступил. В атаку бросился Андросов, за ним Акпеисов, Неткалиев, Сыздыков – мы форсировали реку с ходу, пошли в наступление. Мы выполнили приказ командира, форсировали реку Лескен. Это было 6 ноября 1942 года. О защитниках Кавказа, именно о нашей роте, боевых воинах 25-28 ноября 1942 года написали многие армейские газеты».
4 декабря 1942 года наш отец был тяжело ранен и четыре месяца пролежал в госпитале Баку.
После демобилизации был направлен на партийную, советскую работу. Окончил Высшую партийную школу, педагогический институт.
В 1948 году стал директором школы имени Ушинского станции Лепсы Бурлю-Тюбинского района и вплоть до 1986 года был директором различных школ, в том числе в Алма-Ате. Неоднократно избирался депутатом поселковых советов, Городского совета депутатов трудящихся города Алма-Аты, постоянно встречался с молодежью, давал интервью, рассказывал о тяжелых днях войны.
Мы гордимся, что наш отец был удостоен ордена «Отечественной войны II степени, трех медалей за храбрость в бою и трех – за доблестный труд, званий «Отличник народного образования», «Отличник железнодорожного транспорта».
Материал подготовлен Акпеисовыми Бейбитом и Раисой на основе фронтовых и послевоенных записок Акпеисова Р. С.
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript