Мой дядя Саркенов Сакен и дед Жамкенов Сарке прошли по военным дорогам в солдатских сапогах
Фото: zakon.kz
Они немало хлебнули фронтового лиха.
Обычные биографии, простые судьбы, но были в них годы великой войны, когда проявились лучшие человеческие качества - храбрость, воля и мужество, верность и постоянная готовность защищать родную землю. И детям, и внукам своим расскажу, каким был мой дядя славным в бою.. 9 Мая всегда был и будет святым праздником для всей нашей семьи, потому что мы – дети участников Великой Отечественной войны.
В память о героизме моего дяди – старшего брата моей матери, Сакене Саркеновиче Саркенове, который внес свой немалый вклад в победу в Великой Отечественной войне, хочется рассказать о нем и передать те чувства, которые меня наполняют каждый раз, когда я с теплотой вспоминаю о нем.
Мой дядя Сакен Саркенович Саркенов, по документам 1922 года рождения, на самом деле родился 15 сентября 1924 года в ауле Н-Тассан совхоза «Боевой» Исилькульского района. А это значит, что он принадлежал к тому поколению довоенных мальчишек, на которое пришлась середина войны. Оказывается, только три процента мужчин, родившихся в 1924-м году, вернулись с фронта живыми. Три процента! А скольких еще ожидала участь, о которой с пророческой афористичностью сказал фронтовой поэт Семен Гудзенко: «Мы не от старости умрем – от старых ран умрем…».
Они призваны были пройти тягчайшее из испытаний без подготовки, не имея никакого жизненного опыта, никакой закалки. Но было у них то, что помогло выполнить свой долг, навеки вписав свои имена на страницы героической истории Родины. Высочайший нравственный потенциал личности – вот что стало основой непоколебимой стойкости этого поколения во всех испытаниях.
Незадолго до войны, совсем еще юным мой дядя С. Саркенов был призван на службу в Забайкальский военный округ на станцию Даурия. В составе 114-го отдельного артиллеристского пулеметного батальона с весны 1942 года участвовал в кровопролитных боях на Брянщине, был командиром отделения в Орловско-Курском сражении. Война была в самом разгаре, и он хлебнул фронтового лиха.
Под деревней Субботино Орловской области в одном из страшных боев был тяжело ранен в ногу. Домой командование даже отправило похоронку, но мой дядя выжил. В своих дневниковых записях, которые сохранились до сих пор, он писал: "лyпiлдеп iште журек, корыкпайды, канын тогiп фашистердi аламызда Бастарын жерге тыгамыз" (перевод: бьющееся внутри сердце не знает страха, обескровим фашистов и вгоним их в землю).
Три долгих месяца в госпитале - и снова на фронт, бить фашистов. Вот что говорил дядя, рассказывая о войне: «Освобождал Воронеж, с трудом отбивая у врага дом за домом, квартал за кварталом. Все горело, рвалось, трещало на путях, и там, где стояли жилые дома, дымясь, чернела гора обугленных кирпичей, клочья горячего пепла опадали в нагретом воздухе. На каждом шагу лежали убитые и раненые. А когда был убит командир взвода, принял на себя командование». За освобождение Воронежа дядя был награжден орденом Красной Звезды.
Вскоре был назначен комсоргом 2-го мотострелкового батальона 8-й Гвардейской механизированной бригады. Наши войска перешли в наступление, впереди батальона шел комсорг – мой дядя. Его уважали за прямоту и непосредственность, душевность и умение найти общий язык с бойцами. Во многих еще сражениях пришлось участвовать старшине Саркенову. Своим детям и близким дядя всегда говорил: «Мне о войне никогда не забыть, и потому я очень хочу, чтобы никто и никогда не испытал ее ужасов на себе».
День Победы он встретил в Восточной Пруссии. К этому времени он был награжден орденами Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, медалями «За отвагу», за освобождение городов.
После войны молодого смелого воина направили в Горьковское военно-политическое училище. Домой вернулся только в 1946 году. Работал учетчиком, управляющим Ленинским отделением совхоза «Боевой», уполномоченным Новосибирского управления «Вторцветмет».
За добросовестный труд награжден Почетными грамотами и медалями. Его отец, мой дедушка Жамкенов Сарке тоже прошел по военным дорогам в солдатских сапогах. Однако они ни разу не встретились на той войне. Дедушка мой был немногословным, не любил вспоминать о войне. Из детских моих воспоминаний знаю только то, что он сопровождал эшелоны с эвакуированными из зоны боевых действий детьми и мирными жителями. На его глазах неоднократно погибали дети при обстреле эшелонов, и эти воспоминания для него были самыми тяжелыми. Мой дядя вырастил, воспитал и выучил восемь детей. Три дочери и внуки стали учителями. Дядя считал профессию учителя самой святой и мирной профессией на Земле.
Б. Сатвалдинова, судья Специализированного межрайонного суда по уголовным делам Северо-Казахстанской области
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript