Маркен Ахметов: Предприятия в сфере культуры должны уметь зарабатывать
Zakon.kz
Алматы можно по праву назвать культурной столицей нашей страны.
В последнее время алматинцы активизировались в деле охраны исторического центра города от беспорядочной застройки. Редакция voxpopuli.kz встретилась с руководителем Управления культуры Алматы, чтобы узнать, кто определяет, какие сооружения включить или исключить из списка охраняемых памятников, почему уничтожаются археологические объекты, какую опасность представляет отсутствие развития молодежной культуры, и как подбирают директоров городских музеев, библиотек и театров.
Маркен Кентаевич Ахметов вступил в должность исполняющего обязанности руководителя Управления культуры Алматы после того, как этот пост покинул Кайрат Кульбаев, занимавший его на протяжении шести лет. До этого времени Маркен Кентаевич работал в Управлении молодежной политики.
Vox: Поделитесь своим видением развития культуры города. Какие направления вы считаете основными?
М. А.: Алматы можно по праву назвать культурной столицей нашей страны. Здесь проходит основное количество различных мероприятий, здесь проживает костяк творческой интеллигенции. В городе расположено множество памятников. Алматинский зритель в хорошем смысле «избалован» качественными культурными событиями — к примеру, периодическими концертами зарубежных звезд. Такую публику непросто чем-либо удивить, но в этом как раз и состоит наша работа. Задачу облегчает большое количество творческих людей, которым небезразлично развитие нашего города. Мы поддерживаем массу интересных проектов. Иногда достаточно познакомить нужных людей друг с другом, и вместе они могут сотворить что-то интересное. В некоторых случаях мы предоставляем площадку для проведения различных мероприятий, помогаем с рекламой и информационной поддержкой в СМИ.
В нашем городе работает около 225 учреждений культуры, в числе которых парки, скверы, а также городские коммунальные предприятия, с которыми постоянно ведется работа в части налаживания эффективности их деятельности в целом. Мы хотим привнести ряд нововведений, улучшающих управление творческими коллективами. К примеру, завершена работа по объединению алматинских музеев в единую систему. Это позволило нам создать единый для всех музеев управленческий центр, выработать общую концепцию и стратегию развития. Помимо этого, ведется постоянная работа в части увеличения собственных доходов предприятий. Наряду с выделением средств из государственного бюджета, предприятиям сегодня необходимо также увеличивать свою рентабельность путем привлечения спонсоров и партнеров. Учреждениям культуры следует шагать в ногу со временем, привлекать все большее количество потенциальной аудитории за счет повышения качества предоставляемых услуг.
Нами ведется работа по увеличению количества мероприятий с обязательным учетом сохранения их качественного наполнения. Важно проводить городские ивенты по интересам и обеспечивать их доступность широким слоям населения.
Уточнен и пересмотрен утвержденный в 80-х годах XX века «Список памятников». Завершена работа по паспортизации, установке охранных досок, оформлению охранных обязательств, утверждены границы охранных зон.
Vox: Об общих направлениях мы поговорили, теперь давайте перейдем к частным. Расскажите о работе Управления в деле сохранения памятников культуры и истории? Как осуществляется их охрана?
М. А.: На территории города располагаются 138 памятников. Среди них есть объекты республиканского и местного значения. Они подразделяются на несколько категорий: памятники архитектуры и градостроительства, монументальные и археологические. При акимате города Алматы функционирует комиссия по охране памятников истории и культуры города. В состав комиссии входят ведущие архитекторы, дизайнеры, скульпторы, историки и общественные деятели. Помимо этого, при управлении культуры действует отдел по охране историко-культурного наследия. Его специалисты проводят мониторинг состояния памятников. Касательно работы, проводимой в этом направлении, можно говорить о конкретных результатах. Уточнен и пересмотрен утвержденный в 80-х годах XX века «Список памятников». Завершена работа по паспортизации, установке охранных досок, оформлению охранных обязательств, утверждены границы охранных зон. Ежегодно проводятся научно-реставрационные и археологические раскопки. В данное время прорабатывается трехлетний график по ремонтно-реставрационным работам на памятниках, расположенных на территории города.
Vox: Вы не считаете, что работа этих комиссий должна проходить более прозрачно? Горожане должны знать их состав и иметь возможность присутствовать на заседаниях.
М. А.: Комиссия открыта и прозрачна в своей деятельности. В состав комиссии входят ведущие архитекторы и скульпторы, искусствоведы, представители государственных органов, учреждений науки и культуры, творческих союзов. Этот список есть на нашем сайте.
В соответствии с повесткой дня, по мере необходимости, на заседания комиссии могут приглашаться представители заинтересованных организаций и учреждений, общественных фондов, деятели культуры, которые имеют право внести предложения и высказать свои мнения по соответствующим вопросам.
Vox: Я правильно понимаю, что Управление архитектуры, а также проектные бюро и строительные компании должны согласовывать с вами свою работу, если дело касается объектов культуры и истории?
М. А.: Согласно действующему законодательству в области охраны использования памятников, собственники и пользователи памятников обязаны согласовывать все производственные и проектные работы на объекте с уполномоченными органами. В данном случае, если памятник республиканского значения, то с Министерством культуры и спорта, если же местного значения — с Управлением культуры города. Утвержденные списки объектов историко-культурного наследия имеются во всех структурных подразделениях акимата города Алматы. Нужно отметить, что сотрудники Управления архитектуры и градостроительства также входят в состав комиссии по охране памятников. Памятники, расположенные на территории города Алматы, и границы охранных зон отмечены в генеральном плане, как особо охраняемые объекты.
Здание на углу Желтоксан - Богенбай батыра относится к тем постройкам, которые можно перестраивать и реконструировать. Одна из самых авторитетных в данном вопросе организаций — институт строительства и архитектуры КазНИИСА — проводил его экспертизу, в ходе которой было сделано заключение, что несущие конструкции данной постройки не отвечают действующим нормам безопасности. Было рекомендовано прекратить эксплуатацию здания.
Vox: В последние годы достаточно много объектов города было исключено из списка охраняемых. При этом информации о том, что туда что-то добавили, нет. По какому критерию осуществляется пересмотр списка культурных памятников местного и республиканского значения? Какую роль в этом процессе играет Управление культуры?
М. А.: Есть определенный порядок включения объекта в число охраняемых. Для того, чтобы добавить его в список памятников республиканского значения, нужно писать ходатайство в Министерство культуры и спорта РК, при котором работает комиссия, рассматривающая эти обращения. Если вы хотите, чтобы объект был включен в список памятников местного значения, ходатайство нужно отправить в городской акимат. По завершению сбора ходатайств и предложений проводится очередное заседание комиссии.
Основанием для изменения списка охраняемых памятников всегда является обращение от юридических или физических лиц. Эти решения не принимаются спонтанно «за закрытыми дверями». Мы рассматриваем все стороны вопроса и учитываем мнение всех участников процесса. Особое значение придается отраслевому заключению лицензированных организаций. Прежде чем вопрос выйдет на обсуждение, нужна обстоятельная база в пользу исключения либо включения объекта в список памятников. Если объект приобретает статус памятника, то это накладывает определенные обязательства на его владельца. Ему необходимо проводить текущий ремонт сооружения, согласовав его предварительно с уполномоченным органом, поддерживать объект в надлежащем состоянии, обеспечить его охрану. В данном процессе управление культуры исполняет функции рабочего органа комиссии по охране памятников.
Vox: Отдельно хотелось бы остановиться на археологических объектах. Их достаточно регулярно исключают из списка памятников. Я общался с археологами, и они сказали мне, что некоторые из этих объектов можно превратить в музеи под открытым небом. Что вы думаете по этому поводу?
М. А.: Археологические объекты приобретают статус памятника с момента их выявления. Многие из них при выявлении находились в аварийном состоянии. Так как памятники археологии вообще не значились в государственном списке до начала 2000-х годов, над ними отсутствовал государственный надзор, в связи с этим многие из них были уничтожены в результате самозахвата земельных участков и ведения хозяйственной деятельности на их территории. На основании экспертных заключений, после проведения исследовательских работ, некоторые памятники археологии были исключены из списка. Что касается создания музеев под открытым небом, сейчас рассматривается вопрос об использовании в этом проекте сохранившихся объектов археологии: к примеру, создание археологического парка «Боролдайские сакские курганы» в Алатауском районе. Мы готовы рассматривать и изучать предложения по реализации потенциала археологических объектов. Главное — чтобы эти проекты имели свою концепцию, были интересны для туристов. Они должны иметь коммерческий потенциал, чтобы привлекать частные инвестиции. Инвесторы не будут вкладываться в заведомо убыточное дело.
Vox: Вы слышали об активности горожан по защите здания на углу улиц Желтоксан — Богенбай батыра? Как вы относитесь к этой ситуации?
М. А.: Мы отслеживаем ее по публикациям в прессе и смотрим, как она развивается. Когда горожане любят свой город и положительно влияют на какие-то процессы — это всегда хорошо. Если говорить конкретно об этом здании, то Управление архитектуры и градостроительства прокомментировало данный факт. Здание было построено в 1954 году. Это комплекс из трехэтажных блоков административного корпуса и общежития. Данный объект никогда не входил в список памятников культуры. Он относится к тем постройкам, которые можно перестраивать и реконструировать. Одна из самых авторитетных в данном вопросе организаций — институт строительства и архитектуры КазНИИСА — проводил его экспертизу, в ходе которой было сделано заключение, что несущие конструкции данной постройки не отвечают действующим нормам безопасности. Было рекомендовано прекратить эксплуатацию здания. Вы сами понимаете, что безопасность жителей — самое главное, и если есть даже потенциальная возможность аварии на объекте, городские власти не могут допустить этого. Я знаю, что Управление архитектуры находится в тесном контакте с группой гражданских активистов, а проекты по обустройству этого здания становятся достоянием СМИ.
К Дню города по Алматы будут развешаны баннеры и постеры. Установив специальное приложение Junaio, вы сможете получить полную информацию о городских событиях, просто наведя свой смартфон на одно из этих изображений.
Vox: Кстати, был у нас в городе случай, когда даже статус памятника республиканского значения не остановил реконструкцию, изменившую облик здания. Я говорю сейчас о Дворце Республики. Как вы относитесь к тем изменениям, которые претерпело это сооружение?
М. А.: Каждый подобный случай, как я уже говорил, рассматривается комиссией — группой профессионалов. Проект реконструкции Дворца Республики также был ей рассмотрен. Дворец до сих пор остается памятником культуры. В то же время на сегодняшний день он стал большим предприятием, в отличие от многих других, полностью самоокупающимся. Государство не выделяет средств на его содержание, так как в этом нет необходимости. Дворец стал востребованным культурным сооружением в том виде, в каком он предстал перед горожанами после реконструкции. Более того, сейчас он является одной из самых современных и востребованных площадок подобного рода в нашей стране. Технологический прогресс не стоит на месте, и нужно отвечать требованиям сегодняшнего дня. К примеру, LED экран снаружи сооружения отлично приспособлен для проведения различных культурно-массовых мероприятий.
Vox: Вы долгое время работали в Управлении по вопросам молодежной политики. Как, на ваш взгляд, можно поднять культурный уровень алматинской молодежи?
М. А.: Да, я действительно проработал в Управлении по вопросам молодежной политики около года. За это время успел проникнуться чаяниями и потребностями молодого поколения. Алматы сейчас, безусловно, молодежный центр страны. Здесь обучается каждый третий абитуриент Казахстана — свыше 157 тысяч студентов. Каждый год вузы выпускают более 40 тысяч молодых специалистов. Это говорит о привлекательности нашего города для молодежи не только в части досуга, но и в плане трудоустройства и планирования жизни. Примерно 70% выпускников остаются жить в Алматы. Нужно создавать условия для их творческой самореализации Часть этой ответственности берут на себя вузы, вовлекая студентов в различные активности. Сегодня мы предлагаем студентам принимать участие в активной жизни города: заниматься спортом,участвовать в конкурсах творческих проектов, посещать музеи, театры, выставки и другие активности — их достаточно. Для этого нами создаются условия, мы постоянно ведем работу в этом направлении.
В рамках празднования Дня города мы подготовили несколько сюрпризов для молодежи и для города в целом. Это новый формат мероприятия — Apple Quest. Это путешествие по городу с элементами игры и разгадывания различных загадок. Его цель — в необычной игровой форме привлечь внимание молодежи к изучению истории, соответственно и к посещению музеев города. Помимо этого, мы работали с программами, задействующими дополнительную реальность. К Дню города по Алматы будут развешаны баннеры и постеры. Установив специальное приложение Junaio, вы сможете получить полную информацию о городских событиях, просто наведя свой смартфон на одно из этих изображений. Такая форма подачи информации также интересна современной молодежи. Помимо этого, постоянно проводятся различные конкурсы молодежного творчества и культурных проектов. Победители получают финансовую поддержку в реализации своих идей.
Наш последний крупный проект — создание для начинающих предпринимателей и разработчиков различных IT проектов коворкинг-центра Urban Space на базе библиотеки им. Бегалина. Это будет не просто площадка, а своеобразная фабрика идей. Разработка стартапов сейчас очень перспективное направление. Зачастую бывает так, что молодежь приходит к заказчику с проектом, но он не востребован — соответственно, остается на полке. Но если мы создадим площадку, то сможем формировать «заказ» совместно с другими управлениями, и в результате мы получим нужный нам проект, а ребята — финансирование и поддержку его дальнейшего развития.
В целом можно сказать, что нынешняя молодежь ведет активный образ жизни и принимает участие во многих общегородских мероприятиях. Так, например, в этом году был создан любительский велоклуб «Алматы жастары», этим летом был организован одноименный фестиваль для молодежи, в апреле этого года мы впервые масштабно провели «Ночь музеев», большей частью участников которой стала аудитория до 29 лет. Приятно отмечать тот факт, что сегодня формируется тренд: модно быть эрудированным, продвинутым, спортивным, вести здоровый образ жизни и, конечно, быть патриотом своей страны, своего города.
Vox: Как вы относитесь к современным направлениям культуры, таким как стрит-арт, независимые театры, авторское кино? Занимается ли ваше управление поддержкой этих новых направлений искусства?
М. А.: Конечно, мы работаем и с современным искусством. Несколько лет назад в городе впервые стали появились арт-инсталяции. За это время горожане полюбили это направление и даже стали в нем более детально разбираться. В Алматы начали приезжать известные зарубежные художники, чтобы творить на наших улицах. Зачастую уличные художники преображают городское пространство, создавая свои работы.
Уже шестой год подряд проводится фестиваль современного искусства ArtBat Fest — это стало хорошей традицией. На нем представлены различные формы молодежного творчества. Также мы проводим фестиваль молодежных короткометражных фильмов «Бастау».
В этом году совместно с British Council и «Евразийским культурным альянсом» в рамках эксперимента было организовано культурное пространство ARTPOINT. Здесь под открытым небом ежедневно проходят мастер-классы, презентации, кинопоказы, выставки, театральные постановки и многое другое. ARTPOINT стал диалоговой площадкой для представителей современной культуры. В непринужденной обстановке они могут объединяться и создавать творческие союзы. Думаю, в следующем году мы продолжим этот положительный опыт и создадим несколько подобных площадок.
Vox: Я заметил, что с недавнего времени изменилось место проведения культурных мероприятий. Если раньше все городские активности проходили на площадях, то сейчас они переместились в городские парки. С чем это связано? Это какой-то общий тренд?
М. А.: Парки сейчас становятся не только местом для отдыха и занятий спортом. Они приобретают роль культурных и общественных пространств, и это действительно общий тренд. У нас все началось с того, что Центральный парк культуры и отдыха перешел в коммунальную собственность. Была проведена большая работа по его озеленению, облагораживанию территории, реконструкции летнего театра «Шабыт». С прошлого года мы вновь стали проводить там летние концерты и фестивали. Парк снова стал привлекателен для горожан, его популярность выросла на 60-70%.
В отличие от площадей, которые являются сквозными пространствами, парки — наиболее комфортное место для проведения различных мероприятий, так как там имеется уже подготовленная инфраструктура: лавочки, точки питания, общественные туалеты и прочие удобства. В парках много места, и есть возможность создавать большое количество тематических зон. Люди, приходя на какое-то мероприятие, могут проводить в них весь день, перемещаясь от одной активности к другой. Вы можете поиграть с детьми, перекусить, покататься на аттракционах, а затем вновь вернуться на городской праздник. К примеру, Парк Первого Президента: его площадь составляет 73 гектара, и организатором ивентов есть где развернуться.
Сегодня районные акиматы часто используют парковые зоны для проведения различных мероприятий районного масштаба. Вместе с тем, мы продолжаем практиковать проведение мероприятий на площадях. Тем самым мы расширяем границы наших возможностей.
Vox: Как в Управлении культуры решаются кадровые вопросы — к примеру, назначения руководителей в подведомственные организации (музеи, театры, библиотеки)? На основании каких критериев происходит подбор новых кадров?
М. А.: Система отбора потенциальных сотрудников соответствует требованиям текущего законодательства. Она проходит на конкурсной основе. Кандидат должен сдать тестирование на знание основополагающих законов нашей страны и различных нормативно-правовых актов. После этого он проходит собеседование при комиссии, в которую входят представители Агентства по делам государственной службы и противодействия коррупции и других организаций. Соискателю задаются вопросы, чтобы проверить знания в соответствующей сфере. Бывают также квалификационные требования, такие как наличие образования по определенной специальности или стаж работы. Если говорить о подборе руководящего состава, то директор культурного учреждения должен разбираться в различных сферах, включая финансы. Помимо всего этого, нам важно, чтобы человек был прогрессивно мыслящим. Он должен сразу понять, как в современных условиях можно вывести госпредприятие на рентабельность, как повысить эффективность работы, как быть актуальным в конкурентной среде — это крайне важный аспект. Ну и, естественно, кандидат должен любить свою страну, свой город и, конечно, свою работу.
В День города главным центром вечерних торжеств станет новая площадка для досуга — озеро Сайран, на территории которого Алмалинским и Ауэзовским акиматами совместно с Управлением природопользования и регулирования природных ресурсов была проведена большая работа по реконструкции.
Vox: Можете напоследок рассказать, каких новых культурных мероприятий нам следует ожидать в рамках празднования Дня города?
М. А.: В этом году запланирована рекордная программа — пятьдесят различных событий. Но это только общегородские мероприятия. Еще около трехсот пройдет на локальном уровне в различных районах города. Все начнется по традиции с Парада оркестров, который пройдет с 25 по 27 августа на площади Абая. Три музыкальных коллектива поочередно сыграют хиты советского времени, мелодии великой степи, а также известные композиции популярных европейских исполнителей. Про игру Apple Quest я вам уже успел рассказать. Хочу отметить, что весь сентябрь ежедневно будут проходить культурные события. Ну и по традиции в третье воскресенье сентября, в этом году выпавшее на 20 число, в Парке Первого Президента, пройдет традиционный фестиваль яблок Apple Fest. В этом году горожан ждет еще больше яблок, развлечений и концертов под открытым небом.
В этот же день главным центром вечерних торжеств станет новая площадка для досуга — озеро Сайран, на территории которого Алмалинским и Ауэзовским акиматами совместно с Управлением природопользования и регулирования природных ресурсов была проведена большая работа по реконструкции. Ранее здесь уже были проведены несколько зрелищных событий, и в этом году мы планируем задействовать эту площадку для проведения одного из самых основных и масштабных мероприятий по случаю празднования Дня города. Не буду рассказывать всего, скажу одно: на это стоит взглянуть.
Помимо этого, мы уделим особое внимание творческим конкурсам. Мы уже начали проведение литературного конкурса «Алтын Калам» и создание сайта www.kalamger.kz. Участникам нужно написать стихи об Алматы с признанием в любви к городу. Кроме того, среди районов города пройдет конкурс на изготовление малых архитектурных форм «I love Almaty». Эти работы будут выставлены в различных частях города, а лучшие инсталляции в День города появятся в Парке Первого Президента.
Более подробную информацию обо всех мероприятиях вы сможете найти в ближайшее время на сайте Управления культуры www.almatymadeniet.kz, в социальных сетях и по номеру специального кол-центра в рамках Дня города 355 0 777.
Фото: Тимур Батыршин
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript