Нужно ли наделять АНК законодательной функцией?
Zakon.kz
"Прежде всего, надо сказать, что Ассамблея народа Казахстана это такая особенная наша фишка".
11 августа в ходе пресс-конференции в Астане, на которой обсуждались вопросы межэтнических взаимоотношений в Казахстане, министерство культуры и спорта сообщило о том, что сейчас готовятся специальные поправки в казахстанское законодательство, которые могут дать более широкие полномочия для Ассамблеи народа Казахстана (АНК), передает Kursiv.kz.
Даже прозвучало предложение внести изменения в Конституцию РК, наделяющие АНК функций законодательного органа.
Среди озвученных предложений система ежегодной отчетности перед президентом руководителей этнокультурных объединений республики.
«Было бы неплохо, чтобы хотя бы в рамках своей компетенции Ассамблея народа Казахстана обладала бы законодательной инициативой с тем, чтобы предложить какие-то варианты и не только в закон об ассамблее, но и в любой другой вопрос, где так или иначе, затрагивается вопрос этнических меньшинств», - подчеркнул член Центральной избирательной комиссии Марат Сарсембаев.
Kursiv.kz спросил у экспертов насколько своевременным является предложение расширить полномочия АНК? Мнения разошлись и мы решили представить разные точки зрения: от полного неприятия этой идеи до понимания и приветствия
Еркин Иргалиев, представитель НОФ «Аспандау»:
Считаю данную инициативу попыткой создать некую структуру, неуместную ни для реальных потребностей демократии и нациестроительства, ни с точки зрения мировой теории и практики. Когда-то создание Ассамблеи было оправдано на фоне гражданских войн 90-х годов в соседних государствах. Как сильная идея, защищающая слабых в условиях крушения прежнего союзного государства. Но сегодня, когда культурное ядро государствообразующего этноса всё ещё ослаблено, проблематичны любые эксперименты как с национально-культурными автономиями, так и со вторым государственным языком. Поэтому реализацию четвертой институциональной реформы «Нация единого будущего» нельзя замыкать лишь на усилиях Ассамблеи, которая по своей природе ограничена узкими задачами этницизма. Максимум, на что способна Ассамблея – это не дать этницизму перерасти в этнонационализм, а национально-культурной автономии (НКА) – в национально-территориальную автономию и сепаратизм. Сам принцип подобной НКА не случайно зародился и оправдан именно в бывших имперских государствах, где имеется множество коренных наций и этносов, проживающих на своих исторических территориях. Это было в Австро-Венгерской империи накануне своего развала, это есть и в сегодняшней Российской Федерации. Тем более, что согласно мировой практики, НКА ограничена рамками общественных организаций. А наличие конституционных органов на государственном уровне – это уже специфическая форма НКА - «корпоративная автономия». Правом на которую в зарубежных странах обладают лишь коренные нацменьшинства – шведы в Финляндии и саамы в Швеции. Для Казахстана же всё это не актуально. А, напротив, нарушит нынешнее этническое равновесие. При том, что казахи в целом уже являются не самой благополучной группой в социально-экономическом плане. И если Ассамблея даже в нынешнем статусе уже отметилась как консервативная сила, имеющая привычку подменять собой законодательный орган, то дальнейшее ее усиление станет реальной преградой на пути к парламентской демократии и построению гражданской нации. Пускай АНК перерегистрируется как политическая партия, и мы с удовольствием за нее проголосуем.
Юрий Солозобов, политолог, директор по международным проектам Института национальной стратегии (Россия)
Многолетняя работа АНК, созданной по прозрению Нурсултана Назарбаева позволила Казахстану стать мировым эталоном по налаживанию бесконфликтных межнациональных и конфессиональных отношений. Два десятилетия спустя можно констатировать, что единая политическая казахстанская нация в РК в основном сложилась! И в этом немалая заслуга ежедневного труда и самой народной Ассамблеи и, прежде всего, усилий президента РК. В чем тут первопричина? Во-первых, Ассамблея отображает политическую целостность казахстанского народа; во-вторых, вбирает в себя все этническое и конфессиональное многообразие. АНК как инструмент прямой демократии практически реализовала концепцию «народного суверенитета» – этой квинтэссенции народного представительства. По сути, АНК - это особый конституционный орган, обладающий особыми юридическими механизмами практической реализации и гарантируемый самим институтом президентства.
Новые времена ставят перед АНК новые вершины. Возьмем такой важный тренд в РК, как неуклонный рост межнационального согласия и формирование нового казахстанского патриотизма для грядущих поколений. «Президент, родная страна, единый народ» - такой лично мне видится формула успеха межнациональной политики Казахстана. Президент Н.Назарбаев на юбилейной сессии АНК прямо сказал о необходимости усиления роли Ассамблеи и о важности «продолжить работу по укреплению нашего общенационального единства». Все эти новеллы Нурсултана Назарбаева носят долгосрочный характер и, следовательно, могут быть отражены в конституционном поле.
Кроме того, политической «сверхновой» в РК стала стратегическая инициатива о разработке и принятии патриотического акта «Мәңгілік Ел». По замыслу «Мәңгілік Ел» – это национальная идея «общеказахстанского дома, мечта предков». В этом акте будут сконцентрированы «главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего страны». Думаю, что «Мәңгілік Ел» станет общегражданской идеей на верность РК, объединяющей все слои казахстанского общества. В разработке такого акта роль АНК просто неоценима. Уверен, что и эта стратегическая инициатива президента может найти свое конституционное закрепление.
Казбек Бейсебаев, экс-дипломат:
Прежде всего, надо сказать, что Ассамблея народа Казахстана это такая особенная наша фишка. Ассамблея как бы стоит отдельно от других граждан и политических партий, поскольку она обладает правом выдвигать депутатов в парламент. Получается, что у них особый статус наравне с остальным народом Казахстана. За это нас неоднократно критиковали западные институты на всех парламентских выборах. Если планируют дать еще дополнительные полномочия Ассамблее и, в частности, право законодательной инициативы, то для этого потребуется внести изменения в Конституцию. Возникает вопрос: для чего тогда парламент, который является самым главным представительным органом народа и в котором представлены все основные этносы Казахстана? Если инициатива планируется в рамках объявленного президентом плана постепенного расширения полномочий парламента, то это, на мой взгляд, не совсем правильный путь. Лучше все предусмотреть в отношении выборов в парламент. Тем более, опыт законодательного закрепления межэтнического согласия имеется в Швейцарии. И его можно изучить.
Автор: Аскар МУМИНОВ
Фот Kursiv.kz
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript