В Алматы появится новая больница – совместный проект государства и бизнеса
Zakon.kz
Цены прежние, качество – лучшее. Совсем скоро жители южной столицы смогут оценить новую лечебницу – так называемый симбиоз государства и бизнеса.
28 августа в Астане планируется проведение первой международной презентации (Market Sounding) проекта государственно-частного партнерства (ГЧП) республиканского значения в сфере здравоохранения - «Строительство и эксплуатация многопрофильной больницы на 300 коек при Казахском национальном медицинском университете имени С.Д. Асфендиярова в г.Алматы».
Больница будет построена через 3 года. О том, что даст такой подход нам, обычным потребителям услуг, а также бизнесу и государству, редакция Zakon.kz решила поинтересоваться у Председателя Правления Центра сопровождения проектов государственного – частного партнерства Елжана Биртанова.
- Елжан Амантаевич, расскажите, о предпосылках этого проекта.
- Если говорить о предпосылках этого проекта - ГЧП (государственное – частное партнерство) достаточно широко развито в нашей стране. Это заключение договорных отношений между государственной стороной и частным сектором по взаимовыгодной реализации социальных и экономических задач и проектов.
Традиционно государство объявляет конкурс по закупу услуг или строительству объектов, в котором участвует частный сектор. Победившие компании получают контракты на один год и ориентируются на оказание услуг в краткосрочном периоде. При этом характерна проблематика с гарантиями устойчивости контрактов и качества реализуемых в проектах услуг.
Вместе с тем, ранее государство не привлекало активно частные инвестиции на развитие инфраструктуры, так как коммерческая их привлекательность низкая из-за отсутствия гарантий долгосрочной доходности и рентабельности.
Но сегодня актуальной становится концессия - форма долгосрочного государственного частного партнерства. Новое законодательство о ГЧП в форме концессий как раз - таки направлено на то, чтобы привлечь частные
инвестиции в развитие инфраструктуры, в развитие долгосрочных отношений, когда частник будет не только строить объекты инфраструктуры, но и обеспечивать ее качественное функционирование, эксплуатацию и обновление на основе долгосрочных (до 30 лет) концессионных соглашений. Сферы применения концессий достаточно широкие: автомобильные и железные дороги, аэропорты, энергетическая инфраструктура – линии электропередач, газораспределительные сети, а также коммунальная инфраструктура - водоснабжение, водоотведение, теплообеспечение, переработка и утилизация отходов и др.
Стоит отметить, что большое значение в последние годы в мире занимает именно ГЧП в развитии социальной инфраструктуры - это строительство и эксплуатация школ, детских садов, университетов и медицинских учреждений. В целом, если посмотреть тенденцию в мире, количество так называемых концессионных сделок в социальном секторе растет очень быстро. В них участвуют как крупные инфраструктурные компании, стратегические инвесторы, так и финансирующие организации – национальные и международные банки, инвестиционные фонды, которые видят в этом достаточно стабильный долгосрочный доходный инструмент.
- Какую роль в подобного рода сделках занимает ваша организация? Какие работы вы сейчас ведете?
- Центр сопровождения проектов ГЧП был определен Правительством Республики Казахстан основным оператором по подготовке концессионных проектов. Наш первый контракт был заключен в прошлом году с Министерством здравоохранения и социального развития по подготовке к реализации проекта строительства и управления университетской клиники КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова в Алматы. Клиника достаточно крупная – на 300 коек, с поликлиникой и диагностическим центром.
Цель этого проекта –улучшить качество медицинского образования в стране. Как вы знаете, это очень актуальная проблема. Университету, в соответствии с международными стандартами, нужны свои клиники, где академические образовательные и научные процессы тесно интегрированы с практической медициной. Диагностикой и лечением пациентов в такой клинике занимаются ведущие ученые и преподаватели университета. При этом будущие медики имеют доступ к самым передовым медицинским технологиям и обучаются по последним стандартам.
К сожалению, на сегодняшний день таких возможностей у наших университетов нет. Соответственно, страдает именно приобретение практических навыков у студентов, будущих врачей.
В связи с этим Министерство здравоохранения и социального развития наметило создание таких клиник при медицинских ВУЗах Алматы и Караганды. И вот мы, наконец, приближаемся к запуску первого проекта. Наша задача сегодня – подготовить проект к реализации через конкурс по выбору концессионера. Мы, как Центр сопровождения проектов ГЧП, отвечаем за разработку финансовой модели и все юридические аспекты концессионного контракта, а также за привлечение потенциальных инвесторов в этот проект.
С этой целью проводится первое мероприятие 28 августа 2015 года в Астане. Мы пригласили представителей бизнеса в здравоохранении - отечественные и международные медицинские компании, которых мы рассматриваем как стратегических инвесторов. Все они проявляют интерес к растущему рынку медицинских услуг в нашей стране. Мы также пригласили финансирующие организации – это отечественные и международные банки, инвестиционные фонды. На сегодняшний день свыше 20 казахстанских и иностранных компаний подтвердили свое участие в этом мероприятии.
- Есть ли какие либо особенности при заключении подобных сделок между государством и инвесторами?
- Предположительная стоимость одной клиники в Алматы – порядка 90 миллионов долларов США.
Принцип концессии построен на том, что на конкурсной основе определяется концессионер – частная компания, изъявившая желание построить и управлять клиникой в период 25 лет. При этом государство в лице МЗСР устанавливает технические требования к объекту концессии, то есть основные параметры клиники – локализацию, мощность, структуру функций и технологии для оказания медицинских услуг. При этом частный инвестор может предложить собственное техническое решение, то есть спроектировать объект исходя из международных стандартов. Поскольку концессионер будет строить объект за счет собственных средств, а в дальнейшем самостоятельно эксплуатировать объект, то он крайне заинтересован в качестве, экологичности и экономичности строительства.
Таким образом, выбор концессионера государство осуществит на основе наибольшей экономической и социальной выгоды для себя.
Со своей стороны министерство здравоохранения, предоставляя эксклюзивное право на строительство этой клиники, гарантирует бизнес - партнеру стабильное финансирование деятельности этой клиники в течение 25 лет. Это финансирование в соответствии с законодательством РК включает компенсацию инвестиционных затрат, эксплуатационные расходы на качественное содержание объекта и оплату определенных видов немедицинских услуг. В частности, будут оплачиваться услуги концессионера на техническое обслуживание оборудования, сервис медицинского оборудования, поддержание информационной системы, клининг, питание, стерилизацию, охрану и так далее. Таким образом частный партнер будет финансово заинтересован поддерживать в надлежащем состоянии эту клинику.
Со своей стороны, университет зайдет в это новое здание как медицинский оператор. На сегодняшний день у медицинского университета есть свои небольшие клиники, и есть определенный управленческий опыт. Мы предполагаем, что университет привлечет международных академических партнеров для передачи современных технологий управления медицинскими, научными, образовательными процессами.
- Какие выгоды в итоге получит государство и бизнес от подобного подхода?
- Государство в конечном итоге получает без значительных финансовых инвестиций уже через 3 года новый объект, где будет организовано лечение больных и обучение врачей на самом высоком уровне. Безусловно, большие преимущества у Казахского Национального медицинского университета им. Асфендиярова. Он получит современную клиническую и научную базу.
Для инвестора, по нашим расчетам, это достаточно привлекательный долгосрочный инвестиционный продукт с гарантированной доходностью. Доход гарантируется контрактом между инвестором и Правительством РК в лице Министерства здравоохранения. То есть это стабильный доход, гарантированный сроком на 25 лет.
Хотелось бы отметить, что Правительство РК и Министерство Национальной экономики очень много сделали в последнее время, чтобы такие контракты могли состояться. В конце 2013 г. и в 2014 г. был реализован ряд законодательных инициатив, которые гарантируют инвесторам стабильность и управление различного рода рисками. Кроме того, в данный момент в Парламенте рассматривается новый законопроект, который направлен на повышение привлекательности и расширение ГЧП в различных секторах экономики.
- Возникает вопрос – а не будет ли строительство этого объекта через ГЧП очень дорого стоить? Учитывая постоянное удорожание стройматериалов…
- Проведенный нами анализ показал, что медицинская инфраструктура в Алматы изношена почти на 50%. То есть требуется замена или капитальный ремонт многих действующих объектов здравоохранения. Безусловно, это требует значительных инвестиций. При этом мы понимаем, что возможности государственного бюджета теперь крайне ограничены. Привлечение частных инвестиций по механизму ГЧП это международный опыт развития социальной инфраструктуры в условиях ограниченности бюджетных средств.
При этом, по нашим расчетам, строительство и стоимость эксплуатации новой больницы для государства не будет превышать те затраты, которые традиционно государство несет. Когда строительная компания приходит на обычный тендер по государственным закупкам, она всегда нацелена на удорожание и повышение стоимости объекта. Понятно - чем дороже, тем больше прибыли у застройщика. При этом их не смущает тот факт, что чем дороже объект, тем дороже его дальнейшая эксплуатация. Поэтому строительство за счет бюджетных средств зачастую характеризуется завышенной стоимостью и дальнейшим удорожанием строительства.
При концессии мотивация совершенно иная. В конкурсе побеждает тот, кто предложит наиболее оптимальные затраты на строительство и последующую эксплуатацию объекта. Для этого потенциальным инвесторам разрешено предлагать собственные технические решения, ТЭО и проектно-сметную документацию объекта в рамках установленных заказчиком функциональных и технологических требований. Нет смысла «раздувать» стоимость здания, поскольку инвестор вкладывает собственные средства. Также необходимо заимствовать средства в финансовых институтах, которые проводят тщательную экспертизу стоимости проекта. Кроме того, по законодательству дополнительно осуществляется контроль со стороны государства в ходе реализации проекта. Концессионер крайне заинтересован завершить строительство в срок, поскольку выплаты от государства начнутся только после сдачи объекта. Поэтому мы уверены, что рассчитываемая приведенная стоимость проекта в целом, а также с учетом социально – экономического эффекта, будет очень привлекательна для государства.
Ну и самое главное, несмотря на то, что наша страна сегодня вынуждена сокращать государственные инвестиционные расходы, есть возможность продолжать реализацию инфраструктурных проектов. А это еще и дополнительные рабочие места. В итоге, мы сможем развивать нашу инфраструктуру и обеспечивать население качественными социальными услугами.
- Какую выгоду будет иметь клиент?
- Прежде всего, основная цель данного проекта - это удовлетворение растущего спроса населения города Алматы на качественные медицинские услуги. В частности, больница планируется в Наурызбайском районе Алматы, где имеется очень большая потребность на стационарные услуги и амбулаторные медицинские услуги. Население города растет, добавлены новые районы. Мы анализировали динамику демографических показателей, проводили маркетинговые исследования. Потребность в строительстве нового объекта обоснована. Это позволит снизить очередность по стационарному лечению многих заболеваний.
Во вторых, разумеется, проект ориентирован на повышение качества медицинских услуг. Сегодня в мире наиболее признанными являются университетские клиники. Как в сфере науки, так и в сфере оказания медицинских услуг. Сейчас развито такое явление как «медицинский туризм». В основном люди едут в Германию, Израиль, Корею – именно в университетские клиники. Поскольку там практикуют самые квалифицированные врачи, «профессура». Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова является старейшим и признанным академическим институтом в здравоохранении страны и региона в целом. Здесь накоплен огромный научный и практический интеллектуальный потенциал. Поэтому в новой клинике уровень медицинской помощи будет обеспечен на самом высоком уровне.
Что касается условий комфорта. В клинике будут предусмотрены комфортные палаты, современное медицинское оборудование. Своевременно и качественно будет обеспечиваться операционная деятельность этой больницы – питание, уборка, стерилизация и так далее. Это немаловажно. Мы считаем, что частная сторона, которая будет заинтересованно управлять этим объектом, достигнет лучших результатов.
- Обычно, когда улучшается качество, моментально вырастают цены. Значит ли это, что услуги в этой новой клинике будут дорогими?
- Дело в том, что основным источником финансирования медицинских услуг, гарантированных государством, сегодня является Министерство здравоохранения. Оплата медицинских услуг построена на системе тарифов. Тарифы на медицинские услуги, предоставляемые в данном объекте, не увеличиваются. При этом населению предоставляется свободный выбор медицинской организации. То есть государство не сможет сказать - вы будите лечиться именно в этой клинике и будете платить больше.
То есть, если вы заболели, Вы в рамках действующей Единой системы здравоохранения получаете направление и лечение в этой клинике, а все затраты возмещает государство непосредственно в клинику.
Специфика социального ГЧП построена на том, что доходность инвестора закладывается в обязательства государственного заказчика, а не в тарифы на услуги. В частности, данный проект строится на применении так называемой «платы за доступность», то есть государство в лице Министерства здравоохранения будет выплачивать эту плату инвестору в течение срока концессии. Эта плата включает компенсацию инвестиционных затрат инвестора, плюс текущие эксплуатационные затраты, которые они фактически несут.
То есть эта модель концессии, которую мы применяем, как раз балансирует интересы потребителей. Мы не перекладываем на них инвестиционные затраты, при этом интересы частной стороны четко зафиксированы в контракте путем гарантии возврата инвестиций и доходности. Государство берет это на себя. Но при этом государство тоже выигрывает, поскольку получает этот объект в собственность сразу после завершения строительства, а выплаты осуществляет в течение длительного времени.
- Много ли желающих среди бизнесменов откликнулось на этот проект?
- Цель мероприятия, которое состоится 28 августа – впервые представить проект будущим партнерам. К проекту проявляют интерес как отечественные, так и иностранные компании. В частности, в презентации заявили участие испанские компании Eurofinsa, ABENGOA INABENSA, ADNRY, австрийская Vamed, французская Vinci Construction, канадская Interhealth Canada, турецкие YDA и STFA Construction Group, корейская POSCO. Поступили заявки на участие от ряда казахстанских и международных финансовых институтов.
Для нас это очень важное мероприятие, поскольку с учетом вопросов и комментариев со стороны участников мы сможем совершенствовать этот
проект. Уже в первом квартале следующего года мы планируем завершить подготовку проекта, и Министерство здравоохранения сможет объявить конкурс на привлечение концессионера.
- Чем еще занимается ваша компания, помимо этого проекта?
- Мы представим также концессионный проект по поликлинике в городе Кызылорда. Инициатором является акимат Кызылординской области. Здесь также ожидается привлечение инвесторов на строительство и долгосрочное управление этим объектом. Мы предполагаем, что в этом проекте концессионер получит возможность оказывать все медицинские услуги, то есть предоставлять гарантированный объем бесплатной медицинской помощи на долгосрочной основе.
Также будет разработана финансовая модель проекта, где будут определены источники доходов инвестора, и, что немаловажно, ключевые показатели эффективности и качества работы инвестора. При этом государство получает еще один инструмент: осуществлять выплаты в течение срока концессии в зависимости от того, насколько качественно работает инвестор.
Надо сказать, что здравоохранение - это лишь один аспект нашей деятельности. В перечне прорабатываемых ГЧП проектов нашего центра есть детские сады, профессионально-технический лицей, исправительные учреждения, автомобильные и железные дороги, аэропорты.
- С кем вы сотрудничаете по продвижению данных проектов?
- Мы работаем с нашими международными партнерами, партнерами в группе Национального холдинга «Байтерек». Соответственно, мы будем обсуждать вопросы привлечения финансирования как из государственных институтов развития, так и международных финансовых институтов. Планируется участие ряда международных финансовых организаций и нашего партнера по подготовке этого проекта – компании «KPMG». Это международный лидер в области структурирования инвестиционных проектов. Так что надеемся, что будет большой интерес.
- Как вы оцениваете перспективу развития ГЧП в Казахстане? Насколько сотрудничество с госорганами РК привлекательно для бизнеса?
- Очень важно, что у Казахстана уже есть опыт ГЧП в строительстве аэропорта г.Актау, линии передачи электроэнергии, железной дороги Шар-Усть-Каменогорск. Сегодня у нас активно продвигается пилотный концессионный проект в сфере автодорог – это строительство и эксплуатация Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги (БАКАД). Конкурс, который еще продолжается, вызвал большой интерес у инвесторов. Много участников и ожидания очень оптимистичные. Уверен, что будет выбран лучший концессионер, и уже в следующем году он приступит к реализации проекта.
Мне представляется, что строительство объектов в рамках ГЧП - очень перспективное направление именно сегодня. Очевидно, что инфраструктуру развивать нужно, но возможности значительных бюджетных инвестиций, как в былые годы, у нас уже нет. Да и в целом тенденция такова, что в мире все больше объектов инфраструктуры строится именно за счет привлечения частных инвестиций на основе стабильной государственной поддержки.
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript