Р.Мукашев: Мажилис принимает инициированный женщинами Парламента законопроект о детях-сиротах
Zakon.kz
Уголовный кодекс представляет широкий круг оснований для освобождения от уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
Вопросы ювенальной юстиции являются одним из наиболее актуальных направлений развития законодательства, сказал сегодня на Центрально-азиатского диалоге, который уже третий день проходит в Астане, председатель Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Парламента РК Рахмет Мукашев.
В качестве последних примеров парламентарий назвал новые кодифицированные акты, где значительное внимание уделяется вопросам защиты прав ребенка, в том числе, находящегося в конфликте с законом. Все большее значение указанному направлению уделяется депутатами в инициативных законах, подчеркнул он.
Если говорить о недавно принятых законах, то большим шагом вперед в решении проблемы насилия в семье явился инициированный депутатами законопроект по вопросам бытового насилия. Социальные права детей являются значимой частью закона о минимальных социальных стандартах.
По его словам, в работу Мажилиса принимается инициированный всеми женщинами Парламента законопроект, касающийся детей – сирот и оставшихся без попечения родителей.
В настоящее время, в соответствии с решением бюро Мажилиса, ведется работа по подготовке инициативного законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам оптимизации деятельности организаций, осуществляющих функции по защите прав ребенка», проинформировал Мукашев.
Разработка законопроекта вызвана необходимостью решения на законодательном уровне двух проблем, связанных с функционированием организаций, осуществляющих защиту прав детей.
Первая проблема - оптимизация функционирования организаций, осуществляющих защиту прав детей. Необходимость указанной оптимизации связана, по мнению парламентария, с неполным соответствием требуемых и фактически представляемых системой организаций возможностей для защиты прав несовершеннолетних, а также с наличием значительных резервов, которые могут быть освобождены за счет пересмотра функций организаций и устранения их дублирования.
В связи с вступлением в действие нового законодательства в сфере уголовной юстиции, Уголовный кодекс представляет широкий круг оснований для освобождения от уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, вплоть до случаев совершения ими впервые тяжких преступлений, не связанных с причинением смерти.
При этом проблемной является практика решения вопроса о примирении и о замене наказания мерами воспитательного воздействия.
Общеизвестно, что восстановительное правосудие и использование альтернативных мер наказания успешно развиваются только в случае параллельного ввода в действие процессуальных возможностей и фактических условий для исправления правонарушителя без лишения его свободы с тем, чтобы было имело место не просто прекращение уголовного преследования несовершеннолетнего, а переадресование его дела компетентным организациям и лицам для проведения дальнейшей работы с целью недопущения рецидива.
Но использование эффективных мер наказаний, альтернативных уголовному, крайне затруднено, так как отсутствует система специализированных структур, осуществляющих реабилитационные и воспитательные функции в отношении освобожденных от уголовной ответственности и условно осужденных детей, всесторонне обеспечивающих условия для предупреждения повторных преступлений, говорит парламентарий. Поэтому, исходя из реальных условий, суды чаще всего ограничиваются передачей под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо установлением особых требований к поведению несовершеннолетнего, в основном, ограничением времени и мест его пребывания, что далеко не гарантирует исправление ребенка.
В связи с этим актуальным Рахмет Мукашев считает анализ и последующее уточнение функций организаций, в которых содержатся дети, находящиеся в конфликте с законом.
Вторая проблема - распространение мандата Национального превентивного механизма (НПМ) на большее количество организаций, осуществляющих функции по защите прав ребенка
В соответствии с действующим законодательством в рамках своей деятельности участники НПМ посещают центры адаптации несовершеннолетних, специальные организации образования, организации образования с особым режимом содержания.
Однако практика показывает, что своевременным является расширение круга детских организаций, подконтрольных НПМ. Об этом свидетельствуют результатам мониторинга, проводимого офисом Омбудсмена, а также международными и неправительственными организациями.
В соответствии с Рекомендациями Комитета Рекомендации Комитета против пыток по результатам защиты доклада Республики Казахстан 2014 г. также указано, что «мандат НПМ должен быть расширен путем включения в него всех мест лишения свободы, таких как … детские дома, медицинские социальные учреждения для детей с ограниченными возможностями, специальные школы-интернаты, ... и должен позволять проверять условия содержания и обращения детей в исправительных и других учреждениях.»
Соответствующие вопросы предполагается разрешить в рамках инициативного законопроекта, разработка которого запланирована до ноября 2015 года, уточнил парламентарий и пригласил заинтересованные государственные органы и международные и неправительственные организации принять активное участие в работе над законопроектом.
Торгын Нурсеитова
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript