Лента новостей
0

В Мангистауской области провалилось создание Каспийского энергетического хаба

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 26.10.2015 21:59 Zakon.kz
Куда же делся КЭХ и почему всё-таки не был реализован крупный проект для нефтегазовой отрасли?

Актау прославился на всю страну своим прожектёрством. Печальные истории с заводом по выпуску планшетов, строительством Актау-Сити в стиле а-ля Дубай и казахстанской «Анталией» в Кендерли стали уже притчей во языцех. Что-то подобное ждёт и реализацию проекта Каспийского энергетического хаба (КЭХ), пишет Tumba.kz.

«Воздушный замок» КЭХ

Каспийский энергетический хаб (в переводе с англ. означает «узел»), пропиаренный на весь белый свет, так и остался только на бумаге и на словах. Фактически за 6 лет с момента начала реализации задуманного на его территории не было построено ни одного объекта, лаборатории и учебного центра. Целью проекта являлась, как было заявлено ранее - участие в развитии человеческого капитала Казахстана и экономики в целом через создание центра нефтяной и газовой промышленности. В интервью одному из республиканским изданий недавно ушедший из жизни Нурлан Балгимбаев, долгие годы занимавший руководящие должности в нефтяной отрасли, ёмко и точно охарактеризовал - для чего, собственно говоря, затевался энергетический хаб:

Создание Каспийского энергетического хаба - это попытка проецирования быстрого роста нефтегазового сектора на смежные отрасли, попытка достичь мультипликативного эффекта в экономике Казахстана, да и в других странах региона за счет развития вторичных видов деятельности, связанных с добычей нефти и газа. Создание Каспийского энергетического хаба позволит нам достичь следующих общенациональных целей. Во-первых, это преимущества, связанные с наличием энергоресурсов для диверсификации экономики. Во-вторых, укрепление энергетических, экономических связей по потреблению энергоресурсов в Европе, Китае и Индии. Третье - превращение страны в ведущую площадку по подготовке профессиональных кадров для энергетического сектора. Четвертое — формирование новых точек роста на карте страны, органично дополняющее потенциал Астаны и Алматы. Создание хаба важно для интеграции Каспийского региона в глобальную экономику, поскольку произойдет снижение издержек нефтегазовых компаний, связанных с неразвитостью местной сервисной бизнес-среды, нехваткой и отсталостью производственных мощностей. Отпадает необходимость в массовом привлечении квалифицированного персонала для нефтегазовых компаний из-за рубежа, сокращаются барьеры между иностранными и местными компаниями в связи с переходом последних на международные стандарты ведения бизнеса, усиливается транспортно-информационный поток.

Не срослось

В принципе идея хорошая. Показателен в этом пример Нидерландов, построивших мощный энергетический хаб. Он дал стране много красивых роз, изумительного сыра и ветряных мельниц, а также возможность излечиться от пресловутой «голландской болезни» и стать одним из центров развития европейской экономики. Дело в том, что голландцы в 70-х и начале 80-х годов посадили свою экономику на газовую «иглу», что способствовало большому притоку иностранной валюты, но в целом тормозило экономическое развитие страны. Повысилась стоимость национальной валюты - гульдена, сделавшей неконкурентоспособной обрабатывающий сектор, а это в свою очередь привело к сокращению рабочих мест и безработице. Открытие же хаба привлекло прямые инвестиции, инновации, стерилизовало излишнюю инвалюту, направив её на образовательные, сервисно-технологические, инновационные и другие проекты. Так было у голландцев, у нас пока полный пшик. Для Каспийского энергетического хаба даже разработано ТЭО (технико-экономическое обоснование) проекта. Привлекли инвесторов из Америки и Бахрейна, которые планировали профинансировать строительство объектов КЭХ. Позже богатые шейхи - инвесторы из Бахрейна, пожелавшие вложить средства (около 2 млрд долларов) из-за введённых в своей стране законодательных ограничений на вывоз капитала не смогли осуществить задуманное. А вначале добро всему дал президент страны ещё в 2008 году, заявив: «Каспийский энергетический хаб будет создан в Актау, на берегу Каспийского моря». Энергохаб (CaspianEnergyHub, CEH) был направлен на полномасштабное развитие потенциала нефтегазового сектора, на обеспечение его необходимыми коммерческими, техническими и человеческими ресурсами. Если детально, то хаб должен был состоять из парка науки и технологий, лаборатории геофизических данных, центров подготовки технических кадров, развития информационных технологий, исследования окружающей среды и возобновляемых источников энергии. По замыслу авторов проекта, хаб целиком, по крайней мере его казахстанскую часть, предполагалось реализовать в течение 3-5 лет с общим объёмом инвестиций в 10 миллиардов долларов. Также планировалось, что на территорию хаба зайдут нефтегазовые компании, работающие в стране. Но с момента ухода с поста экс-акима области Крымбека Кушербаева, после событий в Жанаозене, реализация проекта затормозилась. Был потерян важный административный ресурс поддержки в лице бывшего главы региона.

Геть отсюдова!

В настоящий момент ситуацию можно обрисовать крылатыми фразами из басни Крылова: «Кто виноват из них, кто прав - судить не нам. Да только воз и ныне там». На сегодня столь крупномасштабный проект, широко разрекламированный на разных уровнях, находится на грани полного провала. Он утонул в судебных процессах и волоките: органы местной власти и руководство ТОО «Каспийский центр развития» - проектной компании, ответственной за реализацию проекта, два года подряд никак не могут поделить землю, выделенную в своё время под строительство объектов хаба. Руководство «Каспийского центра развития» сетует на то, что раздел выкупленной земли для строительства хаба затеяли местные власти. В КЦР считают, что земля выкуплена на торгах и ТОО «КЦР» имеет право собственности на него, что подтверждается документально. Юрист от ТОО «КЦР» Алия Сапиева поясняет, что «Каспийский центр развития» приобрёл на аукционе два земельных участка площадью 1200 и 76 гектаров в северо-западной части Актау, а также участок земли площадью 855 гектаров, расположенный в местности «Бегей» Тупкараганского района. Эти земли приобретены у компании «Казэмир Актау Девелопмент Алматы» (КАДА). Договор купли-продажи земельных участков между КАДА и КЦР подписан 25 февраля 2010 года. Сумма сделки составила 557 млн 873 тыс. тенге. Средства на приобретение земель были предоставлены АО «Фонд недвижимости «Самрук-Казына» в качестве временной финансовой помощи на договорной основе, так как фонд является соучредителем данной компании. Позиция местных властей, в основном акимата города Актау, состоит в том, что по генеральному плану развития г. Актау на землях, принадлежащих КЦР, будет вестись интенсивная застройка в сторону посёлка Акшукур. Аналогичную позицию по изъятию земель на государственные нужды занял и акимат Тупкараганского района.


Алия Сапиева:

Мы в феврале текущего года направляли письма и в аппарат акима г. Актау, и в аппарат акима Тупкараганского района Мангистауской области о готовности к сотрудничеству и добровольном возврате на безвозмездной основе государству большей части земельных участков. Мы понимаем необходимость развития областного центра, его дальнейшей застройки. Однако данные письма до сих пор остаются без ответа, а многочисленные судебные тяжбы продолжаются. С нашей позицией не хотят считаться, происходит банальный передел имущества, принадлежащего КЦР. С нами не желают договариваться. Если у нас отнимут земли, то перспективы нужного государству проекта станут весьма туманными.

А тем временем стоимость земельных участков, за которые идёт судебный спор, по приблизительным подсчётам приближается к 50 млрд тенге. Так что игра стоит свеч, акимат города может в будущем застроить их жилыми домами и иными соцкультобъектами, а часть земель реализовать частным коммерческим застройщикам. Речи о какой-либо компенсации ТОО «КЦР» за утрату земель органы местной исполнительной власти не ведут и даже не предлагают альтернативного решения. Хотя, по логике вещей, должна быть соблюдена процедура и законодательные нормы. Ведь проект энергохаба был инициирован в самих верхах. Но руководство «Каспийского энергетического центра» не унывает и готово идти дальше, бороться и отстаивать свои права, судиться в вышестоящих инстанциях, также намерено обратиться в генеральную прокуратуру и найти правду, не найденную на местном уровне.


Автор: Тимур Казиев

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: