К нам едет… госсекретарь!

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 02.11.2015 14:02 Zakon.kz
Сам по себе визит Джона Керри в Казахстан с учетом текущей сложной геополитической ситуации, конечно, довольно примечателен.
Стартовал визит государственного секретаря Джона Керри в Казахстан, который проходит в рамках официального турне этого высокопоставленного американского чиновника по Центральной Азии.

Сам по себе этот визит с учетом текущей сложной геополитической ситуации, конечно, довольно примечателен, а потому породил множество рассуждений в экспертно-аналитической среде. Что это означает? Как отреагирует Россия? Зачем он сюда едет? Вот примерный круг основных вопросов.

Место под звездно-полосатым солнцем

Однако в погоне за громким заголовком порой теряется смысл, а любители конспирологии рисуют образ эдакого всесильного змея искусителя прибывшего «отрывать» Центральную Азию одним рукопожатием перед вспышками фотообъективов.

Чтобы было понятно, какое место и насколько велики официальные возможности Соединенных штатов, нужно вспомнить очевидную вещь: Ни один из президентов США никогда не посещал ни одну из стран Центральной Азии. Это при том, что география поездок американского президента наверно одна из самых широких во всем мире.

Именно во время поездок первых лиц и встреч на самом высшем уровне подписываются прорывные договоренности, устанавливаются новые уровни сотрудничества, а самое главное это показатель доверительных отношений. И хотя, к примеру, Казахстан является «стратегическим» партнером США, уровень этого самого партнерства, несмотря на декларируемую «стратегичность» не позволяет договорится о визите в Астану на уровне руководителя государства.

Хорошо, американский президент не едет, однако насколько влиятелен госсекретарь в США? И лично Джон Керри? Ведь, скажем, в Казахстане тоже есть пост госсекретаря, однако средний казахстанец, а чего греха таить, далеко и не средний казахстанец, вряд ли сможет назвать его имя. А уж тем более внятно растолковать что сулит поездка госсекретаря Республики Казахстан в ту или иную страну. Кстати, пост госсекретаря РК с ноября 2014 года занимает Абдыкаликова Гульшара Наушаевна.

Однако в отличие от Казахстана, в США эта позиция намного более весома. Поклонники нашумевшего сериала «Карточный домик» наверное с удовольствием вспомнят, что все действие первого сезона началось именно с того, когда главному герою Френку Андервуду не дали занять пост госсекретаря США.



Кто вы мистер госсекретарь?

Чем этот пост так важен? Тем, что он, по сути, выполняет в Соединенных штатов роль министра иностранных дел и возглавляет Государственный департамент, да да тот самый зловещий Госдеп, отвечающий за выработку внешней политики Вашингтона. Условно госсекретарь считается 4-ым в пирамиде власти, так как именно такова его очередность замещения президента в случае форс-мажорных обстоятельств.

Сам Джон Керри на политическом Олимпе США фигура очень заметная и относится к политическим тяжеловесам. Несмотря на фамилию, родство Джон Керри имеет не с известным комедийным актером Джимом Керри, а с влиятельной американской семьей Форбс. Также имеет в дальних родственников ряд американских президентов, что, кстати говоря, для высшего политического истиблешмента США, являющимся довольно тесным кругом ряда крупных фамилий, далеко не редкость.

Также Джон Керри получил широкую известность за счет попыток баллотироваться на пост президента США от Демократической партии в 2004 году, однако уступил действующему на тот момент президенту Джорджу Бушу-младшему.

Для постсоветского пространства назначение в феврале 2013 года Джона Керри, ветерана войны во Вьетнаме и сторонника силовой операции в Ираке, президентом Бараком Обамой на ключевой внешнеполитический пост США означало окончание политики «перезагрузки» между Вашингтоном и Москвой. Изменение отношений США с Россией, играющей важную роль в региональной политике, естественно, отразилось на всем постсоветском пространстве и в Центральной Азии в частности.

В год прихода на госсекретаря Джона Керри, в ноябре 2013 года, в Украине начался «Майдан», который в итоге привел к небывалому обострению отношений между США и РФ после распада Советского союза. Трудно давать оценки в таких сложных ситуациях, но госсекретарь Д. Керри в данном конфликте занял именно ту позицию, которую ему и предписывали – непримиримого ястреба.



Центральноазиатские игрища

Нужно заметить, что в какой-то момент конкретно к Центральной Азии интерес Вашингтона упал. Это было связано с нежеланием дальше барахтаться в афганской трясине, удаленностью от основных регионов с доминированием США, ревностным отношением Москвы и Пекина. Интересно, что освободившееся пространство от Вашингтона, с удовольствием занял набирающий экономическую и геополитическую мощь Китай. К тому же, для Пекина Центральная Азия является одним из важных элементов обеспечения национальной и экономической безопасности.

Однако последние события - Украинский конфликт, санкционное противостояние, война в Сирии и участие там России, конфронтационные речи Обамы и Путина на сессии ООН, ознаменовали новый этап геополитической борьбы. Хотя каждая из сторон уверяет, что давно отказалась от мышления «холодной войны», даже невооруженным взглядом видно, что «игра с нулевым результатом» только набирает масштабы во всех регионах мира.

По всей вероятности, именно с этим связан визит - восстановить авторитет США в регионе, прозондировать ситуацию, внести коррективы в центральноазиатскую политику США и послать сигнал в Москву и Пекин, что Вашингтон из Центральной Азии никуда не уходил и не собирается.

В соответствие с этим у Керри в ходе данного турне по Центральной Азии насыщенная программа. Согласно официальному заявлению, основное внимание во время визита будет уделено вопросам безопасности стран региона в связи с растущей угрозой терроризма, связанной как с активизацией экстремистских группировок, включая "Исламское движение Узбекистана", "Исламское движение Туркестана" и, конечно, ИГИЛ ("ДАИШ"), так и выводом из Афганистана основных союзнических войск.

Однако в первую очередь Керри отправился в Бишкек, что связано скорее всего, с последним обострением американо-кыргызских отношений. В текущем году Кыргызстан в одностороннем порядке денонсировал Соглашения между правительствами КР и США о сотрудничестве от 19 мая 1993 года. Такой откровенно жесткий шаг Бишкек предпринял после того, как Госдеп (возглавляемый нынешним гостем) присудил награду Азимжану Аскарову, приговоренному в Кыргызстане к пожизненному заключению по обвинению в организации массовых беспорядков, сепаратизме и убийстве сотрудника милиции во время кровавых событий июня 2010 года.

Несмотря на это, официальный Бишкек, конечно, рад приезду высокопоставленного гостя, так как США являются одним из крупнейших доноров КР, объем помощи составил с 1991 года порядка 1,5 миллиарда долларов США. В 2015 году Кыргызстан получит еще 41,7 миллион долларов США в рамках финансовой помощи странам региона.

К тому же, у США есть собственная программа для региона под названием «Новый Шелковый путь». Для Кыргызстана в рамках данной стратегии особый интерес представляет проект CASA-1000 для транспортировки электроэнергии из Кыргызстана и Таджикистана в Афганистан и Пакистан с общей стоимостью в $1,2 миллиардов долларов США.

Хотя из реальных итогов стало только создание совместной рабочей группы, миссия которой - подготовка программы развития двустороннего сотрудничества.



Приплюсуем США

Следующим шагом Джона Керри в регионе стало посещение Самарканда, где он встретился с главами внешнеполитических ведомств пяти центральноазиатских стран. Основным итогом стало создание нового политического формата в регионе С5+1. То есть 5 центральноазиатских государств и США.

К кому это все направлено Джон Керри не замедлил сообщить перед СМИ: «Странам региона необходимо иметь здоровые и взаимовыгодные отношения между собой. Со своей стороны, мы хотим расширить и углубить наши двусторонние отношения с регионом. Мы должны ясно понять, что нет дружбы с одной страной, по крайней мере, она не должна ограничивать возможности дружбы с другой страной. Это не игра. Центрально-азиатские республики должны быть свободными от внешнего давления и запугивания». Достаточно очевидно, что под внешним давлением, запугиванием и единственным другом, который не дает дружить с другими, подразумевается Россия.

Следующими точками визита являются Астана, Душанбе и Ашхабад, где, скорее всего, все пройдет по бишкекскому сценарию Важнее другое, чего собственно ожидают центральноазиаты от госсекретаря США. Понятно, что для всех самое важное, что США это несмотря ни на что, остается лидирующей военно-политической и экономической державой мира, а доллар все также непоколебим как главная валюта мира. Отсюда и пиковый интерес в виде доступа к технологиям, инвестициям, экономическим проектам и т.п., при этом без поднятия тем демократии, прав человека и организации «цветных революций».

Помимо этого Ташкент и Ашхабад не против поиграть на противостоянии держав, выбивая себе максимум преференций. Причем Ашхабад настроен в пику Москве попробовать договорится с США о сотрудничестве в сфере обеспечения военной безопасности, что всегда было прямой вотчиной России. Однако сомнительно, что стороны готовы перейти от слов к реальному делу.



***

Таким образом, визит госсекретаря Джона Керри, конечно, вносит новые акценты в региональную политику. Но расклад сил остается по сути тем же. Некоторые центральноазиатские правители, конечно, хотели бы опереться на Вашингтон, чтобы снизить напор Москвы, активизировавшейся в регионе. Однако с другой стороны пугает, что дружба с США не помогла защититься лидерам стран Ближнего Востока, которых смела «арабская весна». А даже наоборот, в какой-то момент оставила беззащитными, так как обратиться за помощью было не к кому. Однако ясно одно, после провала проектов «Большой Центральной Азии», «Нового Шелкового пути», США начинают новую игру в Центральной Азии.

Адиль Каукенов
Поделиться новостью
Следите за новостями zakon.kz в:
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: