Е.Кузьмина: Основные проблемы сотрудничества РК и РФ - идентичные отрасли экономики
Zakon.kz
Отношения между странами соответствуют официальным заявлениям - дружественные, стремящиеся к расширению стратегического партнерства.
Казахстанско-российские отношения привлекают особое внимание, не только в двустороннем, но региональном контексте. Какие между нашими странами есть проблемы, достижения, как продвигается интеграция, обо всем этом Zakon.kz поговорил с известным российским экспертом Еленой Кузьминой, заведующей сектором экономического развития постсоветских стран Института экономики РАН.
- Елена Михайловна, есть разные точки зрения на казахстанско-российские отношения, а какую бы вы дали оценку общего состояния взаимоотношений наших стран?
- С моей точки зрения, наши отношения соответствуют официальным заявлениям - дружественные, стремящиеся к расширению стратегического партнерства.
Мы создали Евразийский экономический союз, сотрудничаем в военно-стратегической сфере в рамках ОДКБ, совпадаем по большинству вопросов мирового развития. Я скажу об экономическом сотрудничестве, поскольку этими вопросами я занимаюсь профессионально.
Достаточно много в экономической сфере отрегулировано в рамках ЕАЭС, есть ряд вопросов скоординированных в двусторонних отношениях, в основном в вопросах приграничного сотрудничества. Ведь мы имеем самую протяженную сухопутную границу в мире, и более того, для Казахстана это наиболее промышленно развитые регионы, с российской стороны также представлен серьезный экономический потенциал в приграничье. На Каспии у нас даже есть месторождения общего пользования. Мы сотрудничаем в производственной сфере.
Вместе с тем, каждая из наших стран имеет собственные национальные экономические интересы, которые не всегда совпадают с соседями. Элементарно у нас разная законодательная система в сфере экономики, разные формы управления экономикой. Между хозяйствующими субъектами возникают хозяйственные споры. Но это вполне естественные процессы. Хотя зачастую некоторые политические группы и СМИ пытаются преподнести, как непреодолимые противоречия. Споры решаются в ходе переговоров, а наиболее сложные вопросы решаются в международных третейских судах. Для преодоления наиболее резких различий в законодательной системе в рамках ЕАЭС работают специальные структуры, которые ведут работу по координации той части экономического законодательства, которое вынесено в компетенцию Союза, проводится работа по единству торговых тарифов.
- Как идет развитие интеграционных процессов, Евразийский экономический союз?
- Интеграционные процессы идут. У нас почему-то считают, что они идут слишком медленно или не идут вообще. Забывают, что даже в успешном интеграционном проекте - ЕС - создание единого экономического пространства шло несколько десятилетий. А евразийская экономическая и торговая интеграция реально развивается лишь несколько лет. Давайте посмотрим, чего достигли. Есть единый таможенный тариф, единое антимонопольное законодательство, единые сертификаты качества по большинству производимых товаров, в полной мере осуществляется свобода двух из «четырех свобод» - передвижение товаров и рабочей силы, две других (передвижение услуг, финансов) пока идет частично, но работа продолжается. ЕЭК работает над созданием скоординированной энергетической и транспортных систем стран-членов, движением к созданию скоординированной финансовой системы. Одной из главных задач ЕАЭС является отход от ресурсной ориентации национальных экономик и модернизация промышленности или новая индустриализация (в зависимости от условий каждой страны-члена). И в этой сфере уже проработаны механизмы взаимодействия, определены конкретные отрасли сотрудничества – автомобилестроение, сельхозмашиностроение, вагоно- и вертолетостроение, агропромышленный комплекс, биотехнологии и ряд других отраслей. Создан инженерииноговый центр, который будет занят, в том числе, подготовкой инженерных кадров.
Конечно, это только начальный этап интеграции. При проработке общих документов и координации национальных законодательств с документами ЕАЭС возникает естественные затруднения: страны пытаются по максимуму выторговать себе наиболее выгодные условия. Но любое объединение – это компромисс. Государства понимают это и переговоры хоть и медленные, но результативные.
С созданием Таможенного союза торговля между странами-членами в первые три года значительно увеличилась. Но затем существовавшие торговые эффекты были исчерпаны и должны появиться новые для дальнейшего увеличения торговли. Но появиться они могут только с развитием промышленности, а значит и с появлением новых товаров на общем рынке. Как я говорила выше, работа над этим экономическим блоком идет, но она не может быть выполнена в одночасье.
Большое влияние на Евразийский союз оказывают и мировые экономические процессы. За последний год в два раза упали цены углеводороды и почти на треть на все виды металлов. А для большинства стран Союза -это основной вид экспорта, поэтому сократились поступления в бюджет, пришлось больше заимствовать из национальных резервных фондов. Снижение курса валют крупнейших торговых партнеров стран-членов ЕАЭС - России и Китая, а также нестабильная ситуация на мировых фондовых рынках отразились на национальных финансовых системах, прошла волна скрытой и открытой девальвации национальных валют. Это также сократило внутренние возможности Союза в инвестировании производственных проектов, но не прекратило их.
Определенные трудности для Таможенного союза создало вступление Казахстана в ВТО на более либеральных условиях, чем у России и других государств. Сегодня ЕЭК должна провести работу по приведению в соответствие тарифов Таможенного Союза и обязательств Казахстана перед ВТО.
Таким образом, Евразийский союз развивается не очень быстро, но и не медленно, исходя из законов экономики. Власти стран-членов и большинство национального бизнеса нацелены развитие единого экономического пространства, что дает надежды на позитивное развитие интеграции. Увеличение количества государств намеренных подписать Договор о Зоне свободной торговли с ЕАЭС, а не с отдельными странами, также говорит о жизнеспособности союза. Однако существуют и негативные тенденции внутри объедения, о некоторых из которых я сказала. Нацеленность на их преодоление в ходе переговоров может также способствовать дальнейшему развитию интеграции.
- В этой связи что вы думаете о растиражированной новости, что Казахстан создает оффшор для российских компаний для обхода санкций?
- Я могу лишь сказать, что согласно Договору о ЕАЭС к 2025 году в Казахстане должен быть создан финансовый Центр ЕАЭС, который и предполагал заниматься скоординированной финансовой политикой. А скоординированная финансовая предполагает общие правила игры на финансовом поле всего Союза, вне зависимости от страны-резидента.
- Какие основные проблемы в отношениях между нашими странами вы бы выделили? Они носят системный или локальный характер?
- Основные проблемы – некоторые идентичные отрасли экономики. Причем я не говорю о топливно-энергетическом комплексе, здесь у нас скорее общие интересы, не зря же мы занимается взаимными поставками углеводородов, причем в сопоставимых объемах. На последнем российско-казахстанском приграничном саммите очень серьезно обсуждались вопросы специализации наших регионов наших стран, призванные преодолеть проблему идентичных отраслей. Фактически Россия и Казахстан пытаются преодолеть эти проблемы, доставшиеся нам еще от общей когда-то страны и частично приобретенные за годы независимости.
А локальные, отраслевые проблемы решаются в ходе переговоров. Один из примеров в сельхозмашиностроении и АПК, которые опять же обсуждались на саммите в Сочи – вопрос сохранения темпов и условий создания совместных производств сельхозмашиностроения в Северном Казахстане и проблем с увеличением поставом казахстанских мяса и мясных продуктов в Россию.
- Возможно ли их преодоление?
- Возможно при достижении компромиссов в каждом конкретном случае. И еще одно условие, важное с моей точки зрения, - поступательная и плодотворная работа по гармонизации законодательств и деятельности в рамках ЕАЭС.
- Как будут дальше развиваться отношения между Россией и Казахстаном?
- Мы соседи, между нами нет системных противоречий, мы уже достаточно много сделали для гармонизации нашего сотрудничества. И если мы и дальше будем идти по пути поиска сопряжения наших интересов, то наши экономические, да и межгосударственные отношения в целом, будут развиваться позитивно.
Беседовал Каукенов Адиль
Фото gratanet.com
Поделиться новостью
Читайте также
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript