Спада добычи в России ждут с 2019 года
Zakon.kz
Главным риском для отрасли остается возможный рост налоговой нагрузки.
Российским нефтяникам пока не стоит опасаться падения добычи, считают аналитики Merril Lynch. До 2018 года здесь будет продолжаться умеренный рост или стагнация — благодаря гибкой налоговой системе и девальвации рубля. Но с 2019 года все же начнется снижение, так как нефтяники в силу западных санкций не смогут компенсировать спад добычи на старых месторождениях шельфом и трудноизвлекаемой нефтью, передает "Коммерсант".
Главным риском для отрасли остается возможный рост налоговой нагрузки, если бюджет страны будет сводиться с дефицитом. Опасаясь того же, Минэнерго в своих прогнозах закладывает снижение добычи уже на 2017 год.
Несмотря на западные санкции и падение цен на нефть, ее добыча в России в 2016 году вырастет примерно на 1,5% и будет оставаться стабильной в 2017-2018 годах, пишут аналитики Merrill Lynch в своем отчете. Текущий официальный прогноз Минэнерго по добыче на этот и 2016 год составляет 533 млн тонн. Эксперты Merrill Lynch отмечают, что российские нефтекомпании сейчас занимают одни из лучших позиций в мировой отрасли из-за ослабления рубля и гибких ставок налогообложения. В среднем безубыточность для крупных российских участников рынка обеспечивается при цене нефти около $30 за баррель Brent (в том числе менее $20 за баррель для "Башнефти" и "Роснефти"), тогда как для зарубежных мейджоров, таких как BP, Total и Eni,— при цене нефти выше $60 за баррель. Сейчас цена Brent упала до минимума в 2015 году — $43,8 за баррель. Операционные расходы на добычу нефти (lifting cost) у компаний РФ также одни из лучших в мире — от $3,5 за баррель у "Роснефти" до $4,5 у ЛУКОЙЛа.
Благодаря ослаблению рубля российские нефтекомпании имеют возможность, даже сократив инвестпрограммы примерно на 30% в долларовом выражении, увеличить их примерно на 15% в рублевом и продолжить развитие новых По оценке аналитиков Merrill Lynch, почти все крупные новые добычные проекты рентабельны в текущих ценовых условиях — в среднем по ним безубыточность достигается при цене $47 за баррель. Исключение — Чонский проект "Роснефти" (безубыточность при $80), балансируют на грани безубыточности при $60 за баррель Юрубчено-Тохомское ("Роснефть"), Мессояхское и Куюмбинское (оба — "Газпром нефть") месторождения.
Тем не менее уже с 2019 года в Merrill Lynch прогнозируют достаточно быстрое падение добычи: к 2022 году она может снизиться до 500 млн тонн из-за истощения старых месторождений. Компенсировать это могла бы разработка трудноизвлекаемых запасов и шельфа, на что до санкций надеялись российские нефтяники и правительство. Теперь чиновникам, считают в инвестбанке, придется "подумать о новых стимулах", которые подвигли бы компании поддерживать добычу на старых проектах. Главным же риском в Merrill Lynch считают возможность того, что правительство РФ из-за дефицита бюджета пойдет на новые налоговые изъятия из отрасли.
Отчасти этот риск уже материализовался: в следующем году нефтяники дополнительно отдадут бюджету 200 млрд руб. Это решение Минфин представлял как исключительное и временное, но компании опасаются, что оно станет постоянным, тогда в 2017 году они недосчитаются уже 600 млрд руб. выручки (см., например, "Ъ" от 14 октября). Этого же опасается и Минэнерго, которое утверждает, что изъятие средств из отрасли приведет к падению добычи. Как заявил вчера заместитель главы министерства Алексей Текслер, в Минэнерго ожидают снижения добычи в 2017 году до 527 млн тонн, а консервативный сценарий предполагает падение к уровню 2013 года сразу на 10 млн тонн — до 523 млн тонн.
Юрий Барсуков
Фото: Дмитрий Коротаев
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript