В РК будет принят Административный процессуальный кодекс
Zakon.kz
Административное производство является институтом, защищающим права граждан и организаций от неправомерных действий государственных органов и их должностных лиц.
Создание административной юстиции, которая должна стать полноправной формой осуществления правосудия наряду с уголовным и гражданским судопроизводством, предусмотрено Концепцией правовой политики РК на период с 2010 до 2020 года. Административное производство по своей природе является институтом, защищающим права граждан и организаций от неправомерных действий государственных органов и их должностных лиц.
Поэтому в целях обеспечения такой защиты необходимо, чтобы был принят закон, четко определяющий административные процедуры и принципы деятельности административных органов во взаимоотношениях с физическими лицами и организациями по реализации и защите их прав и свобод. А также законодательный акт, обеспечивающий простую и понятную систему судебного контроля за соблюдением законности в системе государственного управления. Судебный контроль за законностью действий административных органов, является одним из основных элементов правового государства.
Специфика этого контроля заключается в том, что он осуществляется в определенных формах, обусловленных особенностью отношений двух самостоятельных ветвей власти: исполнительной и судебной. И его целью является - с одной стороны защита физических лиц, организаций от злоупотреблений властью со стороны органов государственного управления, а с другой стороны – улучшение деятельности органов государственного управления в интересах граждан, юридических лиц, организаций и общества в целом.
Предметом регулирования административного процессуального законодательства является порядок разрешения конфликтов публично-правового характера, обособленного от порядка разрешения споров, вытекающих из гражданских отношений и экономических споров, подведомственных судам общей юрисдикции, и специализированным межрайонным экономическим судам.
В проекте Административного процессуального кодекса заложены лучшие европейские стандарты. При этом в порядке административного судопроизводства не будут рассматриваться нормативные правовые акты, отнесенные к компетенции Конституционного Совета, а также споры, по вопросам компетенции между государственными органами.
Создание административного судопроизводства планируется на базе действующих специализированных межрайонных административных судов. Административное судопроизводство будет выделено в самостоятельную ветвь судопроизводства, занимающуюся только рассмотрением публично-правовых споров.
К подсудности указанных судов предлагается отнести дела об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, должностных лиц и государственных служащих, органов местного самоуправления, если им делегированы государственные функции, в результате которых нарушены или созданы препятствия по осуществлению прав и свобод истцов; незаконно возложена какая-либо обязанность, нарушены или созданы условия для нарушения законных интересов юридических лиц и других организаций, а также споры, которые могут возникнуть между государственными органами и органами местного самоуправления.
В административном производстве важной и при этом наименее законодательно урегулированной частью является досудебное производство. Этот институт направлен на развитие внесудебных форм разрешения споров, максимальное урегулирование спора на досудебных стадиях, защиту прав заявителей не только судебными, но, в первую очередь, вышестоящими административными органами. Должно быть очевидным, что именно эти органы являются наиболее компетентными, а указанный институт направлен на то, чтобы административные органы смогли устранить допущенную ошибку, путем установления правомерности, целесообразности принятия акта или управленческого решения.
Предполагается, что такой подход приведет к тому, что будут защищены права граждан и организаций без вмешательства суда. Граждане, организации, административные органы и их должностные лица не будут нести значительные судебные издержки, связанные с рассмотрением исков в суде, вышестоящие государственные органы будут выявлять ошибки нижестоящих органов, контролировать их деятельность при осуществлении управленческих функций, совершенствовать свою деятельность, оперативно реагировать на выявленные проблемы, повышать качество государственного управления.
В этой связи в проекте АПК будет закреплено положение о том, что предъявление иска в административный суд будет возможно лишь после предварительного административного производства, установленного законом «Об административных процедурах». Этим же законом могут быть предусмотрены исключительные случаи, когда предварительное административное производство не осуществляется и дело подлежит рассмотрению судом.
Важнейшим принципом административного производства является принцип активной роли суда. В разных странах он называется иначе, однако его суть от этого не меняется.
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляя руководство судебным процессом, не связан предоставленными ему фактами, правовыми доводами лиц, участвующих в деле. Может требовать от сторон представления дополнительных доказательств, подтверждающих факты, а также истребовать доказательства по собственной инициативе, а также содействует устранению допущенных в исках формальных ошибок, разъясняет и уточняет неясные исковые требования. Кроме того, применяет разумные меры, заключающиеся в разъяснении последствий совершения или не совершения процессуальных действий, постановке надлежащих целесообразных заявлений, выполняет другие действия, предусмотренные законом для правильного разрешения спора.
Проектом АПК предполагается введения института обязательного представительства при ведении административных дел на всех стадиях судебного процесса гражданами, не имеющими высшего юридического образования, и предусмотрен механизм реализации этого института.
Это обусловлено тем, что граждане и юридические лица, вступая в публично-правовые отношения с органами государственного управления, вынуждены сталкиваться с большим объемом нормативных правовых актов в различных сферах: здравоохранения, архитектуры и строительства, землепользования, пожарной безопасности, налогообложения и таможенного регулирования, ценообразования, антимонопольного регулирования, энергообеспечения и т.п. Поэтому очевидно, что профессиональное представительство в судах будет способствовать соблюдению прав гражданина или юридического лица в суде.
Проектом АПК предусмотрена такая важная стадия административного процесса как предварительное производство, осуществляемое в разумный срок, который устанавливается судом самостоятельно с учетом правовой и фактической сложности административного дела, достаточности и эффективности действий суда (представление доказательств, принятие мер обеспечения, назначение экспертизы и т.п.). На этой стадии должны быть приняты исчерпывающие меры, которые позволят суду оперативно рассмотреть административное дело и принять решение, разрешающее спор по существу.
В целях осуществления контроля за эффективностью действий суда при предварительном производстве, проектом АПК на председателя суда возлагается обязанность разрешения заявления сторон об ускорении рассмотрения административного дела в целях исключения судебной волокиты и соблюдения разумного срока. В проекте АПК регламентированы пределы пересмотра в судах апелляционной, кассационной инстанций.
При рассмотрении дела в апелляционном порядке суд обязан проверять законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме.
При рассмотрении дела в кассационном порядке судебной коллегией Верховного суда могут быть проверены вступившие в законную силу судебные акты местных судов в случае соблюдения апелляционного порядка их обжалования только в исключительных случаях. К примеру, когда исполнение принятого постановления может привести к тяжким необратимым последствиям для жизни, здоровья людей либо для экономики и безопасности РК; принятое постановление нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы; принятое постановление нарушает единообразие в толковании и применении судами норм права.
Не подлежат пересмотру в кассационном порядке вступившие в законную силу судебные акты по делам, рассмотренным с особенностями, установленными АПК, это дела по искам о защите избирательных прав граждан и общественных объединений, участвующих в выборах, референдумах, по искам об оспаривании решений, действий (бездействия) местных исполнительных органов, нарушающих права граждан на участие в уголовном судопроизводстве в качестве присяжного заседателя. По делам об оспаривании законности нормативных, правовых актов, по обращению прокурора о признании актов и действий органов и должностных лиц незаконными, а также дела, по которым между сторонами утверждено соглашение сторон о примирении и оно утверждено судом.
В целях охвата практически всех административных споров, рассматриваемых в судах, проверки их с точки зрения соответствия сложившейся судебной практики в исключительных случаях при наличии оснований, указанных выше, вступившие в законную силу судебные акты местных и других судов, не обжалованные в апелляционном порядке. А также указанные выше дела, рассмотренные с особенностями, установленными АПК, могут быть пересмотрены по представлению Председателя Верховного суда РК и протесту Генерального прокурора на основании жалоб сторон, других лиц, участвующих в деле, лиц, не привлеченных к участию в деле, если их права, свободы и законные интересы нарушены.
Таким образом, административный процесс будет существенно отличаться от процессуального порядка разрешения частных (гражданских) споров и позволит оперативно разрешать конфликты между гражданами, организациями с одной стороны и публичной администрацией (органами государственного управления) с другой.
Валерий Ноздрин, судья Верховного суда РК
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript