Систему отбора судей – на новый уровень
Zakon.kz
Наладив надлежащую процедуру отбора, судебная система обеспечит селекцию наиболее квалифицированных кандидатов, что повысит доверие общества в целом к судебной власти.
Совершенствование механизма отбора кандидатов на судейские должности, усиление подотчетности судей – вопросы, которые сегодня волнуют судейское сообщество.
Глава государства выделил усиление квалификационных требова¬ний и строгий отбор кандидатов на судейские должности в число приоритетных задач, изложенных в Плане нации «100 шагов», подчеркнув, что «слабые звенья судебной системы - это отбор судей, неэффективность квалификационных требований к судьям, что зачастую приводит к коррупционным явлениям среди судейского корпуса. Открытость - это лекарство от коррупции в судейских рядах».
В целом План содержит 19 целевых шагов по вопросам развития правовой системы страны, 11 из которых направлены на реформирование судебной системы.
Итак, назвав систему отбора судей и закрытость судебной системы важнейшими проблемами в судебной системе, Глава государства еще раз дал понять, что судьи являются лицом судебной системы.
В Национальном плане предложены приоритеты, которые можно решать пошагово, от ужесточения квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов на судейские должности, до усиления подотчетности судей, разработки нового Кодекса судейской этики, на основе которого граждане могут обжаловать действия судей в специально созданном Судебном жюри при Верховном Суде страны.
Реализация новой кадровой политики, озвученная Президентом страны, сегодня находится под пристальным вниманием не только судебной системы, но и всего общества, ведь судьи, отправляя правосудие, несут ответственность за верховенство закона. От результатов работы судей зависит имидж судебной системы в глазах общественности. У общества есть принципиальная заинтересованность в том, чтобы работали принципы открытости и прозрачности, чтобы полномочия судьи были возложены только на тех, кто соответствует самым высоким стандартам профессиональной компетентности и морали.
Новые шаги реформы направлены на формирование судейского корпуса, который будет способен обеспечить гарантии права собственности, создаст условия для благоприятной предпринимательской деятельности, охраны договорных обязательств. Общество должно быть уверено в том, что назначенные судьи будут принимать при этом беспристрастные и справедливые решения, которые соответствуют букве закона.
Решение вопроса ужесточения требований к кандидатам на должность судьи предполагает совершенно иные подходы. И это понятно, ведь отбор лиц, которые будут наделены судебными полномочиями - не просто технический вопрос. В обеспечении качества и независимости судебной системы это проблема эффективного доступа к правосудию, верховенства права и гарантий прав и свобод человека.
Для повышения квалификационных требований к вновь назначенным судьям намечается введение соответствующего испытательного периода для судей, а для получения максимальных навыков судейской профессии намечены меры по изменению действующей программы стажировки кандидатов в судьи в районных и городских судах, определены шаги по оптимизации порядка и сроков ее прохождения в местных судах. Это важный этап, если учесть, что отбор недостаточно квалифицированных и не готовых к занятию судейской должности кандидатов приведут к утрате доверия к судебной власти. Наладив надлежащую процедуру отбора, судебная система обеспечит тем самым селекцию наиболее квалифицированных кандидатов, что повысит доверие общества в целом к судебной власти.
Необходимо продумать механизм усиления подотчетности судей, заложить эти нормы и правила в разрабатываемый Кодекс судейской этики. Совершенно новым содержанием должна наполниться деятельность комиссий по судейской этике, причем совершенствование этих институтов необходимо направить на обеспечение эффективной защиты прав граждан.
Неразрывно связан с этим положением и второй приоритет реформ «Обеспечение верховенства закона», где предусмотрен переход от пятиступенчатой системы правосудия (первая, апелляционная, кассационная, надзорная и повторная надзорная) к трехуровневой (первая, апелляционная, кассационная). В судах сегодня активно обсуждаются расширение области применения суда присяжных, создание в Астане Международного арбитражного центра на примере опыта в Дубаи, а также создание отдельного судопроизводства по инвестиционным спорам.
В заинтересованном разговоре по всему спектру пунктов реформы и Плана нации «100 конкретных шагов» принимают участие не только действующие судьи, члены комиссий по кадровому резерву и комиссий по этике, председатели филиалов Союза судей, но и судьи, зачисленные в кадровый резерв на должность председателей районных судов и кандидатов в судьи, прошедшие или проходящие стажировку в судах.
Мы вправе ожидать, что все эти меры позволят улучшить качество прохождения стажировки кандидатами в судьи в судах, обеспечат квалифицированный отбор кандидатов на судейские должности, на должности председателей районных судов, создадут адекватную дисциплинарную систему для повышения ответственности судей.
Раушан Турсымбаева, судья Бостандыкского районного суда города Алматы
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript