Еще один шаг для удобства граждан в судах
Zakon.kz
Один из внедренных онлайн сервисов - подача исковых заявлений в форме электронного документа.
Электронное правосудие в Казахстане развивается достаточно быстрыми темпами. С каждым годом появляется все больше новых электронных сервисов, направленных на оперативное и максимальное удовлетворение запросов населения при взаимодействии с судами. Также активно развивается законодательство в этой сфере.
Один из внедренных онлайн сервисов - подача исковых заявлений в форме электронного документа. Население сразу оценило его преимущество. Об этом свидетельствует статистика, возрастающая из года в год. Так, с июля 2014 года из 402 228 поданных в суды исковых заявлений 85 694 или 21,3% осуществлено через сервис «Судебный кабинет». За 10 месяцев текущего года эта цифра составила 234 192 или 40,2% от 582 301 исковых заявлений. То есть динамика налицо.
Между тем, при приеме искового заявления в электронном виде возникали вопросы о подлинности электронного документа, подтверждающего факт оплаты госпошлины. Так, при обращении через сервис «Судебный кабинет» в качестве подтверждения факта оплаты госпошлины часто используется сканированная копия квитанции об оплате, вместо проведения платежей онлайн посредством платежного шлюза «электронного правительства» (далее - ПШЭП). Платежи, проведенные посредством ПШЭП, имеют действующие инструменты проверки факта проведения платежа, чего нельзя сказать о сканированных копиях квитанций об оплате.
При этом электронные запросы судов не удовлетворялись банками второго уровня в виду отнесения этих сведений в соответствии со статьей 50 Закона «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» (далее - Закон) к банковской тайне. В целях разрешения этой задачи, Верховным судом инициировано внесение изменений в указанную статью Закона, которые вступили в действие 14 ноября 2015 года.
До введения в действие данной нормы была создана совместная рабочая группа, состоящая из числа сотрудников Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде (аппарат Верховного суда), Комитета казначейства Министерства финансов и АО «НИТ». Со всеми банками второго уровня были проведены рабочие встречи по разъяснению вводимых законодательных мер и проработаны схемы информационного взаимодействия.
По итогам этого были реализованы меры по интеграционному взаимодействию между информационной системой судебной органов и ПШЭП.
ПШЭП, в свою очередь, связан с банками второго уровня и Министерством финансов в части получения информации по поступлению денежных средств в бюджет. Это позволяет оптимизировать процедуру проверки легитимности уплаты госпошлины при обращении в суд.
Интеграционным взаимодействием также предусмотрена процедура проверки легитимности уплаты штрафов, назначенных судами и поступления денежных средств в бюджет. Взаимодействие между судебной системой и банками второго уровня через ПШЭП позволит организовать проверку достоверности квитанций об оплате госпошлины в бюджет при обращении в суд. Кроме того, это обеспечит взаимодействие между системами Комитета казначейства Министерства финансов РК и ПШЭП по обмену информацией о поступлении внесенных денежных средств в бюджет (госпошлины, штрафа), либо о возврате платежа (госпошлины).
Здесь необходимо отметить новую законодательную норму. Сегодня судами в соответствии с частью первой статьи 155 действующего Гражданского процессуального кодекса, исковые заявления, в случае несоответствия определенным требованиям (например, если госпошлина уплачена неправильно), выносятся определения об оставлении искового заявления без движения и предоставляется срок для исправления недостатков. В новом Гражданском процессуальном кодексе, вступающем в силу с 1 января 2016 года, оставление искового заявления без движения не предусмотрено. То есть документы по судебному спору будут просто возвращены заявителю.
В связи с этим, хочется отметить, что лицам, обращающимся в суд за судебной защитой, следует быть более внимательными при оплате госпошлины. Особое внимание необходимо обращать на правильное определение ее размера и заполнение всех необходимых реквизитов, с целью исключения возврата искового заявления.
Для этого в сервисе «Судебный кабинет» в помощь пользователям предоставлена возможность определить размер госпошлины с помощью онлайн калькулятора в соответствии с требованиями налогового законодательства. Также на интернет-ресурсе судебных органов sud.gov.kz имеется информация о ставках госпошлины в судах. Если обратиться к статистике, то за 2014 год в бюджет поступило 7 млрд. 827 млн.тенге государственной пошлины, за 10 месяцев 2015 года 6 млрд. 615 млн. тенге.
Указанные нововведения относительно получения информации по поступлению госпошлины в бюджет планируется ввести в пилотном режиме в военных судах с декабря месяца 2015 года. С 2016 года, они будут внедрены во всех судах республики, повсеместно. Соответственно принимать и перечислять госпошлину в бюджет и предоставлять об этом информацию суду, смогут только банки второго уровня, реализовавшие интеграцию с ПШЭП.
На сегодня интеграцию с ПШЭП осуществили АО «Казпочта» и АО «Народный банк Казахстана». Вторым этапом до конца года будут интегрированы АО «Алтын банк», АО «Эксимбанк», АО «Азия кредит банк», АО «Нурбанк», АО «Евразийский банк», АО «Банк RBK» и АО «Цеснабанк». На третьем этапе будут подключены АО «Казкоммерцбанк», АО «RBS банк», АО «Дочерний банк Пакистана», АО «Банк Астана-финанс», АО «DeltaBank», АО «АТФБанк», АО «Банк ВТБ (Казахстан)», АО «KASPI BANK», АО «Сбербанк», АО «Fortе Bank», АО «QazaqBanki», АО «КазИнвестБанк» и АО «Исламский банк Al Hilal».
Аналогичное взаимодействие с ПШЭП могут провести и другие государственные органы, что позволило бы им сформировать и обеспечить достоверность сведений о поступлениях государственной пошлины и других обязательных платежей в бюджет, в том числе и при оказании государственных услуг для населения без предъявления квитанции об оплате на бумажных носителях.
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript