Как проводят судебную религиоведческую экспертизу
Zakon.kz
Экспертиза предполагает рассмотрение пропаганды с позиции проповедования идей по религиозным мотивам, где усматриваются призывы к проповедованию или следованию тому или иному религиозному учению, в том числе запрещенным на территории страны.
Изучение религиозной ситуации в Казахстане на сегодняшний день принимает все большую актуальность. Требует исследований вопрос степени влияния религии на гражданское общество, увеличении уровня религиозного фанатизма среди казахстанцев в его крайнем проявлении в форме экстремизма и побуждения одних лиц другими к совершению террористических актов по религиозным мотивам.
На основе анализа ведущих ученых и религиоведов страны вырисовывается общая картина состояния дел в религии, религиозных объединениях имеющих деструктивную структуру. Однако данная оценка носит рекомендательный характер и основана на объективно-субъективной точке зрения, практическом опыте и научно-теоретических разработках о происходящих событиях в области религии.
Отсутствие единого подхода к проблеме нередко приводит к множественным определениям религиозных структур и организаций, к разночтению религиозных материалов, в которых многие по субъективным причинам не усматривают противоправные или же традиционно не приемлемые для народа действия.
Это вызывает нарушения правопорядка, отклонения от общепринятых норм в обществе, росту распространяемой пропагандистской информации об установлении теократического общества посредством насильственных действий по религиозным мотивам, разжиганию религиозной, национальной вражды одной религиозной группы к другой, побуждению к совершению террористических актов (джихад), что является нарушением конституционного строя нашего государства.
Для Казахстана, являющегося светским государством, характерно не только разделение государства от религии, но и имеющие место процессы взаимодействия светских основ государственности и религиозных устоев граждан, отсутствие предпочтения какой-либо религиозной конфессии и равенство религиозных объединений перед законом. Обеспечение права человека на свободу совести и вероисповедания исторически претерпевало немало изменений, отражаясь в поиске наиболее удобной позиции выражения своих идей и взглядов на ту или иную проблему.
Закрепление прав и обязанностей религиозных объединений и непосредственно верующего, как гражданина страны, является обязательным для процесса регулирования правовых отношений между государством и обществом.
Аккумулируя экспертный опыт и научно-исследовательские разработки ведущих религиоведов страны, возросшее число назначения экспертиз по материалам религиозного характера вызвало необходимость в открытии нового направления в судебной экспертизе – судебной религиоведческой экспертизы.
В данной статье проводится анализ современного состояния судебной религиоведческой экспертизы, особенности назначения экспертизы по материалам религиозного характера и выявление в них характерных признаков религиозного экстремизма и терроризма.
В соответствии с возрастанием религиозной активности наблюдается рост распространения религиозных материалов, содержащих пропаганду экстремизма и терроризма, информации агитационного характера, призывающей к вступлению в ряды религиозных организаций деструктивного толка, установлению теократического общества и разжиганию религиозной вражды и розни.
Специфика материалов, содержащих такого рода сообщения, характеризуется наличием в них признаков, требующих углубленного изучения и выработки новых подходов исследования научно-практического плана.
Проведение экспертного исследования по материалам религиозного характера с использованием разработанных в Центре судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан научно-методических пособий, стандартных методик, основанные на научно-практических знаниях экспертов ЦСЭ МЮ РК, предусматривает объективное исследование материалов, с научной позиции, где учитываются признаки, содержащие те или иные правонарушения, могущие повлечь общественный резонанс.
Назначение судебной религиоведческой экспертизы ЦСЭ МЮ РК дает возможность органу, назначившему экспертизу, оценить характер религиозной организации, ее цели и задачи, выяснить степень угрозы для общественности, непосредственно выявить и в дальнейшем применить меры к лицам, распространяющим религиозную литературу в неустановленных местах.
Это касается и участников религиозных организаций, деятельность которых на территории Республики Казахстан запрещена судом, лиц, ведущих пропаганду установления теократического государственного строя, призывающих к разжиганию религиозной вражды и розни, агитирующих к выезду за пределы Казахстана для участия в вооруженных действиях по религиозным мотивам, что нарушает конституционные устои государства, приводит к дестабилизации в обществе.
Данный вид экспертизы проводится по материалам, связанным с расследованием таких уголовных дел, как: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (военизированный джихад), возбуждение религиозной вражды, призывы к насильственному изменению конституционного строя Республики Казахстан (в рамках пропаганды установления теократии на территории РК), пропаганда терроризма или публичные призывы к совершению акта терроризма по религиозным мотивам, создание, руководство террористической группой и участие в ее деятельности, организация и участие в деятельности религиозного объединения после решения суда о запрете его деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма, терроризма.
Ранее данные материалы исследовались в рамках судебной психолого-филологической экспертизы, которые требовали применения специальных научных знаний в области религиоведения, исламоведения и политологии.
Однако ввиду того, что данные тексты содержат религиозную терминологию и определения, выражающие основные цели и задачи религиозных деятелей, их исследование для экспертов-филологов и психологов вызывало затруднения.
Определение религиозного течения, характер объектов, теологической терминологии и символики, их значение, различия одной религиозной группы от другой не входит в компетенцию данных специалистов в области филологии и психологии в силу специфики специальных научных знаний. В результате исследование не раскрывает полноты содержания передаваемой информации, решение некоторых экспертных задач выполняются не в полном объеме. В связи с чем, в соответствии с Приказом Министра юстиции за №52 от 26 января 2015 года было принято решение о выведении судебной религиоведческой экспертизы как самостоятельного вида экспертизы.
Судебная религиоведческая экспертиза предполагает рассмотрение пропаганды с позиции проповедования идей по религиозным мотивам, где усматриваются призывы к проповедованию или следованию тому или иному религиозному учению, в том числе запрещенным на территории Республики Казахстан. Совершение агитационной проповеди в неустановленных законодательством местах отправления религиозного культа (кроме как в мечети, церкви, религиозных учреждениях).
Экспертиза направлена на выявление в содержании представленного материала (текстовой информации) признаков, пропагандирующих религиозную рознь, проповедование идей о приписывании враждебных действий одной религиозной группы против другой; объяснение бедствий и неблагополучия в прошлом, настоящем, будущем существованием целенаправленной деятельности определенных религиозных групп.
Для решения вопроса о совершении акта терроризма производится исследование в комплексе с политологом, религиоведом, поскольку сама диспозиция статей 255, 256 УК РК предполагает оценку создания опасности гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, оказания воздействия на принятие решений государственными органами Республики Казахстан, иностранным государством или международной организацией, провокации войны либо осложнения международных отношений, а также угрозы совершения указанных действий в тех же целях.
Что касается диспозиции статьи 179 УК РК о насильственном изменении конституционного строя Республики Казахстан, то судебно-экспертное религиоведческое исследование рассматривает ее с позиции угрозы насильственного нарушения светского, демократического строя религиозными организациями экстремистского толка, которые пропагандируют создание теократической системы правления (например, Исламское государство).
Вопросы, решение которых требует оценки угрозы безопасности, жизни, здоровью, нравственности или правам и свободам граждан, не входят в компетенцию экспертов. В данном случае необходимы заключения медицинского эксперта о степени нанесения вреда здоровью человека. Понятие о нравственности используется в широком смысле слова и не закреплено юридически, вопросы же о правах и свободах граждан являются правовыми.
В связи с чем, ниже предлагается следующая редакция вопросов для назначения судебной религиоведческой экспертизы ЦСЭ МЮ РК. При назначении экспертизы вопросы могут корректироваться в зависимости от назначаемого материала:
- К какому религиозному течению относятся идеи, содержащиеся в текстах исследуемых материалов?
- Относится ли исследуемый текст к религиозной организации «Хизбут Тахрир»/ «Таблиги джамагат»/саляфизму и т.п.?
- В каком значении используются религиозные термины в контексте разговоров/материала: «джихад», «шахид», «кафир», «тагут», «мушрик», «муртад», «джахилия», «хиджра», «амал», «зикр», «закят» и др.,
- Является ли исследуемый текст религиозным?
- Содержатся ли в материалах идеи джихада и самопожертвования по религиозным убеждениям?
- К кому обращены слова «тагут», «кафир», «джахиль», «муртад», «мунафик», «мушрик» и др.
- Имеется ли в тексте пропаганда/проповедование к совершению насильственных действий по религиозным убеждениям/ призывы к совершению джихада, убийству «кафиров/тагутчиков/джахилей и др.» по религиозным убеждениям?
- Содержатся ли в тексте пропаганда/религиозная агитация к «джихаду/ хиджре/ самопожертвованию по религиозным мотивам/ передаче имущества (закят)/ совершение «амала»/изгнание джинов/ выхода и/или сбора на религиозную проповедь в определенном помещении»?
- Содержатся ли в текстах исследуемых материалов проповеди агитационного характера?
- Имеются ли в представленном тексте высказывания об изначальной враждебности какой-либо религии по отношению к другой?
- Содержатся ли в объектах сведения, направленные на обучение изготовлению самодельных взрывных устройств?
- Имеются ли в представленных текстах идеи, проповедующие установление теократического государственного строя?
Необходимо отметить, что развитие данного вида экспертизы, деятельность которой сегодня охватывает широкий круг методологического и практического характера, является актуальной в решении вопроса о религиозном экстремизме и терроризме, имеет предупредительный характер в разрезе предотвращения проявления радикальных идей среди граждан Республики Казахстан.
Останавливаясь подробно на религиоведческом исследовании, хотелось бы обратить внимание на содержание поступающих на экспертизу объектов. В отличие от предыдущих лет, содержание текстов объектов значительно изменилось. Эти существенные различия ощутимы в совершаемых действиях, к которым призывают религиозные активисты с интернет ресурсов, агитационных листовок, видеообращений и видеоматериалов. В содержании религиозных материалов имеются устойчивые призывы к действиям, которые противоречат правам и свободам человека, международным конвенциям и декларациям, принятым мировым сообществом для защиты человека и гражданина от проявления агрессии, ущемления по национальному, религиозному, расовому, социальному признакам.
Если несколько лет назад на исследование предоставлялись книги, брошюры, аудиокассеты, то в настоящий момент, поступают такие объекты, в которых заметен значительный технический прогресс в отношении передачи информации посредством усовершенствования технологий. Активизация религиозных объединений, в основе которых лежат радикальные идеи экстремистского толка, представляющие угрозу национальной безопасности государства, появление новых типов религиозных организаций, определение которых требует дополнительного исследования.
В содержании текстов поступающих материалов наблюдаются видоизменение смыслового значения некоторых определений религиозной терминологии, что значительно отличается от религиозной ситуации в начале 2000-х годов. Так, анализ экспертной практики показывает, что в начале 2000-х годов наблюдался рост поступления экспертиз в отношении таких религиозных организаций как «Свидетели Иеговы», «Саентология», «Алля-Аят», по материалам религиозно-политической организации «Хизб-ут-Тахрир» и литературе ваххабистского толка, материалы экстремистского толка с записями проповедей Саида Бурятского на территории Северного Кавказа.
Материалы периода 2008-2011 годов содержат более радикальный настрой, последствием чего стали события на территории Западного и Южного Казахстана (Атырау, Уральск, Тараз) и г.Алматы (Тау Самал, Баганашыл) и другие.
С 2012 года основную часть исследований религиоведческого направления составляли материалы, пропагандирующие военизированный джихад на территории Сирии, выезд наших граждан на территорию военных действий, финансирование войны, распространение и агитация среди граждан идеи о необходимости создания единой теократической системы и борьбы с существующей «греховной» властью и представителями правоохранительных органов.
Что касается нынешней ситуации, то можно наблюдать появление множества религиозных объединений экстремистского толка, которые широко и открыто пропагандируют свои идеи через масс-медиа, печатные издания, видео-аудио продукцию и другие носители информации.
Появление новых религиозных организаций, догматика которых значительно отличается от вероучения ортодоксальных конфессий, приводит к развитию нового витка религиозной ситуации в стране, среди населения происходит переоценка духовных ценностей, изменение религиозного убеждения.
Экспертная задача сотрудников судебной религиоведческой экспертизы состоит в совершенствовании методов исследования, изучении материалов, составлении религиоведческого словаря теологических терминов, используемых непосредственно казахстанскими верующими с их спецификой распространения и понимания, исследование религиозных материалов с позиции объективной и независимой экспертной оценки.
Сегодня происходит политизация религиозных канонов экстремистскими деятелями, совершаются попытки дестабилизировать мирное сосуществование религиозных конфессий на территории Казахстана. Трансформация современного религиозного сознания в обществе, происходящая посредством усовершенствования технической передачи информации, политических процессов, изменения в социально-экономической сфере, позволяет вывести судебную религиоведческую экспертизу на новый уровень исследования.
Тем самым, судебно-религиоведческая экспертиза предполагает систематизированное исследование объектов различного уровня сложности и содержания. Особое внимание уделяется содержанию поступившего на исследование материала. В нем учитываются непосредственно наличие религиозного содержания, специфика терминологической базы передаваемой информации, наличие характерных признаков принадлежности к определенному религиозному течению, смысловое значение терминов и их употребление в контексте материала, проповедование идеи о необходимости совершения насильственных действий по религиозным мотивам.
Для полного исследования материалов, эксперт прибегает к научно-теоретическому и практическому использованию инструментария в вынесении заключения по материалам религиозного характера, которые должны быть построены, в обязательном порядке, на законности, объективности, всесторонности, беспристрастности, компетентности и научных знаниях судебного эксперта.
В дальнейшем развитие судебной религиоведческой экспертизы будет совершенствоваться научно-практическими методами и приемами, которые будут применяться в исследовании материалов, в зависимости от их специфики. Поскольку любые материалы, распространяемые субъектами религиозных организаций, передаваемые ими через любые носители информации, зафиксированные правоохранительными органами, являются доказательной информацией по делу.
Главной задачей в борьбе с религиозным экстремизмом на территории Казахстана, на наш взгляд, является сотрудничество с представителями правоохранительных органов, Комитетом по делам религии в Республике Казахстан, другими государственными органами, занимающимися проблемами религии, с Центром судебной экспертизы. Это позволит обмениваться достоверной информацией о деятельности той или иной религиозной организации, которая требует дополнительного изучения вследствие ее новообразования и деструктивности.
В нынешних условиях необходимо выработать единые подходы к изучению проблематики в области религии и формировании определений тех или иных религиозных организаций, их структуры и деятельности, во избежание разночтений и противоречий, всеми государственными подразделениями, занимающимися исследованием вопроса религии, для достижения единой цели
- создания благоприятных условий стабильности и согласия в нашем государстве.
Динара Мусина, главный эксперт Института судебной экспертизы по г.Алматы
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript