Временное содержание под стражей – процессуальные особенности
Zakon.kz
Новый УПК вводит в уголовно-процессуальную деятельность нового субъекта - следственного судью.
Всеобщей декларацией прав человека ООН от 10 декабря 1948 года зафиксированы основные права и свободы человека, в том числе при уголовном преследовании. Право на свободу и личную неприкосновенность также гарантировано основным законом страны. «Каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод» - гласит п.2 ст.13 Конституции Республики Казахстан. Эти и иные положения дали импульс реформированию правовой системы нашей страны, подняли авторитет судебной власти. Продолжение судебной реформы обусловлено и присоединением Казахстана к Международному пакту о гражданских и политических правах ООН от 19 декабря 1966 года.
Недавно приняты ключевые законодательные акты – Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы. Они содержат множество новелл и предусматривают новые правовые механизмы, отвечающие уголовной политике государства, тесно увязанной с процессами поступательного развития страны.
В числе новелл, содержащихся в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Казахстан в новой редакции, является введение в уголовно-процессуальную деятельность нового субъекта - следственного судьи. Статус следственного судьи определен в пункте 47 ст.7 УПК РК: это – «судья суда первой инстанции, осуществляющий предусмотренные настоящим Кодексом полномочия в ходе досудебного производства».
В части 3 статьи 54 УПК дано следующее определение: «Следственный судья – судья суда первой инстанции, к полномочиям которого относится осуществление в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, судебного контроля за соблюдением прав, свобод и законных интересов лиц в уголовном судопроизводстве…». Полномочия следственного судьи перечислены в статье 55 УПК, согласно пункту 9 ч.2 которой следственный судья выполняет иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом, в том числе санкционирует временное содержание лица под стражей.
Именно на этом полномочии судьи я хотела бы остановиться подробно, поскольку столкнулась в своей практике с тем, что орган уголовного преследования в недостаточной мере изучил данную норму закона.
В целом получение санкций и решений у следственного судьи предполагает разработку и движение определенных процессуальных документов органа уголовного преследования с участием прокурора и их обоснование перед ним. Принимая во внимание актуальность и сложность проблемы, не претендуя на бесспорность своей позиции, хотелось бы осветить свое видение вопроса временного содержания лица под стражей.
Итак, в силу ч.ч.1,2 статьи 588 УПК, после изучения представленных материалов и наличия достаточных оснований полагать, что задержанный является лицом, объявленным в розыск, и при отсутствии оснований, изложенных в статье 590 настоящего Кодекса, прокурор вносит за двенадцать часов до истечения 72-часового срока задержания лица в районный и приравненный к нему суд ходатайство о применении временного содержания под стражей сроком на сорок суток с момента задержания или иной установленный соответствующим международным договором Республики Казахстан срок до поступления запроса о его выдаче (экстрадиции).
К ходатайству приобщаются:
1) протокол задержания лица;
2) документы, содержащие данные о совершении лицом преступления на территории иностранного государства и избрании в отношении него меры пресечения компетентным органом иностранного государства;
3) документы, подтверждающие личность задержанного.
Кроме того, в соответствии с требованиями части 2 статьи 587 УПК, в течение семидесяти двух часов должны быть установлены личность задержанного лица, его гражданская принадлежность, истребована от инициатора розыска информация об обстоятельствах совершенного деяния, текст статьи, в соответствии с которой это деяние признается преступлением, решение компетентного органа о взятии его под стражу и объявлении в розыск, а также подтверждение о необходимости взятия лица под стражу.
Названные документы должны быть представлены суду за двенадцать часов до истечения 72-часового срока задержания лица, который обязан рассмотреть ходатайство не позднее 72 часов с момента задержания лица.
Рассмотрение ходатайства в силу части 2 статьи 56 УПК следственным судьей подлежит с проведением судебного заседания с участием соответствующих лиц и прокурора, о времени и месте которого заблаговременно извещаются сторона защиты и прокурор. По распоряжению следственного судьи судебное заседание может быть проведено в режиме видеосвязи. В ходе судебного заседания ведется протокол.
При рассмотрении ходатайства суд должен удостовериться, разъяснены ли задержанному права, предусмотренные ст.586 УПК, в частности, что лицо, в отношении которого рассматривается вопрос о выдаче (экстрадиции) в иностранное государство /в нашем случае - о временном содержании под арестом/, имеет право:
1) знать, по какому преступлению поступил запрос о его выдаче (экстрадиции);
2) иметь защитника и свидание с ним при условиях, обеспечивающих конфиденциальность общения, на присутствие защитника при допросах;
3) в случае задержания – на оповещение близких родственников, членов семьи или иных лиц о задержании и месте своего пребывания;
4) принимать участие в рассмотрении судом вопросов, связанных с его содержанием под стражей и запросом о его выдаче (экстрадиции).
Если отсутствуют сведения об этом, то суд наряду с разъяснением прав и обязанностей задержанного лица обязан разъяснить и вышеуказанные права.
Справедливое судебное разбирательство может иметь место исключительно при условии соблюдения судом всех конституционных принципов правосудия, уголовного процесса и общих условий главного судебного разбирательства. Эта аксиома, не требующая доказательств.
Мной, следственным судьей Сандыктауского районного суда Акмолинской области, было рассмотрено ходатайство процессуального прокурора о применении временного содержания под стражей сроком на сорок суток лица, объявленного в международный розыск и обвиняемого в совершении тяжких преступлений.
Постановлением следственного судьи в удовлетворении вышеуказанного ходатайства было отказано с вынесением решения о содержании разыскиваемого лица под стражей на период опротестования постановления суда и рассмотрения дела в областном суде.
Основанием этому послужило то, что орган преследования не предоставил суду достаточных оснований и документов, подтверждающих личность разыскиваемого и его гражданскую принадлежность, хотя обязан был приобщить их к ходатайству. Задержанный не имел паспорта либо другого документа, удостоверяющего его личность и гражданство.
Более того, к ходатайству была приложена плохо читаемая, а местами и вовсе нечитаемая ксерокопия текста постановления следователя по особо важным делам Следственного Управления по расследованию тяжких преступлений Генеральной Прокуратуры иностранного государства об объявлении розыска обвиняемого и его задержания, изложенная на русском языке. Фамилия следователя в ней неразборчива, отсутствует подпись, с указанием того, что перевод верен и заверена начальником отделения полиции. Этот документ и бланки других документов паспортной службы, изготовленные на иностранном языке, были представлены суду процессуальным прокурором, будучи заверенными его подписью и печатью для пакетов.
Согласно части 1 статьи 69 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, принятой в Кишиневе 7 октября 2002 г. следует, что компетентные органы юстиции Договаривающихся Сторон осуществляют по поручению розыск лица до получения запроса о его выдаче. При этом в силу части 3 вышеназванной нормы к поручению об осуществлении розыска прилагаются заверенная копия решения компетентного учреждения юстиции запрашивающей Договаривающейся Стороны о заключении разыскиваемого лица под стражу либо вступившего в законную силу приговора, сведения о неотбытой части наказания, а также фотография и отпечатки пальцев рук (если таковые имеются).
Необходимость принятия мер по установлению гражданства задержанного разыскиваемого лица также предусмотрена Инструкцией об объявлении международного розыска, исполнения и направления компетентными органами Республики Казахстан запросов и поручений по линии Интерпола, а также их обработки Национальным Центральным Бюро Интерпола в Республике Казахстан, утвержденной совместным приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 12 мая 2003 года N 260, Государственного секретаря - Министра иностранных дел Республики Казахстан от 17 января 2003 года N 08-1/7 и др. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 3 июня 2003 года N 2341. В ней же определен перечень сведений, которые должны содержаться в запросе об объявлении в международный розыск обвиняемого, осужденного и прилагаемых к нему документов, установлены основания и порядок идентификации граждан Республики Казахстан, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Кроме того, статьей 17 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам установлено, что при выполнении настоящей Конвенции учреждения юстиции Договаривающихся Сторон пользуются государственными языками Договаривающихся Сторон или русским языком. В случае исполнения документов на государственных языках Договаривающихся Сторон к ним прилагаются заверенные переводы на русский язык. Статьей 4 частью третьей Конституции Республики Казахстан предусмотрено, что ратифицированные ею международные договоры имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно.
Процессуальный же прокурор, не удостоверившись в том, что документы о розыске поступили от инициатора розыска в лице Генеральной прокуратуры договаривающейся стороны, а не в виде письма от начальника районного отдела внутренних дел, при наличии надлежащим образом не заверенных постановления и других документов, часть из которых изготовлена на иностранном языке, противоречивых сведений о личности задержанного /в документах не совпадали анкетные данные/, бесспорных доказательств о его гражданской принадлежности, обратился в суд с соответствующим ходатайством.
Действующим уголовно-процессуальным законом на суды не возложена обязанность по своей инициативе производства сбора информации об установлении личности и гражданстве лица, на которого испрашивается санкция на его временное содержание под стражей до его запроса об экстрадиции, в связи с чем, необходимо вынесение следственным судьей по таким фактам частного постановления.
В завершение хотелось бы отметить, что обжалование, опротестование и проверка законности и обоснованности постановления следственного судьи осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 107 УПК РК. Пересмотр в кассационном и надзорном порядке постановлений следственного судьи районного суда и постановлений судьи областного суда, вынесенных по результатам рассмотрения жалоб, протестов на постановления следственного судьи законом не предусмотрен.
Лариса Сексенбаева, судья Сандыктауского районного суда Акмолинской области
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript