Лента новостей
0

Временное содержание под стражей – процессуальные особенности

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 16.11.2015 20:28 Zakon.kz
Новый УПК вводит в уголовно-процессуальную деятельность нового субъекта - следственного судью.
Всеобщей декларацией прав человека ООН от 10 декабря 1948 года зафиксированы основные права и свободы человека, в том числе при уголовном преследовании. Право на свободу и личную неприкосновенность также гарантировано основным законом страны. «Каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод» - гласит п.2 ст.13 Конституции Республики Казахстан. Эти и иные положения дали импульс реформированию правовой системы нашей страны, подняли авторитет судебной власти. Продолжение судебной реформы обусловлено и присоединением Казахстана к Международному пакту о гражданских и политических правах ООН от 19 декабря 1966 года.
Недавно приняты ключевые законодательные акты – Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы. Они содержат множество новелл и предусматривают новые правовые механизмы, отвечающие уголовной политике государства, тесно увязанной с процессами поступательного развития страны.
В числе новелл, содержащихся в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Казахстан в новой редакции, является введение в уголовно-процессуальную деятельность нового субъекта - следственного судьи. Статус следственного судьи определен в пункте 47 ст.7 УПК РК: это – «судья суда первой инстанции, осуществляющий предусмотренные настоящим Кодексом полномочия в ходе досудебного производства».
В части 3 статьи 54 УПК дано следующее определение: «Следственный судья – судья суда первой инстанции, к полномочиям которого относится осуществление в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, судебного контроля за соблюдением прав, свобод и законных интересов лиц в уголовном судопроизводстве…». Полномочия следственного судьи перечислены в статье 55 УПК, согласно пункту 9 ч.2 которой следственный судья выполняет иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом, в том числе санкционирует временное содержание лица под стражей.
Именно на этом полномочии судьи я хотела бы остановиться подробно, поскольку столкнулась в своей практике с тем, что орган уголовного преследования в недостаточной мере изучил данную норму закона.
В целом получение санкций и решений у следственного судьи предполагает разработку и движение определенных процессуальных документов органа уголовного преследования с участием прокурора и их обоснование перед ним. Принимая во внимание актуальность и сложность проблемы, не претендуя на бесспорность своей позиции, хотелось бы осветить свое видение вопроса временного содержания лица под стражей.
Итак, в силу ч.ч.1,2 статьи 588 УПК, после изучения представленных материалов и наличия достаточных оснований полагать, что задержанный является лицом, объявленным в розыск, и при отсутствии оснований, изложенных в статье 590 настоящего Кодекса, прокурор вносит за двенадцать часов до истечения 72-часового срока задержания лица в районный и приравненный к нему суд ходатайство о применении временного содержания под стражей сроком на сорок суток с момента задержания или иной установленный соответствующим международным договором Республики Казахстан срок до поступления запроса о его выдаче (экстрадиции).
К ходатайству приобщаются:

1) протокол задержания лица;
2) документы, содержащие данные о совершении лицом преступления на территории иностранного государства и избрании в отношении него меры пресечения компетентным органом иностранного государства;
3) документы, подтверждающие личность задержанного.
Кроме того, в соответствии с требованиями части 2 статьи 587 УПК, в течение семидесяти двух часов должны быть установлены личность задержанного лица, его гражданская принадлежность, истребована от инициатора розыска информация об обстоятельствах совершенного деяния, текст статьи, в соответствии с которой это деяние признается преступлением, решение компетентного органа о взятии его под стражу и объявлении в розыск, а также подтверждение о необходимости взятия лица под стражу.
Названные документы должны быть представлены суду за двенадцать часов до истечения 72-часового срока задержания лица, который обязан рассмотреть ходатайство не позднее 72 часов с момента задержания лица.
Рассмотрение ходатайства в силу части 2 статьи 56 УПК следственным судьей подлежит с проведением судебного заседания с участием соответствующих лиц и прокурора, о времени и месте которого заблаговременно извещаются сторона защиты и прокурор. По распоряжению следственного судьи судебное заседание может быть проведено в режиме видеосвязи. В ходе судебного заседания ведется протокол.
При рассмотрении ходатайства суд должен удостовериться, разъяснены ли задержанному права, предусмотренные ст.586 УПК, в частности, что лицо, в отношении которого рассматривается вопрос о выдаче (экстрадиции) в иностранное государство /в нашем случае - о временном содержании под арестом/, имеет право:
1) знать, по какому преступлению поступил запрос о его выдаче (экстрадиции);
2) иметь защитника и свидание с ним при условиях, обеспечивающих конфиденциальность общения, на присутствие защитника при допросах;
3) в случае задержания – на оповещение близких родственников, членов семьи или иных лиц о задержании и месте своего пребывания;
4) принимать участие в рассмотрении судом вопросов, связанных с его содержанием под стражей и запросом о его выдаче (экстрадиции).
Если отсутствуют сведения об этом, то суд наряду с разъяснением прав и обязанностей задержанного лица обязан разъяснить и вышеуказанные права.
Справедливое судебное разбирательство может иметь место исключительно при условии соблюдения судом всех конституционных принципов правосудия, уголовного процесса и общих условий главного судебного разбирательства. Эта аксиома, не требующая доказательств.
Мной, следственным судьей Сандыктауского районного суда Акмолинской области, было рассмотрено ходатайство процессуального прокурора о применении временного содержания под стражей сроком на сорок суток лица, объявленного в международный розыск и обвиняемого в совершении тяжких преступлений.
Постановлением следственного судьи в удовлетворении вышеуказанного ходатайства было отказано с вынесением решения о содержании разыскиваемого лица под стражей на период опротестования постановления суда и рассмотрения дела в областном суде.
Основанием этому послужило то, что орган преследования не предоставил суду достаточных оснований и документов, подтверждающих личность разыскиваемого и его гражданскую принадлежность, хотя обязан был приобщить их к ходатайству. Задержанный не имел паспорта либо другого документа, удостоверяющего его личность и гражданство.
Более того, к ходатайству была приложена плохо читаемая, а местами и вовсе нечитаемая ксерокопия текста постановления следователя по особо важным делам Следственного Управления по расследованию тяжких преступлений Генеральной Прокуратуры иностранного государства об объявлении розыска обвиняемого и его задержания, изложенная на русском языке. Фамилия следователя в ней неразборчива, отсутствует подпись, с указанием того, что перевод верен и заверена начальником отделения полиции. Этот документ и бланки других документов паспортной службы, изготовленные на иностранном языке, были представлены суду процессуальным прокурором, будучи заверенными его подписью и печатью для пакетов.
Согласно части 1 статьи 69 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, принятой в Кишиневе 7 октября 2002 г. следует, что компетентные органы юстиции Договаривающихся Сторон осуществляют по поручению розыск лица до получения запроса о его выдаче. При этом в силу части 3 вышеназванной нормы к поручению об осуществлении розыска прилагаются заверенная копия решения компетентного учреждения юстиции запрашивающей Договаривающейся Стороны о заключении разыскиваемого лица под стражу либо вступившего в законную силу приговора, сведения о неотбытой части наказания, а также фотография и отпечатки пальцев рук (если таковые имеются).
Необходимость принятия мер по установлению гражданства задержанного разыскиваемого лица также предусмотрена Инструкцией об объявлении международного розыска, исполнения и направления компетентными органами Республики Казахстан запросов и поручений по линии Интерпола, а также их обработки Национальным Центральным Бюро Интерпола в Республике Казахстан, утвержденной совместным приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 12 мая 2003 года N 260, Государственного секретаря - Министра иностранных дел Республики Казахстан от 17 января 2003 года N 08-1/7 и др. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 3 июня 2003 года N 2341. В ней же определен перечень сведений, которые должны содержаться в запросе об объявлении в международный розыск обвиняемого, осужденного и прилагаемых к нему документов, установлены основания и порядок идентификации граждан Республики Казахстан, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Кроме того, статьей 17 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам установлено, что при выполнении настоящей Конвенции учреждения юстиции Договаривающихся Сторон пользуются государственными языками Договаривающихся Сторон или русским языком. В случае исполнения документов на государственных языках Договаривающихся Сторон к ним прилагаются заверенные переводы на русский язык. Статьей 4 частью третьей Конституции Республики Казахстан предусмотрено, что ратифицированные ею международные договоры имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно.
Процессуальный же прокурор, не удостоверившись в том, что документы о розыске поступили от инициатора розыска в лице Генеральной прокуратуры договаривающейся стороны, а не в виде письма от начальника районного отдела внутренних дел, при наличии надлежащим образом не заверенных постановления и других документов, часть из которых изготовлена на иностранном языке, противоречивых сведений о личности задержанного /в документах не совпадали анкетные данные/, бесспорных доказательств о его гражданской принадлежности, обратился в суд с соответствующим ходатайством.
Действующим уголовно-процессуальным законом на суды не возложена обязанность по своей инициативе производства сбора информации об установлении личности и гражданстве лица, на которого испрашивается санкция на его временное содержание под стражей до его запроса об экстрадиции, в связи с чем, необходимо вынесение следственным судьей по таким фактам частного постановления.
В завершение хотелось бы отметить, что обжалование, опротестование и проверка законности и обоснованности постановления следственного судьи осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 107 УПК РК. Пересмотр в кассационном и надзорном порядке постановлений следственного судьи районного суда и постановлений судьи областного суда, вынесенных по результатам рассмотрения жалоб, протестов на постановления следственного судьи законом не предусмотрен.

Лариса Сексенбаева, судья Сандыктауского районного суда Акмолинской области

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: