Как меняется пенитенциарная система в Казахстане
Zakon.kz
Криминологи отмечают, что переход на покамерное содержание снизит количество преступлений в пенитенциарных учреждениях.
Среди наиболее часто обсуждаемых в последние годы проблем пенитенциарной системы в области уголовно-исполнительного права следует выделить – это покамерное размещение заключенных и трудозанятость осужденных. В СМИ не так давно прошла информация, что в Казахстане скоро построят современные тюрьмы с повышенной комфортностью. Конечно, тюремную камеру, даже соответствующую санитарно-гигиеническим нормам и международным стандартам, весьма сложно назвать «тюрьмой повышенной комфортности». Тюрьма комфортной не может быть априори - это журналистский прием.
Криминологи отмечают, что переход на покамерное содержание снизит количество преступлений в пенитенциарных учреждениях. В прошлые годы около 90% осужденных отбывают наказания за тяжкие и особо тяжкие преступления: 27 % - совершение убийства, 24% - за кражи, грабежи, разбои, 18% - за незаконное распространение наркотиков, 10% - за нанесение тяжких телесных повреждений, 8% - за сексуальное насилие, 7% - за коррупционные преступления, 6% - другие. В настоящее время криминогенный состав заключенных по сравнению с прошлыми годами не претерпел серьезных изменений.
Проводимая в республике работа по гуманизации уголовного законодательства, расширению сферы применения наказаний, не связанных с лишением свободы, значительно повлияла на сокращение количества осужденных, находящихся в местах лишения свободы.
В настоящее время основная доля исправительных учреждений имеют отрядно-барачную форму содержания, т.е. на территории колонии стоит несколько бараков, в каждом из которых одновременно проживают 50-80 осужденных. По словам Министра внутренних дел РК К.Касымова 50 исправительных учреждений находятся в ветхом и аварийном состоянии. Стены некоторых из них помнят ещё советских политзаключенных и «врагов народа». Эти исправительные учреждения построили в начале двадцатого века. Содержание в таких помещениях с одной стороны, создает предпосылки для ухудшения санитарно-гигиенического состояния, с другой – содействует распространению криминальной субкультуры.
Попадая в такие исправительные колонии, заключенные не имеют возможности уединиться и оградить себя от влияния тюремных лидеров, отрицательно характеризующихся осужденных, злостных нарушителей, поэтому руководствуясь инстинктом самосохранения, вынуждены приспосабливаться к существующим там правилам взаимоотношений.
Вопрос перехода на покамерное содержание закреплен в Концепции правовой политики Республики Казахстан на 2010-2020 годы, в которой сказано что «для мест лишения свободы важным является обеспечение безопасности личности, соблюдение прав и законных интересов лиц, отбывающих данный вид наказания, путем постепенного перехода к камерному порядку содержания, при котором осужденный, имея в дневное время возможность передвижения и межличностного общения в пределах учреждения, в ночное время был бы изолирован в отдельном помещении».
Правоохранительными органами неоднократно обсуждались вопросы покамерного содержания, в том числе и на заседании Правительства Казахстана. Принята Государственная программа дальнейшей модернизации правоохранительной системы Республики Казахстан на 2014-2020 годы, где предусмотрена проработка вопроса строительства типовых специализированных исправительных учреждений в рамках государственно-частного партнерства (п.77). В некоторых регионах акиматами выделены земельные участки для строительства новых исправительных учреждений.
Однако переход на покамерное содержание требует серьезных бюджетных затрат. По расчетам МВД необходимо строительство 25 подобных исправительных учреждений. В этой связи Правительство прорабатывает вопрос по разным направлениям: с представителями деловых кругов за рубежом, имеющих опыт строительства и управления работой исправительных учреждений; с Управлением ООН по наркотикам и преступности, оказывающим расширенную техническую помощь по содержанию заключенных в соответствии с международными стандартами и правилами; с представителями Международного банка реконструкции и развития и другими организациями.
В настоящее время при обсуждении Плана нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ», рассматривается в том числе и вопрос о выработке предложений по привлечению частного сектора в строительство, содержание и управление пенитенциарными учреждениями (шаг 34). Прорабатываются возможности строить исправительные учреждения современного типа, отвечающие международным стандартам с участием бизнес-структур по принципу государственно-частного партнерства.
Трудозанятость заключенных
На протяжении последних 10 лет занятость заключенных на оплачиваемых работах не превышает 50%. Решение вопроса трудозанятости обеспечит не только исправление осужденных, поддержание и развитие профессиональных навыков, оказание материальной помощи семьям, но и реализует такую важную функцию уголовного процесса, как восстановление социальной справедливости и возмещение ущерба.
В этой связи МВД разработан План мероприятий «Занятость в колониях - 2017», предусматривающий ряд законодательных инициатив и практических мер по обеспечению трудом заключенных с привлечением субъектов частного предпринимательства.
Рассматривая вопросы пенитенциарной системы нельзя не сказать о некоторых новеллах новой редакции Уголовно-исполнительного кодекса, который существенно изменил требования к режиму содержания заключенных в зависимости от степени безопасности.
Для сравнения приведем в таблице виды названий исправительных учреждений в новой и старой редакциях кодекса.
УИК (2014 г.) УИК (1997 г.)
Минимальной безопасности Колонии-поселения
Средней безопасности Общий режим
Максимальной безопасности Строгий режим
Чрезвычайной безопасности Особый режим
Полной безопасности Тюрьма
Смешанной безопасности С разными видами режимов (следственные изоляторы)
Данная классификация позволяет в полной мере использовать условия отбывания наказания для повышения его эффективности, а также существенным образом упорядочивает структуру и правила организации деятельности учреждений.
В пределах одного учреждения осужденные могут находиться в строгих, обычных, облегченных и льготных условиях отбывания наказания. Эта система предусматривает поэтапное изменение условий содержания осужденных в зависимости от их поведения: положительно характеризующиеся (осужденные делятся на три группы: первой, второй и третьей степени исправления); отрицательно характеризующиеся (осужденные также разделяются на три группы: нарушители установленного порядка отбывания наказания, систематически нарушающие установленный порядок отбывания наказания, злостные нарушители).
Этими положениями значительно расширены возможности индивидуализации исполнения наказания и подготовки заключенных к жизни вне заключения.
В соответствии со ст.8 УИК в исправлении осужденных могут участвовать попечительские и общественные наблюдательные советы, комитеты родителей осужденных, профессиональные союзы, трудовые коллективы, зарегистрированные в установленном законодательством порядке общественные, религиозные объединения, общественные и благотворительные фонды, политические партии, другие организации, а также граждане. Кроме этого, Положение о попечительском совете действует не только в воспитательных колониях, а также во всех учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Сравнительно-правовой анализ Уголовно-исполнительного кодекса с международными документами по правам человека и международными стандартами обращения с осужденными позволяет сделать вывод, что национальное законодательство в большей степени соответствует международным требованиям. Одной из важных положительных черт следует отметить, что в УИК РК 2014 г. в отличие от Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан 1997 года определено, что уголовно-исполнительное законодательство основывается не только на Конституции Республики Казахстан, но также и на общепризнанных принципах и нормах международного права, а также на международных договорах, ратифицированных Республикой Казахстан, которые имеют приоритет перед УИК и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.
Николай Турецкий, секретарь Казахстанского союза юристов, заместитель председателя Правового совета при партии «Нұр Отан»
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript